Спас | Людмила Рябиченко | 16.10.2007 |
Кто-то из ее коллег приспособился к пережитому, стал жестче и циничнее. А она вынесла твердое убеждение: «Спасая с помощью такого подхода в России десять человек, мы растлеваем сто, дезориентируем тысячу"… Окончание. Начало в N 2 (35) февраль 2007 г.
Банановый шок
Питерский психолог оказалась в Стокгольме на семинаре по организации молодежных консультаций. Шведы были приветливы и профессиональны и охотно делились опытом. Светлые просторные помещения, прекрасное оборудование, достаточное материальное и методическое обеспечение — душа радовалась, работалось легко и охотно. Шведы не скупились на угощения, и прекрасные фрукты — яблоки, бананы, виноград — на большом блюде в центре помещения были доступны всем желающим.Компания необычайно приятных друг другу людей с пользой проводила время… Но на одном из занятий ведущий семинара что-то протянул психологу, и та, по инерции полагая, что это очередной фрукт, возможно банан, с благодарностью взяла его в руки. «Фрукт» неожиданно завибрировал в руке — и пелена очарования спала с ее глаз. Лекция о типах презервативов и правилах обращения с ними набирала обороты: слушателям предлагали их понюхать, попробовать на вкус. Ощущения обмана и отвращения взамен благостного умиротворения стали тем шоком, который она до сих пор не изжила.
Подсказки от стыда
Но не все педагоги приходят после подобных семинаров к отрезвляющим выводам. Чувство стыда — вещь хрупкая, оно помогает нам не потерять ощущение реальности только тогда, когда мы сами того желаем. А ведь так легко себя уговорить! Набор подсказок весьма обширен: «Все так делают», «Что в этом такого?», «Жизнь сейчас такая», «Сейчас все дети развращены и погибают от СПИДа», «Эти дети еще и нас научат», «А что, лучше, чтобы они узнавали обо всем в подворотне?», «Да по телевизору и не такое показывают», «Мы только деньги возьмем, а сами делать ничего не будем"… Далее — как в шведском тренинге — «добавь что-то еще».И вот уже свой стыд удушен, а чужой — обличает. И начинают рапсовцы жаловаться в СМИ на то, что общество «никак не может созреть» для принятия школьной программы по сексуальному воспитанию, что противниками такой программы зачастую являются родители, что приходится зависеть от консервативных директоров и завучей, решающих, пускать ли лекторов со «спасительными беседами» к школьникам. «Результат, — скорбно поджимаются губы, — как говорится, налицо».
Что ж, если «недозрелость» родителей, полагающих, что только им позволительно решать судьбу своих детей, да консерватизм честно выполняющих свой долг педагогов еще помогают держать оборону, то пусть не иссякнет ни то, ни другое…
Бои местного значения
Но неправильно было бы думать, что подобные вещи происходят только в Санкт-Петербурге. 1 декабря 2006 г. в Калининграде некими волонтерами была массово проведена акция в честь Дня борьбы со СПИДом. Учителя впоследствии страшно возмущались при виде раз-бросанных в школах в огромном количестве «надежных средств защиты». Кстати, два года назад попытка провести такой же День с теми же «подарками» в нескольких университетах Китая вызвала резкое осуждение руководства: «Такой путь для нас не подходит!»Сложившаяся в России практика последних лет должна ориентировать нас на то, что слово «волонтер» — уже тревожный знак. При внимательном рассмотрении рядом с ним всегда обнаружится «безопасный секс» с той самой «защитой прав всех молодых людей наслаждаться своей половой жизнью». Хотя на смену ему идет, не меняя содержания, новая «обертка» — «добровольчество».
Играя на свойственной возрасту готовности к социально значимой деятельно-сти, подростками совершенно беззастенчиво манипулируют. Волонтеры, работающие по программам «равный — равному», «подросток — подростку», в процессе подготовки подвергаются психологической обработке, вызывающей что-то вроде феномена «мутации». Пройдя через обязательную в этих программах «ломку стыда», ребята (те, кто с этим согласился) со знанием дела и неким превосходством «посвященного» затем учат сверстников тому, что и взрослые-то люди — с нормальной психикой! — между собой не обсуждают.
«Пережитки прошлого»?
В один из обычных лагерей отдыха для детей приехала «исследовательская группа с привлечением иностранных специалистов». Предметом их интереса стала игровая деятельность подростков: в одной из предложенных игр ребята должны были, создавая в общем кругу пары, прилюдно говорить друг другу «Люб!» или «Не люб!». Затея провалилась: ребята наотрез отказались выполнять инструкцию, так как барьер стыдливости ни у кого из отдыхавших еще не был разрушен.А в ноябре 2006 г. известный тележурналист Владимир Познер провел в Калининграде акцию «Время жить», в которой активно призывал к безопасному сексу, а также безуспешно пытался найти обиженных обществом геев и ВИЧ-инфицированных. Нежелание калининградцев активно рас-тлеваться было оценено «мэтром» как закомплексованность и отсталость. Но он выразил надежду на скорое их избавление от «проклятых пережитков прошлого», мешающих приобщиться к «западным ценностям». В тот же период депутатом Мосгордумы Л.В. Стебенковой в адрес полномочного пред-ставителя президента в ЦФО Г. Полтавченко было на-правлено обращение, в котором говорилось о том, что в России проводится информационная кампания безопасного секса, включающая концепцию «Condom use», информационную поддержку которой обеспечивает президент Академии российского телевидения Владимир Познер. Это многое объясняет.
О себе откровенно
Что же готовит ШАСО для Калининграда? Лучше нее самой вряд ли скажешь:«Человеческие существа рождены для сексуальной жизни, и сексуальный интерес может проявляться различным образом в период детства — например, игра в доктора, мастурбация или проявление любопытства относительно поступков взрослых…»
«RFSU работает на такое общество, в котором детям предоставляется максимально возможная свобода раскрывать для самих себя… свою сексуальность…»
«Гетеросексуальность не следует воспринимать как нечто само собой разумеющееся и как «правильный образ жизни"…»
«Свобода быть самим собой также включает в себя альтернативные способы существования, такие как трансвестизм или транссексуализм…»
«Все формы партнерства (сожительства) должны быть уравнены (в правах)… у гомосексуалов должно быть такое же право, как и у гетеросексуалов, заключать браки, включая возможность церковного обряда (венчания)…»
Комментировать ли это?
Ох уж эти шведские филантропы!..
Проект, который готовит нам столь «светлое будущее», начат. Власти успокаивают нас тем, что в его рамках «работа с детьми не предусмотрена». Тогда остается отнести все происходящее к филантропическим изыскам «заевшихся» шведов: ну хочется им просто так, от пресноты своей неизбывно благополучной жизни, два года бесплатно возить к себе в гости 60 русских учителей! Исключительно для того, чтобы те поднаторели в во-просах, извините, секса! Кормить-поить их у себя да еще и оплачивать проведение в Калининграде «восьми еже-квартальных циклов специализации, двух ежегодных двухнедельных тематических курсов, трех тематических семинаров, трех конференций, тиражирование методических материалов на бумаге и электронных носителях, создание базы данных по программно-методическому обеспечению». Возникает вопрос: обеспечению чего?А ответ рядом: второго этапа проекта — обучения детей программам сексуального просвещения. Увы, этот проект общественности остановить пока не удалось, поэтому остается только призвать всех быть очень внимательными к тому, что предлагают нашим детям в школах и медико-просветительских центрах «для укрепления здоровья». Необходимо осо-знать, что все программы сексуального просвещения — всего-навсего молодежный маркетинг противозачаточных средств. Бдительно следить за тем, куда поехали на учебу педагоги и психологи и что оттуда привезли. Сообщать об этом в общественное движение «За духовно-нравственное возрождение». А самим педагогам и психологам, коль скоро они люди подневольные, пожелать, даже попав на подобную учебу, не забывать руководствоваться такими критериями, как стыд и совесть, и не кидаться бездумно выполнять все заморские инструкции.
Нам есть что предъявить миру
…В одну из калининград-ских школ приехала швед-ская делегация с желанием научить, как «развить способности молодежи через искусство отражать и критиковать действительность», а также «помочь увидеть собственную действительность шведскими глазами». Приехали шведы этакими «белыми к папуасам», буквально открыв ногой дверь в директорский кабинет. Потом им показали концерт, причем без специальной подготовки, силами только тех детей, которые в данный момент не были задействованы на занятиях. Уезжали заморские «учителя», заглядывая в глаза: «Давайте с вами сотрудничать, а?» — и не скрывая горячего желания поучиться у «папуасов».Нам незачем верить всему, что говорят о нас и для нас зарубежные «благодетели»: наше процветание не в их интересах. Нам есть что предъявить миру. Пора расстаться с ощущением неловкого гостя: а ну как хозяину не понравится то, что я делаю? Пора вспомнить о богатейших традициях, востребовать из пыльных запасников услужливо закомканную туда народную мудрость, примерить на себя человеческое достоинство. И в какое сравнение с тысячелетней мощью Православной Руси может идти культура, привлекающая паству концертами в своих храмах? «Горе миру от соблазнов» (Мф 18:7), но не через нас и не с нашего молчаливого согласия должны они приходить. Не для того Творец дал нам жизнь и свои образ и подобие, чтобы мы, не сумев уберечь от ржавчины тончайший механизм жизни, дали ему обратный ход, уподобились неплодной смоковнице. И не для того, чтобы стала нашим уделом «мерзость запустения"…