Российская газета | Елена Яковлева | 03.10.2007 |
Религиозные лидеры не часто выступают в ПАСЕ, тем более в столь высоком протокольном формате — принятом для глав государств. Впервые Святейший Патриарх выступал перед депутатами и отвечал на их вопросы так, как это делают государственные деятели высокого ранга. Дело в том, что Русская православная церковь — первая и единственная из конфессий, которая присутствует в Совете Европы как государство. В 2005 году она по распоряжению Патриарха открыла при нем свое представительство для постоянного и регулярного диалога. Результатом двухгодичного сотрудничества и явилось приглашение председателем ПАСЕ Рене ван дер Линденом предстоятеля РПЦ к выступлению на сессии. Формат выступления Патриарха в ПАСЕ — небольшая речь и ответы на вопросы.
Прежде всего Патриарх напомнил, что христианские идеи достоинства, свободы и нравственности создают уникальный код европейского сознания. Именно благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Сама концепция прав человека, важнейшая политическая идея Европы, возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека и его свободе. Однако сегодня, по мнению Патриарха, происходит губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности. Это наблюдается в появлении нового поколения прав, противоречащих нравственности, а также в оправдании безнравственных поступков с помощью прав человека.
Отказ от моральной оценки действий человека, власти и народа делает многие общественные проблемы неразрешимыми, подчеркнул Патриарх. «Так, в России, в других странах СНГ, как и в ряде стран Европы — не только на Востоке, но и на Западе — растет пропасть между богатыми и бедными, нивелируется понятие о социальной справедливости. Наша Церковь неоднократно инициировала в России обсуждение нищенского положения миллионов честных тружеников, с которым соседствует невиданная роскошь и расточительство единиц».
«Сегодня в Европе и мире велика угроза экстремизма и терроризма, в том числе прикрывающегося религиозными лозунгами. И питательной почвой для этой разрушительной силы является религиозная безграмотность, нравственная скудость», — подчеркнул Патриарх. Подрастающее поколение, по его мнению, должно иметь возможность по свободному выбору углубленно изучать в общедоступной школе свою религиозную традицию. Необходимы базовые знания и о других традициях, ибо это создает основу для мирной совместной жизни.
Патриарх подчеркнул, что ни одно мировоззрение, включая секулярное, не может настаивать на своей монополии ни в Европе, ни в мире. «Вот почему мы считаем недопустимым изгнание религии из публичного пространства. Настало время признать, что религиозная мотивация имеет право на существование в том числе и в публичной сфере», — подчеркнул Алексий II.
Патриарх выразил сожаление, что «до сих пор в Косове не уделяется должного внимания миротворческому потенциалу религиозных общин». Предстоятель Русской церкви призвал «сделать переговорный процесс открытым для всех, кто может на него благоприятно повлиять». Он подчеркнул, что «одностороннее решение, не учитывающее мнение сербского народа, породит несправедливость и приведет к многолетним страданиям людей».
В ответ на просьбу одного из депутатов ПАСЕ прокомментировать собственное отношение к смертной казни, Патриарх заявил: «Церковь всегда выступала за сохранение жизни во всех проявлениях, будь это во чреве матери или за преступление».
Отвечая на вопросы участников сессии ПАСЕ об отношении к гомосексуализму, Патриарх сказал: «Когда настойчиво пытались провести в Москве парад гомосексуалистов, мы считали, что это — пропаганда и реклама греха». Напомнив, что гомосексуализм пытаются оправдать, называя его болезнью, Алексий II заметил, что болезнью, изменением человеческой личности можно считать и клептоманию. «Почему же клептоманию никто не афиширует, а гомосексуализм афишируют проведением гей-парадов?» — спросил Патриарх. Алексий II также отметил, что церковь с состраданием относится к людям, страдающим разного рода грехами, в том числе к гомосексуалистам — «грешникам, которых мы любим, ненавидя их грех». Но при этом верующие люди вправе поставить перед обществом вопрос о том, насколько допустимо поддерживать на уровне права и политики то или иное явление.