Русская линия
Православие и современностьИгумен Даниил (Гридченко)02.10.2007 

Кому на Руси жить хорошо?

Для того чтобы иметь смысл, жизнь должна иметь свою цель. Естественно, цель эта высока, если простирается за пределы земного существования.

Только тогда, когда «семьдесят, аще же в силах осмьдесят лет» (Пс. 89, 10) земной жизни, а часто и того меньше, не превращаются в некое всеобъемлющее и окончательное вместилище радостей и печалей, можно серьёзно говорить о смысле жизни. Здоровый духовный инстинкт подсказывает человеку, что истинная радость, впрочем, как и мука, находится за чертой видимого умирания, а всё земное имеет непреходящее значение только d перспективе влияния его на положении в вечности. Если человек в это верит, то он верующий.

Наверное, верующими можно было бы назвать и те 70% россиян, которые по тем или иным причинам идентифицировали себя как православных, другими словами — как христиан верующих Православно. И им, в принципе, должны были бы быть понятны слова преподобного Серафимам Саровского, определяющего смысл жизни христианина как стяжание Духа Святого, Божьей благодати. Между тем, в отличие от незначительного меньшинства, подавляющее большинство наших сограждан не имеют даже приблизительного понятия о существовании какой-то благодати. Что, впрочем, легко объяснимо: человек, у которого грех — норма жизни, наития ее не ощущает. И это несмотря на её абсолютно реальное существование, подтверждение которому — почти двухтысячелетний церковный опыт, причём не субъективный, а вполне объективный, хотя и во многом индивидуальный.

Раньше, очень давно, лет пятьсот тому назад, Русь называли Святой. И вовсе не потому, что её населяли исключительно святые. Было понимание, что святость — как раз то, к чему нужно стремиться, что превращает земного жителя в гражданина Царства Небесного. И уже в свете этого понимания выстраивалось всё остальное: национальное, политическое, экономическое. Кстати, так называемая «русскость», о которой иногда говорят, но от которой сейчас почти ничего не осталось, — есть прямая производная от осознания своей очевидной неотмирной призванности.

Понятно, что как людям, лишенным зрения, бессмысленно вещать о красотах видимого мира, так и субъектам, активно «пилящим бабки», и мечтающим «свалить за рубеж», не стоит слишком уж настойчиво напоминать о существовании иного, духовного мира и разрушать иллюзии придуманного счастья. Как правило, подобные напоминания вызывают самые неадекватные реакции. Взывать к совести человека, однажды от неё благополучно избавившегося, — дело абсолютно бессмысленное. Теперь мало кто верит, что-то, насколько человек жив, определяется не только и не столько его внешним благосостоянием. К тому же, это понимание словами не передаётся. Жизнь показывает, что этого не понимает и большинство из тех, кто «взял себе имя — православный»: часто за этой многообещающей словесной оболочкой ничего не скрывается. Бог, подлинный Бог, почти забыт не только среди блеска рекламных щитов и эстрадно-политических «имиджей», но, что может быть ещё печальнее, и в провинциальном убожестве. Когда Он будет забыт окончательно, наступит конец истории. Ей тогда, собственно, не для кого и не для чего, будет продолжаться.

Разумеется, само рассуждение на тему «кому на Руси жить хорошо», в свете этой мрачной, но всё более реальной перспективы, может показаться неуместным. Тем не менее, жизнь продолжается. А для того, чтобы жить, необходимо, по крайней мере, есть. И тут, на фоне этой проблемы, вопрос о качестве жизни приобретает уже вполне корректное звучание. Позволительно спросить: всё-таки качество, чьей жизни выше — того же пасхально-радостного Серафима Саровского, проведшего жизнь в нищете, или, например, недавнего женского кумира, красавца и богача, французского киноактёра Алана Делона, откровенно говорящего о своём возможном самоубийстве? Кажется, здесь всё относительно…

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4313&Itemid=4


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика