Русская линия
Шестое чувствоИгумен Петр (Пиголь)20.10.2007 

«В жизни ничего не бывает случайным!..»

игумен Петр (Пиголь)
игумен Петр (Пиголь)
Сегодня у нас в гостях — игумен Петр (Пиголь), первый проректор Православного богословского университета св. Иоанна Богослова, заведующий информационно-издательским сектором Отдела религиозного образования и катехизации Русской православной церкви. Когда общаешься с ним, сразу же понимаешь, что перед тобой — настоящий монах, посвятивший Богу всю свою жизнь без остатка. Игумен Петр провел немалую часть жизни на Святой Горе Афон, познав на практике молитвенные традиции этого всемирно известного островного монашеского государства. Афонский опыт вошел в плоть и кровь отца Петра. В нем ощущается строгий внутренний мир, молитвенная сосредоточенность и искреннее расположение к собеседнику. Конечно, проректорство и издательские труды требуют от него и усилий и времени. Пока продолжалась наша беседа, несколько молодых людей осторожно подходили к батюшке с зачетками и с извечной студенческой мольбой в глазах пытались договориться с ним о пересдаче какого-то предмета. Работники издательства то и дело обращались к отцу Петру со своими неотложными проблемами. И без конца звонил его мобильный телефон. Я смотрел на отца Петра и думал о том, как нелегко ему, наверное, находиться в такой суете. Конечно, все это — ответственные церковные послушания, важные и нужные духовные заботы: и успеваемость студентов, и издаваемые книги. Что ж, видимо, игумен Петр достиг того духовного опыта, когда пришло уже время делиться им с людьми. В этом, кстати, и состоит одна из целей подлинного монашества — молиться за спасение мира, подавать целительные духовные советы нуждающимся людям, вести их по узкому пути спасения.

Темой нашей беседы был личный опыт отца Петра в его приходе к Богу, феномен внутреннего преображения человека, понятие благодати и законы ее действия в человеческой душе.

— Отец Петр! Люди по-разному приходят к вере. Кто — через надлом в душе, кто — через трагедию, кто как. Бывает, что о душе и Боге человек размышляет с детства, потому что получил соответствующее воспитание. Правда, таких семей на сегодняшний день — все меньше и меньше. Но в любом случае этот приход — дар Божий. И каждый по-разному им пользуется. Скажите, в какое время жизни вы подошли вплотную к понятию о Боге?

— Справедливо говорят о том, что пути Господни — неисповедимы. Судьба у каждого человека — особая. В ней отражается Промысел Божий. Господь заботится и печется о каждом из нас, желая, чтобы все мы пришли в разум истины. Однако видение Промысла Божиего наступает не сразу. То же происходило и со мной. Хотя я и вырос в традиционной православной семье, с верующими родителями, но веру эту воспринимал скорее разумом, а не сердцем. О Боге я знал с младенчества, но знание это было отвлеченным. Думаю, что благим изменениям в моей душе способствовал мой дядя по матери, который был священником. Видно, он сильно молился за меня. Поэтому те события, которые могли бы печально отразиться на моей жизни, меня в юности благополучно миновали.

Более близко я ощутил Бога, когда служил на Северном флоте. Это ощущение прозвучало во мне как Божественное откровение. Однажды я понял, что цепь определенных событий, которая произошла в моей жизни, была совсем не случайна. Мне стал вдруг ясен их потаенный смысл. И это меня поразило. Что именно? А то, что, оказывается, обо мне заботятся, направляют и ограждают от всяких опасностей.

— В чем это выразилось?

— Если говорить по-мирски, то в ряде «незначительных» случаев. Однажды их результатом, по всем расчетам, должна была стать страшная катастрофа. А ее-то и не было. На нашей подлодке произошла авария и начался пожар. Однако он не имел тех печальных последствий, которые по всем параметрам должны были случиться. Мы справились с пожаром прежде, чем он пришел в состояние неотвратимости. Была и еще одна ситуация — как-то я сорвался сверху и упал. Но особых повреждений при этом не получил. Для многих это — просто везение. Но все отнюдь не так просто.

— Да, при пожаре решается вопрос о жизни и смерти всего экипажа.

— Совершенно верно. И логика в моих духовных размышлениях была такова. Происходит цепь случаев. Более или менее серьезных. Тебя не пробивает. Но потом происходит еще одно событие из этого же ряда — не большее и не меньшее. И вдруг тебе на его фоне раскрывается весь их смысл как выражение Промысла о тебе.

— А какой конкретный случай с Вами венчал всю цепь предшествующих событий?

— Наиболее яркое в этом смысле событие, которое я всегда вспоминаю с особой остротой — это все-таки пожар на подлодке. Я занимался тогда ремонтом и настройкой гидроакустических станций, обеспечивавших связь между подводной лодкой и кораблем. Второй прибор — генератор — расположен в самом низу, в отсеке, вблизи от излучателя. А излучатель находится в водной среде. И контакт между ними весьма проблемен, так как сальник часто пропускает воду, и ее нужно вовремя откачивать. А мы этот момент где-то прозевали. Открываем гидроакустический отсек, а он полностью, под люк, залит водой. Не сработала автоматика, и генератор оказался в воде. Ну, а соленая вода действует на приборы крайне негативно, и восстановить их после ее проникновения очень сложно. Чтобы удалить оттуда всю соль, надо продувать их паром под давлением.

Мы, как могли, все вымыли, но частично самые сложные приборы пришлось менять. Мне приказали восстановить гидроакустическую станцию. Все удалось сделать, настроить — и она вернулась в нормальное рабочее состояние. Однако на полной мощности, когда подается высокое напряжение в пять тысяч вольт на выходном блоке, мы ее еще не проверяли. И вот из центрального отсека поступает команда: включить станцию на максимально полную мощность. Когда ее включили, от высокого напряжения загорелись высоковольтные провода и начался пожар. Это случилось на глубине, а пожар в таких условиях особенно опасен и страшен. В памяти еще была жива трагическая история с подлодкой «К-19», когда в результате аварии погибло очень много людей. С нами могла произойти точно такая же история. Но нам удалось потушить пожар. Это была милость Божия, не иначе.

Тем не менее, важно, в конце концов, не столько то, что нас вразумляет, а степень нашей реакции на прикровенный голос свыше, звучащий через события прошлых лет. И — правильные выводы. Как говорил пророк Давид, «помянух дни древния, поучихся во всех делах Твоих» (Пс. 142, 5). Пожар на подлодке, осмысленный мною, наряду с другими событиями, несколько позже, ясно показал мне, что все мы ходим под Богом. И что благо для человека — смириться под крепкой рукой Божией и идти туда, куда направляет Господь. И — творить Его святую волю, а не свою. Иными словами — покоряться Его Промыслу и видеть в этом смысл жизни.

— Наверное, и традиционно-православный уклад вашей семьи, и молитвы дяди-священника — все это способствовало верному осознанию вами всей цепи жизненных событий. Неподготовленному человеку, не имеющему в своем прошлом традиций веры, правильно понять жизнь — сложнее.

— Несомненно, это так. В любом случае, сознательное памятование о Боге помогает более правильно выстраивать свою жизнь и ощущать адекватную ответственность за поступки. Мой внутренний переворот произошел в семидесятые годы. И хотя события этого периода — служба в ВМФ — лично для меня были достаточно суровы, я вспоминаю о них с огромной благодарностью.

Нельзя сказать, что моя жизнь в то время круто изменилась. Просто я стал относиться к ней с большей ответственностью. И — старался делать то, что дает удовлетворение глубинным запросам моей души. Не то, что модно, внешне принято или престижно. Я стал искать ответы на те внутренние вопросы, которые меня всегда беспокоили.

— Интересно, что многие люди испытывают подчас действие таких же сильных факторов, но к Богу не приходят. Ограничиваются решением проблем через психоаналитику, психотерапевтику и психосинтез. В чем дело?

— В то советское время, когда нам были недоступны Священное Писание и святоотеческая литература, ответы на ряд вопросов мы искали в тех источниках, которыми можно было пользоваться. Дело в том, что Господь каждого человека вразумляет особым образом. Например, у меня был настрой не обманывать себя и искать то, что требует душа. Выбор чтения был также обусловлен этими запросами. Всякое развлекательное чтение меня совершенно не удовлетворяло. Это был период, когда после службы в ВМФ я начал работать в промысловом флоте и уходить надолго в море. Продолжительность рейсов и обстановка эмоциональной ограниченности и однообразия — опускание трала, подъем трала, обработка рыбы — все это способствовало появлению определенных размышлений. На корабле была небольшая библиотека, где были представлены в основном классики. И я заметил, что мне нравятся те вещи, которые описаны Достоевским, Толстым (как художником). И открыл, что некоторые из книг по содержанию приносят мне внутреннее удовлетворение. Впоследствии, когда я уже учился в Духовной семинарии, мне стало ясно, что причина расположенности к тем или иным классикам была обусловлена их близостью к православию.

Кстати, мой интерес к духовным вопросам в то время не ограничился классиками, а перешел на психологию — психоанализ и разные методики с упражнениями. Это обучение было тогда вполне доступно — и через него я начал изучать мир своей души. Самое сильное впечатление на меня оказали упражнения по аутотренингу. Это было еще на подводной лодке, когда нам раздавали специальные брошюрки, содержавшие комплекс занятий по аутотренингу. Цель его была в том, чтобы помочь сосредоточиться в экстремальных ситуациях. Кроме того, я перечитал много литературы по истории аутотренинга, узнал о том, как эти методы появились в Европе и откуда именно они были заимствованы протестантскими священниками. Оказалось, что протестанты брали методы аутотренинга из восточной духовности, индийской йоги. Тогда я думал, что подобные упражнения могут быть вполне применимы даже православным христианином в борьбе с греховными страстями. Это заблуждение разрешилось у меня не сразу. Помогла и семинария, и мой скромный личный опыт относительно роли случаев в моей жизни. Слава Богу, я уже тогда признавал, что человек может заблуждаться, и всегда через молитву обращался к Господу за вразумлением.

— А чем аутотренинг так привлекает людей? В чем его эффект? В том, что он учит, как использовать свои резервные силы, как самому избавиться от всех проблем?

— Как следует из самого названия метода, «я сам себя тренирую, совершенствую, решаю свои внутренние и внешние проблемы». Этот комплекс по-своему действует и даже дает сразу некоторый результат. Который, собственно, и привлекает. Но он — кажущийся. Ибо основа метода — самовнушение. Да, оно результативно. Но этот путь, во-первых, не снимает глубоких внутренних проблем, а во-вторых, может привести к замыканию в себе и закрытию души и сердца от Бога.

— Если ты вообразишь, что ты — святой, и будешь методом аутотренинга добиваться этого состояния, внешне ты, может, и будешь выглядеть святым, но внутри тебя будут все те же невыкорчеванные страсти. Поэтому самовнушение — это не более чем иллюзия, которая распадется и исчезнет — и горько разочарует человека. И даже может вызвать страшную депрессию и суицидные настроения.

— Правильно. И самое печальное здесь в следующем: человек настраивается на то, что он для решения любых проблем располагает всеми силами внутри себя. Более того, он старается выявить эти силы и использовать их по назначению. На самом же деле человек полностью зависит от своего Творца. Источник жизни и всех сил человеческих находится не в нас самих, а только в Творце. Эту зависимость полностью разрушает самовнушение, которое настраивает тебя на «самость». А последняя, по словам известного русского святителя Феофана Затворника, является главным препятствием на пути правильной духовной жизни и спасения. Спасение возможно только в Боге и с помощью Божией. Через просвещение человека благодатью и очищение его сердца от греховной зависимости. Но эта проблема очень глубокая. Она не лежит на поверхности и открывается, к сожалению, не сразу.

Чтобы постичь этот путь, нужно сформировать в себе осознанное обращение к Богу за вразумлением. Должна быть молитва. Всякое искреннее моление, всякое слезное обращение к Богу обязательно будет Им услышано. И это обращение постепенно направит человека на нужный путь. К сожалению, самовнушение и «самость» не допускают даже и мысли о том, чтобы по-настоящему обратиться к Богу.

— Сегодняшний человек, как правило, духовно безграмотен и вместе с тем невероятно претенциозен. Он часто говорит: Бог у меня в душе — и предпочитает обращаться с духовными проблемами к психотерапевтам, а не к священнику. Интересно, а как вам еще в молодости удалось выйти из этого замкнутого, но такого «приятного», тешащего человеческое самолюбие состояния?

— Обращение к Богу и внимательность к складывающимся обстоятельствам из опыта прежней жизни — все это привело к тому, что в один прекрасный день, после целого ряда подготовительных обстоятельств, пришло откровение свыше. Оно было подготовлено рядом критических статей и книг на интересующую меня тему, которые я внимательно прочитал. Далее, это — жития и высказывания некоторых Святых Отцов, знакомство с которыми шло у меня параллельно. Так что правильный вывод произошел в один день. К нему меня привели обстоятельства, сформировавшиеся одновременно с разных сторон. Пришло осознание, что путь самости и самовнушения закрывает сердце от благодати Божией и удаляет нас от Бога. Непонимание этого факта рано или поздно приводит человека к состоянию «прелести» — превратному мнению о себе. При самостном настрое он никогда не поймет слова Спасителя: «Без Меня не можете творити ничесоже», не осознает значения первой заповеди Блаженства как ступени возрастания в духовной жизни: «Блаженны нищие духом, так как тех есть Царство Небесное». Однако такое правильное понимание возможно лишь тогда, когда человек сам пожелает соединения с Богом, пожелает Божественного просвещения, сам обратится к Богу за помощью и вразумлением — и постарается тщательно исполнять заповеди и повеления Божии, Его святую волю. И делать в жизни то, что хочет от него Господь. Вот эта практическая духовная жизнь и приводит к выводу о том, что человек своими силами, без содействия Божия преодолеть даже самые простые негативные наклонности — и тем более искоренить греховные страсти — не может.

— Когда Вы поступили в семинарию, и какие у Вас были впечатления от учебы?

— В 1980 году я пытался поступить в первый раз. Сразу же после очередного рейса. У меня не было никакого адаптационного периода. Приехал, как говорится, сразу с корабля на бал. Но мне все ужасно нравилось. Я увидел много интересных людей, которые мыслили так же, как и я. Поэтому мое решение в выборе только утвердилось. И меня даже не смутило то, что я не смог ответить на простейший вопрос — из какой я епархии. Ибо я и не знал, что это такое, поскольку пришел в семинарию совершенно из другой, морской среды. Но здесь надо отдать должное преподавателям — это были мудрые старцы, которые видели в человеке самое главное — искренность его намерений, любовь к Богу и желание учиться. Поэтому я был принят кандидатом на зачисление — в том случае, если впоследствии в течение года освободится место. Так мне промыслительно был дан еще один год, чтобы я мог еще раз хорошенько подумать, все взвесить и решить свои дела с флотом. Домашние против, конечно же, не были. А я, кстати, был тогда очень решительным молодым человеком. Меня еще и флот так воспитал: если принимаешь какое-то решение — прояви волю и выполни его. Что я и сделал. Я считал, что живу в свободной стране и волен самостоятельно решать вопрос о своих внутренних убеждениях.

Позже отец сказал мне, что мною интересовались определенные люди и даже приходили ко мне домой. Спрашивали, кто я и что я, почему вдруг решил податься в Духовную семинарию, получив образование в техникуме и мореходном училище. Они говорили, что у меня хорошие перспективы и так далее. В общем, спецслужбы проявили некоторый интерес к моей персоне. Однако препятствий с их стороны я не ощущал, хотя меня и предупреждали о том, что они могут быть.

Когда я поступил на первый курс семинарии, меня поразили слова одного из преподавателей, их созвучие с моими затаенными мыслями. Он сказал: «По человеческим меркам никто из вас попасть в эти стены не мог. Но на вас действует Промысел Божий — и все препятствия остались позади». Вспоминая годы учебы в Московской духовной семинарии и академии, могу сказать, что это были лучшие годы в моей жизни, время особого духовного подъема и светлых надежд.

— У Вас интересная и богатая духовная жизнь. Вы — опытный афонский монах, первый проректор известного во всей России православного высшего учебного заведения. Как бы вы определили, что же это такое — благодать, которая ниспосылается Богом верующему человеку? Да, она приходит через правильный духовный путь, через пост, молитву и участие православного человека в Таинствах Церкви. Но как именно она проявляется?

— Человек призван Богом к совершенству. Оно ничем не ограничено. В Писании сказано: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф., 5, 48). По учению Святых Отцов, человек призван к обожению по благодати. Этот процесс происходит с каждым человеком. И начинается он еще здесь, на земле. Как сказано: «Господь хочет всем спастись и в разум истины придти» (1Тим., 2, 4). Господь ставит человека в те обстоятельства, в которых наиболее плодотворно происходит его вразумление. Освящение же человека через благодать происходит зачастую незаметно для него. Каждый человек получает так называемую предваряющую, или начальную благодать, силу Божию. Она-то и помогает ему войти в ту среду, где эта благодать Божия будет подаваться ему уже более обильно. И на этом пути человек возрастает в святости, восходя из силы в силу. И это освящение происходит в Церкви, как в Богочеловеческом организме, где действуют установленные Христом Таинства. Главная задача Церкви — ввести человека в свое лоно, сделать так, чтобы он воцерковился, подвести его под действие Таинств, которые совершаются и действуют только в церковной среде как в Богочеловеческом организме.

Конечно, человек не должен обманывать себя и довольствоваться полумерами — теми духовными суррогатами, которые не дают полного удовлетворения душе. Он призван стремиться к истине, которая исходит от Бога и которая есть сам Господь наш Иисус Христос. Когда мы стремимся к истине и ставим ее превыше всего — и даже дружбы, — это хорошо. Мы созданы для этого. На эту потребность указывал апостол Павел в афинском Ареопаге, когда говорил, что человек должен искать Бога — не обрящет ли Его… И происходит большая трагедия, когда вместо истины человек предпочитает что-то иное.

— Если мы не стремимся ее увидеть, то и не увидим…

— Естественно. А если есть цель и стрем-ление к Богу, то и Господь всячески помогает человеку. Как говорится в Священном Писании, «приблизься к Богу, и Господь к тебе приблизится».

— А какое воздействие оказывает Господь на человека, чтобы тот пошел по правильному пути? Понятно, что тут все сугубо индивидуально, но все-таки?

— Если человек внимателен к своей судьбе, к жизни, то он обязательно заметит массу таких случаев, которые являются действием Промысла Божиего и помогают ему правильно сориентироваться. А самое главное — иметь обращенность к Богу. Преподобный старец Силуан Афонский советует: «Я обращаюсь ко всем верующим и неверующим: как личности, обратитесь к Личностному Богу и скажите — Господи, если ты есть, то откройся мне, и я буду служить Тебе всеми своими силами! И посмотрите, что произойдет». Самое печальное, что не так уж много людей сегодня искренне обращаются к Богу. Как-то прочитал у Святых Отцов, что самая большая вина всех заблуждающихся еретиков состоит в том, что они не обратились к Богу за вразумлением. Они были настолько уверены в правоте своего заблуждения, что даже посчитали излишним обращение ко Всевышнему. Но Господь дал человеку свободную волю и с этим считается. В общем, если мы искренне, с покаянием обратимся к Богу за помощью и советом, то обязательно услышим ответ.

Обращенность к Нему — залог того, что и Он будет обращаться к нам и воздействовать на нас через самые разные обстоятельства и ситуации. И тогда человек обязательно придет в Церковь как в Тело Христово, где будет происходить уже не только его дальнейшее вразумление, но и очищение и освящение. Как? С помощью действия благодати Божией через Таинства церковные. А вхождение в Церковь происходит через первое Таинство — Крещение, в котором человеку благодать всевается как некое семя, которое впоследствии должно вырасти. Как та закваска, которая, как сказано в Евангелии, квасит все тесто, всего человека. Она — залог Царства Божиего, то начало благодатного спасения, которое будет в дальнейшем развиваться через Таинство Причащения человека Телу и Крови Христовой. Причастие соединит его со Христом и подаст ему великую силу для борьбы с грехом ради стяжания святости и единения с Богом. Спасительное начало, полученное человеком в Крещении, будет таинственно укрепляться в нем и через Таинство покаяния как постоянного обновления благодати, полученной им в Таинстве Крещения. Ведь есть грехи, в которые мы, по немощи своей природы, впадаем вновь и вновь. И покаяние с исповедью смывает их. Серьезное отношение к Таинствам совершенно меняет человека. Это непреложный закон правильной духовной жизни.

— После Таинства покаяния искренне покаявшийся человек очищается от тяжкой скверны и ощущает, будто умылся родниковой водой…

— Именно так. И большая потеря для людей состоит именно в том, что они недооценивают действие Таинств.

— Таинства начинают работать в человеке, если у него есть молитвенность, живое сокрушение сердечное по поводу своих грехов, не так ли? Но не так-то просто добиться этого состояния. Согласны?

— Да, это так. Значение Церкви и ее установок должно признаваться не абстрактно, а на деле. Невозможно познать вкус напитка, не испробовав его. Так же и все ценности церковной жизни. Они познаются только на практике. Церковь в богослужении через псалом 33-й царя Давида взывает к людям: «Вкусите и видите, яко благ Господь».

Время абстракций кончается только тогда, когда мы лично, сами вступаем на предложенный Церковью путь спасения. Опытным образом. То есть когда начинаем жить, руководствуясь ее советами и веками наработанной духовной практикой. И результаты никогда не замедлят сказаться. Но при этом обязательно должна быть вера в Господа и доверие к Нему. Ну, а опыт лишь укрепит веру и даст ей питательную почву.

— Нормальный человек не может не полюбить Евангелие. Настолько там все правдиво, чисто, высоко, свято и совершенно! Так что все зависит от человека: что именно он в себе носит и чего именно хочет от жизни. Идти победителем по трупам, пиршествовать во время чумы, услаждаться грехами или все-таки покаяться и отбросить от себя то, что неминуемо влечет нас в смерть и небытие… Спасибо вам, отец Петр, за интересное и познавательное интервью. Что-нибудь еще скажете нашим читателям?

— Кое-что скажу. Многие полагают, что в церковной жизни самое главное — посты, благочестивый образ жизни, хождение в храм, участие в Таинствах, аскетические упражнения, соблюдение церковных установлений и так далее. Несомненно, все это очень важно — это постоянное усилие и стремление к воцерковлению и стяжанию благодати Божией. Но, исходя из всего святоотеческого опыта, все эти человеческие усилия и стремления в сравнении с тем, что дает нам сам Господь, всегда незначительны. «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему даждь славу!» (Пс. 113, 9). Да, наши усилия исключительно важны, ибо, как сказано, «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают Его» (Мф., 11, 12). Святые еще говорят в связи с этим, что Бог спасает нас не без нас. Так что наша воля и стремления совершенно необходимы, но спасти свое творение властен только один лишь Бог. И происходит это через Таинства. Их действие несоизмеримо со всеми нашими человеческими усилиями. И такие святые, как Иоанн Кронштадтский, почти каждый день служили литургию, совершали Таинства и жили Церковью. И отец Иоанн всегда указывал, что по-настоящему благое и спасительное изменение человека происходит только в Церкви Божией благодаря Ее Таинствам. У него даже есть целая дидактическая система воспитания детей, где главный акцент делается на регулярное участие детей в Таинствах — Исповеди и Святом Причастии. Этим Таинствам святой праведный Иоанн придавал исключительное значение, по сравнению с теоретической подготовкой ребенка через преподавание ему вероучительных дисциплин. Поэтому задача детского педагога, в буквальном переводе детоводителя, состоит в том, чтобы привести детей к Главному Учителю — Источнику жизни, Христу. Их участие в Таинствах откроет их души и сердца действию благодати Божией и введет в спасительное лоно Его Церкви через восстановление в человеке когда-то утерянной им целостности и чистоты. Что касается благочестия и церковных установлений, то они лишь способствуют этому процессу. К сожалению, значение Таинств на сегодняшний день в обществе должным образом не оценивается.

Но об этом я уже говорил.

Интервью подготовил Михаил ХОДАНОВ

http://6chuvstvo.pereprava.org/pigol.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика