Русская линия
Татьянин день Ольга Богданова27.09.2007 

Знамение святейших страстей

Воздвижение Креста Господня — это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Впервые он был отпразднован при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви. Крест как орудие казни Христа, через которое был спасен род человеческий, всегда почитался христианами.

«Крестом избавились мы от вражды и Крестом утвердились в дружбе с Богом. Крест сочетал людей с ликом ангелов, сделав их природу чуждой всякого тленного дела и доставив им возможность проводить нетленную жизнь». «Этот Крест обратил на истинный путь вселенную, изгнал заблуждение, возвратил истину, землю сделал небом», — писал о Кресте Иоанн Златоуст.

Символ креста был неразрывно связан с жизнью христианина.

«Воззрение на крест вдыхает мужество и изгоняет страх», — говорил преподобный Андрей Критский.

Однако первоначально тот Крест, на котором был распят Спаситель, не был сохранен. В течение трех столетий не было даже известно, где находится эта святыня.

По раввинскому предписанию, орудие казни человека следовало хоронить вместе с ним или просто зарывать в землю. Но поскольку в то время, когда жил Иисус Христос, Иудея не была самостоятельным государством, а зависела от Рима, ее жители были лишены права казнить преступников.

С точки зрения выступавших против Иисуса Христа иудеев, он хулил Бога. Однако для римских властей, которым подчинялась Иудея, религиозные разногласия между ее жителями не были достаточным поводом для казни. Поэтому иудеи выдвинули перед Пилатом обвинение Спасителя в том, что Он якобы выступал против римского императора, поскольку «называл Себя Христом Царем».

Иисус Христос был казнен по римским обычаям, а римляне орудие казни не хоронили. Кроме того, Тело Спасителя погребали Его ученики, которые уже не подчинялись раввинам и соответственно не выполняли их предписаний.

Однако была вероятность того, что три креста (Спасителя и двух разбойников) были положены или зарыты вблизи места распятия или погребения Христа. В любом случае его поиском долгое время никто не занимался.

Первые христиане (и сама Богоматерь) с большим почтением относились к местам, которые были связаны с земной жизнью Спасителя, особенно с Его страданиями и казнью. Ради того, чтобы поклониться им, паломники из разных стран совершали путешествия в Иерусалим.

Вскоре после смерти и воскресения Иисуса Христа иудеи организовали восстание против римлян, и император направил во Святую землю войска для укрощения и наказания мятежников.

В 70 г. римский полководец Тит завоевал и разрушил город. Многие здания превратились в развалины, а улицы и площади были засыпаны мусором.

Император Адриан (117−138) восстановил Иерусалим, однако, почитая языческих богов, устанавливал храмы в их честь на святых для христиан местах. На горе, где был распят Спаситель, построили храм богини Венеры, а над Гробом Господним поставили идол Юпитера.

Эти языческие сооружения прочно обозначили места, связанные с земной жизнью Спасителя, так что потом даже помогли их отыскать.

В 312 г. император Константин, который разрешил свободно исповедовать христианство, воевал против воцарившегося в Риме Максентия. Чтобы победить, Максентий прибегал к различным магическим обрядам. Константин тоже чувствовал необходимость в сверхъестественной помощи и размышлял о том, где может ее найти. Император вспомнил о своем отце Констанции, который оказывал покровительство христианам, и поэтому решил обратиться с молитвой к Господу. Во время молитвы он увидел на небе лучезарный крест, на котором была надпись: «Сим победиши». Это чудесное знамение видели и воины.

Пораженный необычайным видением, Константин впал в глубокий сон. Во сне ему явился сам Спаситель, который велел ему начертать символ креста на знаменах и обещал императору победу не только над Мексентием, но и над остальными врагами.

Проснувшись, Константин в точности исполнил повеление Спасителя. А еще приказал сделать из драгоценных камней Крест Господень, подобный тому, который он видел на небе.

Константин победил Максентия и победоносно вошел в Рим. В столице римской империи в честь этой победы он воздвиг себе статую, которая в правой руке держала крест. На постаменте было написано, что победить Максентия удалось благодаря Божественному знамению.

Неудивительно, что после этого Константин захотел найти Крест, на котором был распят Спаситель. Исполнить это благочестивое намерение решила мать Константина, царица Елена.

В 326 г. она отправилась во Святую землю. В Иерусалиме царица принялась расспрашивать всех, кого можно, о том, где и как можно найти места, освященные главнейшими событиями жизни Спасителя.

Как оказалось, помочь царице не мог даже Иерусалимский патриарх Макарий. По преданию, найти Крест помог один иудей, по имени Иуда. Сначала Иуда отказался показать место, где скрыт Крест Господень. Тогда царица, которая стремилась во что бы то ни стало найти святыню, стала угрожать Иуде мучениями и смертью. Только после истязаний Иуда привел ее к большому холму из земли, мусора и камней, где некогда император Адриан построил капище в честь языческой богини Венеры. Когда храм разрушили и раскопали холм, то нашли место Гроба Господня и Воскресения и Лобное место, где был распят Спаситель. Недалеко были найдены три креста, гвозди и табличка, которая была прибита над головой Христа. Однако табличка лежала отдельно от крестов, и поэтому было невозможно понять, на каком из них пострадал Христос.

Предание рассказывает, что к месту, где были найдены кресты, принесли больную женщину. Сначала она приложилась к двум крестам, на которых были распяты разбойники, и ничего не произошло. Когда же она поцеловала Крест Господень, то мгновенно получила исцеление. Так была обретена величайшая христианская святыня.

«Нет слов для достойного описания этого чуда. Знамение святейших страстей, скрывавшееся так долго под землей и остававшееся в неизвестности в течение целых веков, наконец воссияло», — писал об обретении Креста Господня император Константин.

Узнав о том, что найден Крест Господень, множество народа пришло, чтобы поклониться честному древу Креста. К месту его обретения стеклось такое количество людей, что многие не могли не то что подойти ко Кресту, а даже увидеть его.

Поэтому патриарх Макарий встал на высокое место и стал поднимать (или воздвизать) Святой Крест, чтобы показать его народу. Люди поклонялись святыне, восклицая «Господи, помилуй!».

Отсюда получил название праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

С тех пор он ежегодно отмечался в Иерусалиме с большой торжественностью. Сначала это был местный праздник, который потом распространился по другим Церквям Востока.

К сожалению, сам Крест до наших дней не сохранился. Древо Креста было для христиан такой большой святыней, что многие люди горели желанием не просто поклониться ей, но и забрать себе хотя бы маленькую его частичку. Иоанн Златоуст свидетельствовал о том, что эти частички обкладывали золотом и вешали себе на шею.

Часть древа Креста царица Елена отправила своему сыну Константину, а остальное положила в серебряный ковчег и вручила предстоятелю Иерусалимской Церкви с приказанием хранить для будущих поколений.

В VII в. персидский царь Хозрой начал войну против византийского императора Фоки (602−610). Он взял Иерусалим и разграбил его сокровища. В числе прочих ценностей в Персию было увезено и древо Животворящего Креста Господня.

http://www.taday.ru/text/71 665.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика