Русская линия
Православие.RuИгумен Спиридон (Баландин)17.10.2007 

В погоне за неверующей молодежью.
Беседа с иеромонахом Спиридоном (Баландиным)

Проповедь хиппи

Недавно в проповеди одного диакона прозвучал призыв не обращать внимания на внешний вид молодежи, приходящей в храм. Дескать, черная кожаная одежда, цепи, амулеты и прочее — всего лишь внешние атрибуты, а, в сущности, это могут быть самые что ни на есть православные рокеры или байкеры… Однако возникает вопрос: где проходит граница этой вседозволенности? Что будет, если внушить проповедью парню или девушке, что их музыка, внешний вид, поведение, поступки абсолютно нормальны и более того — православны? Будут ли они потом вообще способны к покаянию?

Своими размышлениями на эту тему делится иеромонах Спиридон (Баландин), насельник Макарьевского Свято-Троицкого монастыря.

— Отец Спиридон, как вы считаете, имеет ли значение внешний вид человека для спасения души или главное, чтобы «в сердце Бог был», а рокер ты или байкер не суть важно?

— Если нет внешнего, никогда не будет и внутреннего. Бывает, конечно, внешнее без внутреннего, но не наоборот.

Для меня непререкаемым авторитетом является то, как учили об этом святые отцы. «Когда Василий Великий прибыл в Антиохию, тогда философ Аиваний, наставник Антиохийского училища, просил его произнести поучение юным слушателям своим. Святой Василий исполнил это. Сказав им, чтобы они хранили чистоту души и тела, он преподал им подробно правила для наружного поведения: заповедал иметь походку скромную, не говорить громогласно, соблюдать в беседе благочиние, употреблять пищу и питие благоговейно, хранить молчание при старейших, быть внимательными к мудрым, послушными к начальникам, иметь к равным и меньшим нелицемерную любовь, удаляться от злых, от зараженных страстями и любящих угождать плоти, мало говорить, тщательно собирать познания, не говорить, не обсудив прежде то, о чем намерены говорить, не многословить, не быть скорыми на смех, украшаться скромностью и так далее. Мудрый Василий преподал юношам наставление, наиболее относящееся к их наружному поведению, зная, что благочиние немедленно сообщится от тела к душе и благоустройство тела весьма скоро приведет в благоустройство душу», — писал святитель Игнатий (Брянчанинов).

К сожалению, современная проповедь Православия все больше перестает вписываться в какие-либо святоотеческие рамки, а движима в основном целью арифметического миссионерства, то есть, выражаясь словами некоего «епископа» Свинга, сказанными на дискотеке в честь открытия здания фонда Горбачева в Лос-Анжелесе, «да пусть их беснуются Бога ради». Хочется слушать рок-музыку? Введем ее в церковную ограду — и все дела! Охота поплясать на рэйв-вечеринке, но совесть подсказывает, что это сомнительное времяпрепровождение? А мы эту совесть заткнем, благословив православную дискотеку, и ди-джея православного найдем, который миксы будет из церковных песнопений делать да еще цветомузыку из икон устроим… Надоело книжки православные читать? Мы кино снимем.

Ну и что дальше? Отмена постов? Сокращение служб? Новый стиль? Русский язык повсеместно на богослужении? На выходе из храма голливудская улыбка батюшки: «Приходите к нам еще»?!

— Но все же должны быть какие-то поблажки для недавно пришедших к вере. Если начать запрещать молодежи слушать рок, многие из них никогда больше в храм не придут…

— Никто не отрицает постепенность воцерковления. Но не надо внушать молодому человеку, что его музыка православная, вот только он об этом не догадывается. При этом сам проповедник знает, что музыка сатанинская, но сознательно вводит человека в заблуждение ради цели, которая «оправдывает средства». Опять же, где границы такого обмана? Внебрачные отношения тоже о’кэй, лишь бы нравились друг другу? Если вам нравится какая-либо музыка, если вы считаете, что она для вас не душевредна и может быть вам своего рода утешением среди тисков постов, молитв, разного рода христианских ограничений или в среде мирских невзгод и неприятностей, то слушайте… Но не надо это пристрастие канонизировать и вводить в церковную ограду! Принимая рок-музыку в «сущем сане», мы тем самым открываем бездонный ящик Пандоры.

— Вы цитируете святых отцов, но у современной молодежи свои кумиры. Вы бы могли проповедовать на их языке, допустим, на рок-концерте? Многие православные рокеры не отказываются от участия в миссионерских проектах. Как вы вообще относитесь к рок-музыке? Может ли она быть православной?

— Если священник не считает для себя зазорным идти на рок-сцену, уверен в своих силах и в поддержке свыше, то Бог ему судья, а цыплят считают по осени, пусть идет. Я лично никогда не пойду, хоть в своей способности сказать энергичную речь я уверен. Только пусть мне кто-нибудь ответит: почему на рок-концерте проповедовать можно, а, допустим, в стриптиз-баре нельзя? Нео-язычники на рок-концертах внимают одним демонам, посетители стрип-баров другим, но суть одна. Если батюшка выходит на проповедь в одно капище, то почему не сходить и в другое? Где, собственно, заканчивается миссионерство и начинается кощунство? Представьте себе. Станцевала обнаженная дама, вслед за ней на сцену выходит батюшка в рясе и с крестом и говорит примерно следующее: «Многоуважаемые посетители этого замечательного заведения! (Апостол Павел назвал же греков набожными, а их идолов святынями, да?) Только что мы с вами лицезрели эту прекрасную девушку, поверьте, мне она понравилась не меньше, чем вам… Но вот вопрос: кто же создал такую красоту? Задумывались ли вы когда-нибудь над этим? Кто Творец этого замечательного тела, этой грациозности и изящества? Почему, восхищаясь творением, мы не обращаем никакого внимания на Творца?» Ну и далее по плану… Потом уходит под восторженные крики, а на его место выбегает очередная полуголая дама. А если кто-то из православных скажет потом: «Вы, простите, с ума сошли», — ответим: «Был святой, который и блудницам проповедовал». На вопрос: «А вы разве святой?» — ответим: «А я ему подражаю». На возражение: «Подражайте в трудах, посте и молитве для начала, а не в посещениях борделей», — ответим пространно о спасении человеческих душ, пользе миссионерства и миссии Церкви.

— Нашу Церковь и так постоянно обвиняют в недостаточности миссионерства…

— Недавно папа Бенедикт отслужил в Англии в миссионерских целях мессу для клоунов… На мессе в церкви присутствовали мимы, клоуны и прочие лицедеи в своем цирковых одеяниях, они причастились, а затем в храме же исполнили для папы клоунскую миниатюру. При этом папа был в священных облачениях, и было не вполне понятно, кто здесь настоящий клоун. Я надеюсь, что этого никогда не произойдет в православном храме при патриаршем богослужении.

Мы видим мощную волну модернизма, которая движется под хоругвями миссионерства. Эта волна сметет в раскол тех, кто сочувствует ярым противникам ИНН, антиглобалистам, радикалам, ратующим за чистоту веры и святоотеческие традиции, но не разделяет их экстремизма и поминает пока еще патриарха. Поверьте, непоминающих радикалов уже сейчас немало… Зачем в такой ситуации подливать масла в огонь? Чтобы сбросить ненужный ортодоксальный балласт? С водой не вплеснем ли ребенка? То есть те самые три процента, которые, согласно статистике, соблюдают посты, регулярно ходят в храм и читают до сих пор творения святых отцов…

В результате неоднозначной погони за неверующей молодежью мы можем потерять и то, что уже имеем, не приобретя взамен ничего, кроме насмешек над толстыми бородатыми чудаками в черных платьях на мотоциклах и с парашютами за спиной. Есть у нас уже батюшка-мотоциклист (в Рязани, кажется), он ездит на «харлее» в рясе с крестом в окружении байкеров. Есть батюшки рок-проповедники. Есть батюшки кинопроповедники, которые благословляют православных актеров играть ряженых в кино и нести таким образом свет Православия в безбожные массы. Недавно один викарный епископ призвал к популяризации балов среди православной молодежи, так что ждем с нетерпением батюшку-танцора, а если Дюжев примет сан, то у нас вслед за батюшкой-режиссером будет еще и батюшка-актер. В таком случае мне (поскольку неплохо знаю компьютер) придется стать батюшкой-геймером (а иначе ничего не останется делать, как только молиться и поститься!), чтобы доказать всем православным, что компьютерные игры на самом деле здорово развивают человека. Как было бы по-миссионерски в рясе и с крестом на глазах у потрясенной молодежи перестрелять на экране компьютера злобных инопланетян, бесов, террористов, преступников, а затем возглавить православное геймерское движение и убеждать матерей, что сын за компьютером «на Марсе» лучше, чем сын в кафе за бутылкой пива. Да еще выступать на конференциях и тусовках, где учить различать православные игры от не православных.

Неужели цель на самом деле оправдывает средства? Или это хитрые иезуиты придумали? «Восточная же Церковь учила: чистая цель, чистые средства, чистый предмет — так сформулировал это еще святой Дионисий Ареопагит», пишет архимандрит Рафаил (Карелин). Если Бог не призвал, то и «православные компьютерные игры», «православная одежда», «православная рок-музыка» и прочие ухищрения горе-миссионеров не помогут.

Беседовали Светлана Танасюк и Дарья Кучинскайте

http://www.pravoslavie.ru/guest/71 016 154 134


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика