Русская линия
Пресс-служба Псковской епархии27.09.2007 

27 сентября в Русской Православной Церкви двунадесятый праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня

Все двунадесятые праздники отмечают события евангельского круга, события земной жизни Иисуса Христа, а в Воздвижение Креста вспоминается то событие, которое произошло значительно позднее, когда мать императора Константина Великого св. Елена отправилась в Иерусалим, чтобы поклониться святыням и обрести Крест, на котором был распят Спаситель. Во время раскопок на Голгофе были найдены три креста: Господа и двух разбойников, распятых вместе с Ним. Узнан и определен был Крест Спасителя, благодаря совершившемуся чуду: поочередно три креста возлагались на умершего человека, и он воскрес после приложения к нему Креста Господня. Мгновенно весть об этом страшном и великом чуде разнеслась в народе, и Иерусалимский Патриарх Макарий при всеобщем воодушевлении восходит с Крестом Спасителя и воздвизает его, как можно выше, чтобы увидели все, осеняя этим Крестом народ на все четыре стороны. Народ в воодушевлении произносит «Господи, помилуй».

Через десять лет после события воздвигли храм Воскресения Христова на Голгофе, 13 сентября в 335 году он был освящен, а 14 сентября устанавливается празднование в честь Воздвижения Креста Господня, который был обретен здесь же. В древних месяцесловах этот праздник назывался «Всемирное Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня». Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября (по ст. стилю), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста. Тогда же и возникло чудесное, соединяющее Крест и Воскресение, песнопение: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим». Это было историческое, но вместе с тем и глубоко символическое соединение креста, страдания, уничижения — и воскресения, торжества и победы.

Чин Воздвижения был определен древней Церковью сразу после самого исторического события: обретения Честного и Животворящего Креста Господня благочестивой императрицей Еленой (IV в.), и является неотъемлемой частью богослужения праздника Крестовоздвижения. Об этом говорит, в частности, разнообразие в описаниях чина в тех или иных памятниках: одни описывают, как чин совершается при служении Патриарха с сонмом духовенства, другие — лишь священника с диаконом. В частности, в ответ на вопрос епископа Сарайского Феогноста, отцы Константинопольского Собора 1301 г., сославшись на правила преподобного Феодора Студита, разрешили возглавлять этот чин не только архиерею, но и игумену. Святитель Киприан Московский в своем послании от 1395 г. к новгородскому духовенству писал, что в день Крестовоздвижения крест следует воздвигать во всякой церкви, пусть там будет даже только один священник. С другой стороны, в монастырском рукописном Типиконе XVII в., отмечено, что чин Воздвижения Креста в соборных храмах бывает ежегодно, а в других — только в те годы, когда Крестовоздвижение приходится на субботу или воскресенье. В старопечатном московском Типиконе 1641 г. появилось указание о том, что Крест воздвигают только в соборных храмах и монастырях, а в обычных приходских храмах на Крестовоздвижение бывает лишь поклонение Кресту, по чину Крестопоклонной недели.

В современной практике Русской Православной Церкви чин Воздвижения Креста совершается в соборах, а в монастырях и на приходах — по благословению правящего архиерея. Высокопреосвященнейший Владыка Евсевий будет воздвигать крест на восток, запад, юг и север, потом снова на восток, и осенять им молящихся. Народ будет многократно петь «Господи, помилуй». На крест, вынесенный в центр храма, во время Воздвижения, как и в Иерусалиме в древности, будут возливать душистую воду.

В празднике Крестовоздвижения прославляется самый Крест как орудие Христовой победы над грехом и смертью. Эта победа пришла через поражение, через позорную казнь Бога на Кресте, единственное поражение в истории человечества, которое обернулось победой. Святая Церковь торжествует и празднует в день Воздвижения Креста Христова.

В нашей Церкви существует понятие личного креста, личного крестоношения, когда подразумевается, что у каждого из нас, живущих на земле, есть «свой крест», свои тяготы, которые нужно нести с достоинством и терпением. Православный человек верит, что Господь не дает креста, которого невозможно вытерпеть, если только мы не несем чужого. Как важно, чтобы человек осмыслил, прочувствовал, осознал, полюбил свой жизненный спасительный крест, свое крестоношение. Во время браковенчания Святая Церковь молится о брачующихся, о том, чтобы «пришла на них радость оная, имяше Блаженная Елена, егда обрете Честный Крест». Эти слова молитвы Церкви говорят нам, что обретение своего жизненного креста приносит душе радость и утешение, надежду и благодарность, спасение в Боге. Но наш жизненный крест может быть бесполезным и не спасительным. Пример тому нам дан в Святом Евангелии: разбойник по левую сторону от распятого Христа. Ведь и он страдал, ему голени перебили, но его сожгли в «геене огненной», и он стал наследником ада и вечных мук за свое неверие, непокаянность, ропот и богохульство. Наш жизненный крест тоже может быть бесполезным и неспасительным, если мы его будем нести с ропотом и завистью, с богохулением и нетерпением — какой бы он ни был.

Господи! Помоги нам всем осмыслить, прочувствовать, осознать, переживать свой, Богом данный нам, жизненный крест, и с разбойником благоразумным каяться в своих грехах прошедшей жизни, чтобы Господь помянул бы и нас в Царствии Своем Небесном!

Так как с Крестом неразрывно связываются страдания Христа, то в воспоминание о них, Церковь издавна постановила соблюдать в день этого праздника строгий пост и не начинать никаких важных дел.

Верующие должны воспринимать этот праздник, конечно, не только, как воспоминание величайшего исторического события, имевшего место более полторы тысячи лет назад, но как явление промыслительное в отношении к каждому христианину и вообще ко всему человечеству. Явление Креста — это, прежде всего, победа добра над злом, покорение греха, это источник любви, ибо через вольные страдания Спасителя на кресте, через всеславное Его воскресение из мертвых открыты двери райские и новая жизнь дарована роду человеческому. Крест — твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмой, кто-нибудь зажжет светильник и, поставив его на возвещении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив Крест как некоторый светильник, подняв его высоко, рассеял мрак на земле.

Мы свято и благоговейно должны почитать и почитаем Крест Христов. С раннего детства и до самой смерти каждый христианин носит на себе крест как знамение Христовой победы и нашей защиты и силы. Каждое дело мы начинаем и кончаем крестным знаменем, делая все во славу Христову. Мы крестим пищу, жилища, самолеты, корабли и строения, земли и нивы. Священники крестят подходящих за благословением; мать крестит, напутствуя дитя, сына, идущего на брань; родители — женящихся детей. Отходя ко сну, православный христианин крестит одр свой, произнося молитву: «Да воскреснет Бог, и расточатся врази Его». Так, во Христе и со крестом, устрояется священноначалие, основываются святыни в Церкви. Так устанавливается в страхе Божием личная, семейная и общественная жизнь верующих.

Однако, сегодняшний праздник имеет еще и глубочайшее значение в судьбах всего мира. Крест имеет прямое отношение ко второму пришествию Спасителя, ибо по неложному слову Христа, страшный суд будет предварен явлением знамения Креста Господня: «Тогда явится знамение Сына человеческаго на небе; и тогда восплачутся все племена земная, и увидят Сына человеческаго, грядущаго на облаках небесных с силою и славою великою» (Матф.24, 30). Это будет как бы второе воздвижение Креста Господня, почему сегодняшний праздник и должен призвать нас к великой ответственности, к глубочайшим размышлениям.

На этот праздник существовал обычай воздвигать кресты на строящихся храмах. Совершали крестные ходы вокруг сел и деревень с целью оградиться от всякого лиха на весь год.

Спаси Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы православным христианом на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

Кондак

Вознесыйся на Крест волею, тезоименитому Твоему новому жительству, щедроты Твоя даруй, Христе Боже, возвесели силою Твоею верные люди Твоя, победы дая им на супостаты, пособие имущым Твое оружие мира, непобедимую победу.

Величание

Величаем Тя, Живодавче Христе, и чтем Крест Твой Святый, имже нас спасл еси от работы вражия.

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3309


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика