Время новостей | Михаил Мошкин | 03.10.2007 |
Свое выступление патриарх посвятил общехристианским идеям свободы, нравственности и достоинства, составляющим, по его словам, «уникальный код европейского сознания, обладающий неиссякаемым созидательным потенциалом в личной и общественной жизни». Патриарх не стал в открытую напоминать европейцам о том, что упоминание «уникального кода» — христианских ценностей — так и не попало в проект конституции ЕС, хотя на этом и настаивали представители католических Испании и Польши. Однако довольно откровенно намекнул современным европейским политикам о корнях нынешней западной цивилизации. «Любой честный исследователь истории Европы засвидетельствует, что благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура, — сказал патриарх. — С самого своего зарождения права человека развивались на почве христианской нравственности и составляли с ней своеобразный тандем».
При этом глава РПЦ отметил, что сегодня происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Этот разрыв выражается в «появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека». Отказ же от моральной оценки действий власти, считает Алексий II, приводит к тому, что социальные проблемы становятся неразрешимыми. «Так, в России, в других странах СНГ, как и в ряде стран Европы — не только на Востоке, но и на Западе, растет пропасть между богатыми и бедными, нивелируется понятие о социальной справедливости», — подчеркнул патриарх.
Похожее мнение высказал накануне представитель Московского патриархата при европейских международных организациях епископ Венский и Австрийский Иларион (Алфеев). Представитель РПЦ выразил озабоченность тем, что «либеральная мировоззренческая модель» может быть признана единственно легитимной в Евросоюзе — в этом случае, по словам владыки Илариона, «религиозные организации неизбежно окажутся маргинализованными и будут исключены из созидательного процесса». Единственное, в чем иерархи русской церкви солидаризировались с представителями западной либеральной общественности, так это в вопросах отношения к смертной казни. Алексий II подчеркнул, что «церковь всегда выступала за сохранение жизни во всех проявлениях, будь это во чреве матери или за преступление».
По мнению предстоятеля РПЦ, недостаточное знание основ религии становится питательной почвой для экстремизма и терроризма, «в том числе прикрывающегося религиозными лозунгами». Поэтому людям необходимо иметь возможность приобщиться к знанию о религиозных традициях — своей и чужих. А базовые знания о религии, как подчеркнул патриарх, можно получить в общедоступной школе — это создаст предпосылки для «мирной совместной жизни».
Но с некоторыми явлениями общественной жизни церковь мириться не намерена. Отвечая на вопрос европейских парламентариев об отношении РПЦ к секс-меньшинствам и гей-парадам, Алексий II был категоричен: «Когда настойчиво пытались провести в Москве парад гомосексуалистов, мы считали, что это пропаганда и реклама греха… Почему же клептоманию никто не афиширует, а гомосексуализм афишируют проведением гей-парадов?» Но, примирительно заметил патриарх, церковь, ненавидя грех, с состраданием относится к людям, подверженным грехам, не исключая и гомосексуалистов.