Русская линия
НГ-Религии Павел Круг04.10.2007 

Дойти до Страсбурга
Московский Патриарх в стане европейских либералов

В эти дни Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершает свой первый визит во Францию. Если поездки в республики бывшего Советского Союза глава Русской Православной Церкви (РПЦ) совершает довольно часто (за последние несколько лет — Азербайджан, Молдавия, Латвия), то визит в страну дальнего зарубежья — большая редкость. На французской земле Московский Патриарх находится впервые. Для Алексия II эта поездка — блестящая возможность укрепить контакты РПЦ с европейской светской и религиозной элитой, поддержать интерес этих кругов к России, подчеркнуть, что по крайней мере с точки зрения религии и культуры наша страна имеет с Европой много общего.

Главным событием патриаршего визита стало вчерашнее выступление Алексия II с трибуны Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). Кажется, это большой успех — делегаты ПАСЕ ознакомились с позицией Русской Церкви по многим проблемам, которые волнуют их самих. Можно даже сказать, что Россия в лице Алексия II продемонстрировала причастность к процессам, происходящим в общем европейском доме (напомним, Россия посылает свою делегацию на съезды ПАСЕ, так как является членом Совета Европы — в отличие от структур Евросоюза). Но демонстрация причастности и реальное участие — разные вещи.

Накануне выступления Алексия II делегаты ПАСЕ выбирали новый состав Европейского суда по правам человека. Своих кандидатов представили многие страны — члены Совета Европы, однако России в их числе не было. Сегодня публичные обещания «дойти до Страсбурга» — почти непременный атрибут любого громкого судебного процесса в нашей стране. Российские дела в Европейском суде по правам человека не редкость, в их числе есть и случаи с нарушением права на свободу совести. Однако в отличие от Украины, Молдавии и стран Балтии Россия даже не пытается направить в Страсбургский суд своих кандидатов. Нам остается лишь играть роль «жертвы международного правосудия», выплачивающей многомиллионные компенсации по проигранным делам — как в случае с протестантской организацией «Армия спасения», запрет которой в России Европейский суд по правам человека признал незаконным. Может ли Патриарх Алексий II повлиять на сложившуюся ситуацию? Скорее он сам стал ее заложником, выступая перед делегатами ПАСЕ, весьма трепетно относящимися к правам религиозных меньшинств, в том числе и в России.

Франция — католическая страна, но государство строго следует принципу отделения от Церкви. Из всех стран Европы секулярные идеи нашли здесь наиболее полное выражение. Светская часть программы Алексия II невелика: на сегодня запланирована короткая встреча с президентом Николя Саркози. Однако в плане развития взаимоотношений между православным и католическим миром визит Алексия II во Францию — несомненный прорыв. Правда, надежды некоторых энтузиастов православно-католического диалога на его встречу с Бенедиктом XVI не оправдались. В начале этого года председатель ПАСЕ Рене ван дер Линден направил приглашения посетить Страсбург не только Московскому Патриарху, но и Папе Римскому. В прессе, прежде всего в России, заговорили о возможности встречи Алексия II и Бенедикта XVI при посредничестве главы ПАСЕ (см. «НГР» N 10 от 20.06.07). Слухи остались слухами: в РПЦ деликатно, но твердо отказались от встречи, а Понтифик в эти дни в Страсбург не поехал. Так что представителям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата не пришлось ломать голову над тем, как развести график визита Алексия II с папским.

Зато Алексий II встретился архиепископом Страсбурга Жан-Пьером Гралле, а сегодня встретится с архиепископом Парижа Андре Арманом Ван-Труа (Ван-Труа — преемник кардинала Люстиже, занимавшего парижскую кафедру до 2005 года и скончавшегося 5 августа с.г.). Добрые отношения русских православных с французскими католиками призван символизировать патриарший молебен под сводами собора Парижской Богоматери. Между прочим, Алексий II поклонится католической святыне — терновому венцу Иисуса Христа, хранящемуся в кафедральном соборе Парижа.

Общение с французскими католиками — это хорошо, однако для РПЦ исключительно важно поддержать свой имидж среди православных русских эмигрантов, живущих во Франции. Это потомки нескольких волн русской эмиграции, представители которой осели на галльской земле и разошлись по разным церковным юрисдикциям. Большая часть православных во Франции принадлежит к Западноевропейскому Экзархату Константинопольского Патриархата во главе с архиепископом Гавриилом (де Вильдером). Отношения с ним у РПЦ непростые. Когда в Париж в феврале прошлого года приехал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев), его просто не пустили в Успенский храм на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, главном некрополе русской эмиграции, где он хотел отслужить панихиду. После этого был громкий скандал с бывшим главой Сурожской епархии РПЦ (Великобритания), епископом Василием (Осборном), который перешел в Константинопольский Патриархат, в юрисдикцию архиепископа Гавриила вместе с частью английской паствы.

На сегодняшний день конфликт с епископом Василием улажен, а отношения с Константинополем понемногу нормализовались. Но как дальше они будут развиваться, предугадать сложно. На православную русскую эмиграцию оказало сильное влияние подписание Акта о каноническом общении между Московским Патриархатом и Русской Зарубежной Церковью 17 мая этого года. В июле известный представитель русского зарубежья князь Александр Трубецкой призвал эмиграцию покинуть Западноевропейский Экзархат, так как после состоявшегося воссоединения Русской Церкви отдельное существование Экзархата, по мнению Трубецкого, бессмысленно. Правда, пока массовых переходов из Константинополя под омофор Алексия II в Европе не наблюдается. Напротив, случай с епископом Василием (Осборном) показал обратное.

Есть проблемы и в Зарубежной Церкви, причем именно во Франции: монахини Леснинского женского монастыря в Провемоне (Нормандия) не приняли воссоединения с Московским Патриархатом и ушли в Русскую Истинно-Православную Церковь, которую в РПЦ считают неканоничной. Впрочем, в Нормандию Алексий II ехать не собирается: завтра после панихиды на кладбище Сен-Женевьев-де-Буа он завершит свой визит и отправится в Москву.

http://religion.ng.ru/facts/2007−10−03/1_strasburg.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика