Татьянин день | Лидия Голяева | 08.10.2007 |
Сей мир есть место образования людей.
Василий Великий (девиз православной гимназии Святителя Василия Великого)
Знакомство с гимназией
Маленький серый домик, окруженный плетёным забором. Небольшое футбольное поле, ворота, детская площадка, разбросанные по двору мячики. Высокие сосны, утренняя прохлада и свежий лесной воздух.В этом трехэтажном здании гимназия размещается временно. Строительство нового комплекса гимназии в виде русского городка по проекту архитектора Александра Поликарпова находится в начальной стадии. По словам Натальи Александровны Лепорской, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, скоро произойдет закладка первого камня.
Внутреннее убранство гимназии выполнено с любовью к стилю «а-ля рюсс»: парты, лестницы, детские кроватки в садике «Васильки» — все из дерева. На полу — мягкие ковры. На стенах картины, изображающие жизнь Древней Руси.
На третьем этаже находится детский садик «Васильки» и подготовительное отделение для детей, которые готовятся к поступлению в гимназию.
В каждом классе, помимо стеллажей с православными детскими книгами и игрушками (опять же в «русском стиле" — иностранные пластмассовые игрушки здесь не приветствуются), обязательно есть красный угол с иконой. Перед началом занятий учителя вместе с детьми молятся об успешном обучении.
Особое место в жизни гимназии занимает форма одежды: жилетки и брюки для мальчиков, платья, фартучки и кружевные воротнички для девочек. На преподавателей и руководство гимназии это правило тоже распространяется: женщины ходят исключительно в юбках. Педагоги, ведущие разные студии (они начинаются непосредственно после окончания всех уроков) одеваются в русском народном стиле.
Ученье — свет
Утро школьника начинается с молитвы. Дети здороваются с Господом, просят у него терпения и сил перенести все события в течение дня.За молитвой следует завтрак в трапезной. Дети и преподаватели все вместе поют молитву перед образами Спасителя и Пресвятой Богородицы. По словам учителей, через пение маленькие дети легче запоминают трудные слова молитвы. Старшие (пока что самый старший класс в школе — шестой) стараются помогать маленьким детям в их изучении.
После утренней трапезы — занятия. В гимназии преподают светские дисциплины, такие как чтение, русский язык, математика, ИЗО, физкультура на свежем воздухе или в спортивном зале etc. Проводятся уроки Благочестия, на которых дети вместе с батюшкой изучают Закон Божий.
В шестом классе начинается изучение древних языков, например, латыни. Скоро появятся уроки древнегреческого.
Ритм жизни ребёнка в гимназии существенно отличается от ритма жизни детей в обычной школе — нет спешки, шума и беготни. В классе мало людей.
На уроках — строгая дисциплина. Дети сами понимают, что приходят сюда учиться: проявляют любознательность, внимание к миру, умение наблюдать. Работают на уроке все: отсидеться на задней парте, жуя или рисуя рожицы на полях тетради, не удастся. У самих детей не возникает такого желания.
На уроке особая интонация общения с детьми.
- Итак, сегодня мы поговорим об осени. Как мы можем понять, что наступила осень?
- С деревьев опадают листики, — отвечает мальчик на первой парте.
- Правильно, а какие бывают листики?
Детям интересно участвовать в разговоре и каждый предлагает свои варианты ответов.
- Красные…жёлтые…
-…и оранжевые!
- Правильно, молодцы!
Со стороны учителя есть заинтересованность в том, чтобы научить ребёнка, передать ему знания, обучить не только стандартным предметам, но и воспитать религиозно-нравственное чувство. Требовательность тесно переплетается с вниманием и тёплым отношением к ребёнку.
Учителя не подгоняют детей. Задача — сделать не быстрее, а лучше. Жизнь в стенах маленького «домика» идёт своим чередом — медленно и спокойно, что так необычно для школы.
Если возникнут трудности, можно задать вопрос и каждому ученику помогут разобраться и найти решение проблемы. При этом в ходе учебного процесса учитываются индивидуальные особенности ребёнка.
Даже самые маленькие дети не стесняются спрашивать учителей, если они что-то не поняли. Смело поднимают руку.
Звенит звонок на перемену. В гимназии Василия Великого существует интересная традиция: за звонок на урок и на перемену отвечает «человек с колокольчиком», т. е дежурный преподаватель гимназии. Как только начинается или заканчивается урок, этот человек обходит гимназию, звоня в колокольчик. Электрические звонки давно забыты.
Перемена — особое время для учеников: 15 минут на свежем воздухе. Для первоклассников проводится и фольклорно-динамический час: во дворе гимназии дети поют частушки и русские народные песни под балалайку, играют в подвижные игры.
Наступает время обеда. Мы снова в трапезной. По средам и пятницам дети и взрослые соблюдают пост. По благословению батюшки для детей (особенно для малышей до семи лет) существуют послабления: в виде рыбы и молочных продуктов.
После уроков предусмотрены различные секции фольклорного характера: клиросное пение, золотое шитьё по ткани для девочек, вырезка из дерева щитов и мечей для мальчиков, многоборье, плетение и многие другие. На секциях дети обучаются ремёслу и работают руками. Нам удалось побывать на секции плетения: сначала дети выбирали нитки разных цветов для своих фенечек и после создавали свои шедевры, узнавая в сочетаниях цвета флагов различных государств. Таким образом, в школе развивают навыки работы с различными материалами, творческое мышление и воображение.
В гимназии в старших классах выделяются четыре профиля предметов:
- естественно-научный,
- социальный (экономико-юридический),
- гуманитарный,
- математический.
Обучение в гимназии стоит около 1000 евро в месяц. Но в определении цены обучения может учитываться финансовая состоятельность родителей. Для детей, чьи родители не могут оплачивать обучение целиком, существуют так называемые гранты. Это позволяет одарённым детям здесь учиться. Сейчас таковых около половины. В дальнейшем планируется оставить несколько таких мест в каждой параллели.
Учительница первая моя
Критерии отбора преподавателей достаточно строгие. Педагог должен не только иметь хорошее образование и опыт работы, быть приятным в общении и любить детей, но и обязательно должен быть православным человеком. Это непременное условие. Как выяснилось, среди преподавателей гимназии есть выпускники Московского государственного университета.Все чаще к преподаванию в гимназии привлекаются мужчины. А кто, как не мужчина научит ребенка быть смелым и инициативным? Религиозная сторона образования — фундамент всей системы.
Соловьева Елена Викторовна, зам. директора гимназии по воспитательной работе, считает, что сейчас очень важно воспитать в детях уважение к учителям. Неслучайно среди педагогов гимназии — православные священники. Общение с ними во время и вне занятий помогут детям выработать правильный «нравственный иммунитет», быть более «устойчивыми против всего недоброго в этом мире».
Директор гимназии, Пяткова Татьяна Владимировна, подчеркивает: «Для нас очень важно, что благословение на открытие нашей гимназии было получено у Святейшего Патриарха. Это нас очень поддерживает».
Главной особенностью программы, по словам администраторов, станет «объединение традиций классической дореволюционной гимназии (древние языки, русская словесность), советской школы (математика и естественные науки), современных западных методик в изучении иностранных языков и информационных технологий, воспитывающего образования (труд, история Отечества, биология)».
Здесь учат дружить, верить, прощать, любить, уважать учителей и товарищей.
Эмблема
Важное место занимает эмблема гимназии. Каждый элемент имеет необычный смысл.Она разделена на четыре части. Четыре — особое число в христианстве. На эмблеме в каждой четверти — символы евангелистов.
Четыре рыбы в форме креста (рыба по-гречески ιχθύσ «ихтиос», расшифровывается, как «Иисус Христос Божий Сын Спаситель») — тайный символ христиан в первом веке существования христианства. Во времена гонений христианство «ушло в подполье», Первые христиане по рыбе узнавали друг друга и в то же время оставались неузнанными для врага.
Четыре цвета гимназической формы: бардовый, белый (серебряный), жёлтый (золотой) и чёрный. Эти же четыре цвета использованы на хоругвях гимназии.
Круги являются символами вечности.
Между двумя кругами греческая надпись: «Гимназия Святителя Василия Великого».
Возвращение
За целый день так привыкаешь к атмосфере гимназии так, что трудно возвращаться в реальный мир. Отрадно, что в наше время происходит возрождение православных традиций в школах. Яркий тому пример — гимназия Святителя Василия Великого. Трудно представить себе существование такой школы еще каких-нибудь 20 лет назад. Трудно представить себе человека, который побывав там, не сожалел бы о том, что ему не довелось учиться в таком месте. Трудно представить себе родителя, который бы не пожелал своим детям такой школы.В гимназии свт. Василия Великого будущее поколение бережно растят в почти идеальном, пусть и искусственно созданном мире. Радуясь за создателей школы и тех, кто уже сейчас там учится, трудно, однако, не задаться вопросом, а сумеет ли воспитанник такой православной гимназии в будущем быть понятым согражданами, выросшими абсолютно в другой реальности? Сумеет ли он строить отношения с людьми, живущими в другом для него мире? Смогут ли нынешние гимназисты соответствовать тому призванию, которое мыслится для них наставниками: найти точки соприкосновения с русским обществом, находящимся по ту сторону забора, и вести его за собой?
Мы надеемся, что это только начало дискуссии, в которой, несомненно, должны прозвучать авторитетные мнения основателей школы, членов ее ученого совета, профессионалов, учителей наставников, опытных родителей и пастырей. Мы будем рады вашему отклику и комментариям.
Более подробную информацию о гимназии Святителя Василия Великого читайте на сайте http://vasiliada.ru/