Русская неделя | Священник Вадим Булатов | 27.09.2007 |
Итак, вы один на один с опытным пожилым мужчиной или женщиной, а то и с юным подростком. В первую очередь он уверен в том, что Бог у него в душе, а все что сверх того — от лукавого. Все что он хочет — открыть ваши ослепленные догмой глаза.
Если бы была написана книжка «Занимательное богословие», то немало страниц было бы уделено описанию той великолепной ситуации, в которой оказывается человек, у которого Бог в душе.
Первая заповедь в таком случае — следуй велениям своего сердца и не согрешишь, ведь Бог не может обманывать Сам Себя.
Вторая заповедь — прости себя, а за Богом не заржавеет.
Третья заповедь — удиви мир, человеку с Богом в душе как-то не по чину удивляться.
Четвертая заповедь — все религии равны, но некоторые равнее, особенно буддизм.
Ведь я в душе буддист, люблю природу, медитирую на подушку и так далее.
Надо понимать предельную деликатность ситуации. Как-то неловко злорадно доказывать, что Бога в его душе и в помине не было. Все равно, что отбирать «Nintendo» у мальчугана.
Для начала можно сконцентрировать его внимание на том, что и у вас тоже Бог в душе. Да и вообще, раз уж пошел такой разговор, нелепо отказывать кому бы то ни было в наличии Бога в душе, даже люберецкому душителю. Тут придется или согласиться с существованием шести миллиардов богов или разумно признать, что у хороших людей один Бог, а у плохих, например, у люберецкого душителя — другой. Очевидно, что всех, кто имеет с вашим собеседником какие-либо трения, нужно записывать в носителей злобога, не может добробог враждовать с самим собой. Теперь можно поздравить вашего собеседника с самостоятельным открытием инквизиции.
А если и не так, то должны же быть объективные критерии отличия добра и зла, не зависящие от сиюминутных прихотей любого человека. И теперь точно можно поздравить собеседника с открытием религии — существует один Бог на всех и единые критерии добра и зла.
Будет ли убежден собеседник? Конечно, нет. Он ответит вам: «Вы сжигали, убивали, травили именем вашего Бога. Настоящий Бог совсем другой — добрый и всепрощающий. Совсем такой, как у меня в душе». И вот мы опять пришли к тому, с чего начали, и ваш собеседник, пройдя через диавольское горнило искушений, м утвердился в своей вере, стал чище и добрее.
Теперь-то вы понимаете, что ничего не смыслите в религии. Истина проста, но простота эта отнюдь не на вашей стороне. Как написал бы Честертон — истина дураков проста и совершенна как медный рубль, по окружности которого можно совершить бесконечное число оборотов. Ваша истина велика как небо и звезды и включает в себя Бога, а значит — незакончена логически и имеет изъяны очевидные для любого безумца.
Увы, это печально. Вы никого не можете научить религии.