Русская линия
Ставропольский благовестПротоиерей Владислав Левченко19.10.2007 

Неписаный закон

Отношение человечества к традиционному и самоважнейшему меняется в мировой истории с точностью до наоборот. Если для одной эпохи древность чего-либо — своего рода «знак качества», а новизна попахивает авантюризмом, то в следующий период традиция становится проявлением косного мышления, узости, мракобесия, если хотите, а новация — проявлением жизнеутверждающего, устремленного в будущее начала.

Думается, не вызовет споров мнение, что девятнадцатый — первая половина двадцатого века прошли под знаком отрицания всяческой старины. Но вот, вступив во вторую половину прошлого столетия, человечество вновь стало переоценивать ценности, традиция вновь оказалась в чести, а древность происхождения стала «знаком качества».

Возросший интерес к традиции определенно сказался и на отношении образованного общества к религии.

В представлении человека, не углублявшегося в энциклопедии, традиция — это своего рода неписаный закон, который соблюдается в обществе издревле. Традиция зачастую не записана, но ее стремятся скорее соблюсти, чем обойти. Писаные законы в этой части проигрывают традиции.

Религия и традиция идут часто «нога в ногу»: поскольку безрелигиозного общества никогда не было в древности, следовательно, религия — часть общечеловеческой традиции. С другой стороны, поскольку культура — порождение культа, т. е. системы внешних атрибутов религии, то традиция укоренена в религиозных переживаниях человечества.

Означает ли это, что всякая традиция полезна и хороша? Увы, не означает.

История религии характеризуется не только положительными, но и отрицательными фактами. Самым крупным из негативных является язычество и его тотальное, всемирное распространение. Причина — в приобретенном после грехопадения человеческом мировосприятии; суеверия век за веком вытесняют богооткровенные истины. Лишь особые вмешательства Бога способны остановить этот процесс. Это проявилось в заключении двух Заветов: Ветхого — на горе Синай с древними евреями и Нового — Господом Иисусом Христом с уверовавшим в Него человечеством. Но и после таких сверхъестественных вмешательств человеческая греховность тянет нас обратно, все в тот же омут язычества.

Это — к тому, что традиции могут быть добрыми и дурными. Критерий в их оценке — соответствие духу и букве Священного Писания и Священного Предания.

Рассмотрим одну из важнейших человеческих традиций — благословение родителями чад своих.

Наиболее древнее из упоминаний о родительском благословении — в Книге Бытия (9 глава). Родоначальник всего послепотопного человечества праотец Ной благословил своих сыновей — Сима и Иафета, а внука Ханаана (сына своего сына Хама) — проклял. Родительское благословение на всякий серьезный шаг — непременный аспект жизни библейских патриархов — потомков Авраама: его сына Исаака, внука Иакова и двенадцати сыновей последнего, ставших родоначальниками колен (племен) Израиля.

Непреклонность исполнения родительской воли детьми подтверждена и в Моисеевом законодательстве (XIII век до Р. Х.), и в книгах царя Соломона (Х век до Р. Х.). История ветхозаветной Церкви украшена потрясающим эпизодом благословения матерью сыновей на смерть за истинную веру (2 Мак., гл. 7).

История христианства проходит под знаком благословения, данного Отцом Небесным Своему Сыну, — благословения на искупление человеческого рода от власти греха, благословения, которое Сын Божий исполнил, «быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 8). Можно приводить многочисленные цитаты из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, писаний святых отцов Церкви… Я же ограничусь «общим знаменателем» — процитирую прошение из чина браковенчания: «…Помяни, Боже, и воспитавшия их (т. е. новобрачных) родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов».

Так что же такое — родительское благословение? Это выражение родителями благой (с точки зрения христианской Церкви) воли о своих детях в сочетании с молитвой за них. Формой такого благословения могут быть осенение чад крестным троеперстным знамением рукой, иконой, иной святыней, с молитвенным призыванием имени Божия, имени Христа, Лиц Святой Троицы, Пресвятой Богородицы, Святых…

Важнее же всего суть — тот вселенский принцип жизни Церкви, что наиболее емко выразил Блаженный Августин: «В главном — единство, во второстепенном — многообразие, во всем — любовь». Принцип, в равной степени верный и для жизни малой Церкви — христианской семьи. Следовательно, преподание родителями благословения своим детям (вне зависимости от возраста последних) есть традиция, абсолютно верно выражающая духовный опыт Церкви — сообщества христиан, людей, именующих Бога — Небесным Отцом и стремящихся к достижению славы чад Божиих.

Опубликовано на сайте Ставропольской и Владикавказской епархии

http://www.stavropol-eparhia.ru/blagovest/archive/0097/zakon.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика