Православие и современность | Диакон Дмитрий Васильев | 08.10.2007 |
На открытый урок «Основ православной культуры» в среднюю школу N 32 г. Энгельса мы ехали, признаться, с некоторой опаской: вдруг увидим там что-то похожее больше на спектакль, чем на обычное занятие? Но, к счастью, это опасение не оправдалось. Конечно, детей предупредили, что на уроке будут гости: мальчики надели костюмы, девочки — нарядные блузки. И пока священника Сергия Штурбабина, руководителя Отдела религиозного образования и катехизации Саратовской епархии, о чем-то расспрашивали учителя, мы расспрашивали пятиклашек о том, нравятся ли им занятия «Основ…», о чем им рассказывают на уроках. Кто-то стеснялся и, смеясь, прятался за спины одноклассников, кто-то, пытаясь быть серьезным, обстоятельно рассказывал, что занятия у них идут второй год, что на них очень даже интересно, потому что учитель рассказывает о России и родном языке, о Церкви и святых. А одна из девочек, как выяснилось — из татарской семьи, сказала, что ходит на уроки, чтобы лучше узнать религию людей, живущих рядом, и ее родители это поощряют. Одним словом, детям нравится узнавать о православной культуре.
Энгельсская школа N 32 — самая «благополучная» в отношении преподавания «Основ православной культуры» из всех школ по области. Причина этого — энтузиазм самих преподавателей, «зеленый свет» дирекции и активная работа методического отдела. И, конечно, желание самих детей и их родителей, уставших от того, что о церковных праздниках они узнают по телевизору, зачастую задним числом, вместе с гороскопом на следующую неделю.
Этот урок «Основ православной культуры» был посвящен истории названия города Покровска (Энгельса). Вела его Татьяна Михайловна Слепухина, завуч начальных классов, преподающая «Основы…» уже не первый год.
Занятие началось с того, что Татьяна Михайловна прочла детям стихотворение Е. Санина «Русь», а когда в результате простого поиска синонимов «Русь — Россия — Родина» ученики пришли к выводу, что их малая родина, город Покровск, тоже неотъемлемая часть Великой Руси, приступили и к истории его названия. Дети узнали и о Богородице, чей Покров простирается над нашей землей, и об истории чудесного спасения Константинополя в X веке, в честь которого и был установлен праздник Покрова, рассказали и об иконе, изображающей те далекие события. Вспоминали посвященные празднику пословицы и поговорки, приметы и обычаи старины.
Незаметно подошли к событиям 30-х годов XX века, когда город Покровск был назван в честь теоретика марксизма Фридриха Энгельса, а дивный по красоте храм, с которого в 1747 году и началась история тогда еще Покровской слободы, был взорван, и на его место легло троллейбусное кольцо. Долго о грустном вспоминать не стали, началась игра: кто больше вспомнит мест, которыми жители города по праву могут гордиться. Дети говорили о разных достопримечательностях, но после просмотра фотографии Покровска с высоты птичьего полета была объявлена ничья — весь город целиком нужно любить, беречь и помнить его историю.
«Основа России — малые города. Если мы научимся любить свой город — полюбим и Россию», — так закончила урок преподаватель… Ребята побежали за своими вещами, а журналисты и учителя остались, чтобы уже из уст преподавателей школы N 32 узнать, чего стоит проведение подобных занятий.
Когда по истории дети изучают религии Египта, ислам, протестантизм, это традиционно не вызывает никаких нареканий. Но как только звучат слова «история Православия», некоторые выразители общественного мнения сразу же впадают в ступор с последующей истерикой. То ли инерция советского воспитания так сказывается, то ли западные либеральные учения уже настолько прочно засели в сознании людей, что некоторые автоматически отказываются от того, чтобы их детей учили тому, о чем сами родители не имеют ни малейшего представления.
— Одна из основных проблем заключается в том, — сказала Наталья Викторовна Царева, преподаватель «Основ…» со стажем, — что взрослые у нас не знают о Церкви ничего.
На общих собраниях родители часто выражают желание, чтобы с ними проводились какие-то катехизаторские занятия, но своими силами учителя не в состоянии это организовать — нужна поддержка священников, способных эти занятия проводить, но и у батюшек сил не хватает (в Энгельсе — 227 тысяч жителей, а священников — всего 13, и многие из них заняты строительством или восстановлением храмов, окормляют приходы в сельской глубинке).
Разговор шел также об отношении к «Основам…» тех, кто все же записал на занятия своих детей. Одна «сомневающаяся» мама однажды спросила Наталью Викторовну: не «ударится» ли ее чадо в религию после уроков. «А Ваш ребенок крещен?» — осведомилась преподаватель и на утвердительный ответ сказала: «Так Вы, по Вашим словам, сами его уже „стукнули“. Мне бы очень хотелось, чтоб Ваш ребенок после моего урока решил пойти в храм, а не громил бы витрины, но мой урок культурологический. Водить своего сына в церковь должны Вы сами».
Однажды среди родителей была проведена анкета: нравятся ли их детям уроки «Основ православной культуры», нужны ли самим родителям подобные знания. Ответы были неожиданными: взрослые просили, чтобы на занятиях присутствовал священник, чтобы учителя показывали настоящие иконы, водили детей в храм… В рамках «Основ…» это неприемлемо, но факт остается фактом: родители, чьи дети изучают родную культуру, не желают воевать за «свободу совести» против мнимой «клерикализации» школы, а хотят сами рассмотреть красоту Православия, к которой лишь слегка прикоснулись вместе со своими детьми. Но это уже вне компетенции школы, взрослые сами должны начать поиск. Воскресные школы сейчас есть почти при каждом храме, стоит только начать интересоваться. Кто ищет — тот всегда найдет. К тому же ребенку будет гораздо приятнее пойти в церковь вместе с папой и мамой, чем со школьным учителем.
Характерно, что в Энгельсе предмет «Основы православной культуры» введен в 20 школах, тогда как в Саратове лишь в 15. Сказывается отсутствие единого централизующего звена, нет энтузиаста, который объединил бы всех, способных вести «Основы…», в один союз. Каждый учитель в одиночку борется с непониманием властей и родителей, соответственно, и результат зачастую хуже, чем мог бы быть при совместных действиях.
Подвести итог нашей беседы с преподавателями можно было бы так: методическому отделу Энгельса не хватает поддержки, а родителям не достает открытых уроков, на которых они могли бы иметь возможность ближе познакомиться с предметом, вокруг которого так много дискуссий, потому что сложно судить о том, о чем не имеешь ни малейшего представления. А детям, как мне кажется, не хватает того, чего не хватает сейчас каждому из нас: ощущения живой Истины, чувства причастности к Источнику всего доброго, что есть в мире — Богу, не хватает смысла жизни в нашей сумасшедшей реальности.
По результатам анкетирования учащихся младших классов школы из ста опрошенных детей семеро хотя бы раз задумывались о суициде, и вряд ли это от плохой жизни, скорее — от пресыщенности русских детей западной потребительской культурой. Лучшим лекарством от этого могло бы стать приобщение к культуре родной, благополучно уже более тысячи лет взращивавшей добрых людей.
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4325&Itemid=4