Русская линия
Столетие.Ru Андрей Правов21.09.2007 

Кто рисует свастики на синагогах
Неладно что-то в еврейском государстве.

Израиль в шоке. Почти каждую неделю местные СМИ сообщают об откровенных случаях проявления неонацизма и антисемитизма в стране. О доморощенных «скинхедах», нападающих на иностранных рабочих и инвалидов, а также малюющих свастики на стенах синагог. Рядом со свастиками огромными черными буквами выводится, наверное, самое ненавистное в Израиле имя — «Гитлер"…

Свастика и антисемитская надпись появились в середине сентября на автомашине жительницы города Хайфа. За несколько дней до этого суд провинциального городка Петах-Тиква, вблизи Тель-Авива, в присутствии телекамер, несколько дней разбирал дело восьми местных подростков. Избиение китайских и таиландских гастарбайтеров, бездомных, надругательство над могилами евреев, рисование свастик на синагогах. Что касается истории в Хайфе, то пока авторов рисунков на автомашине пока не обнаружили. Хотя, как сообщается, их усиленно ищет полиция.

Хорошие родители — «правильные родители»

А «герои» истории в Петах-Тикве хорошо известны, их лица, к ужасу родственников, показаны крупным планом по телевидению из зала суда на всю страну. Эти кадры видели соседи, сослуживцы, просто знакомые. Так что теперь родителям подростков жизнь, мягко говоря, медом не покажется. Повсюду — осуждение и даже презрение: «Кого воспитали!»

Телевидение показывает бабушку одного из подсудимых, пережившую гитлеровский концлагерь. Со слезами в голосе старая женщина говорит, что лучше бы не выжила в том аду и не видела, как ее внука судят за поклонение нацистам и Гитлеру.

Однако в телевизионных репортажах и статьях о подростках из Петах-Тиквы все чаще появляется другая тема: все они — дети из семей выходцев из бывшего СССР. К тому же вообще не являются «евреями по Галахе», то есть рождены матерями-нееврейками. Папа-еврей в Израиле, как говорится, за «правильного родителя» не считается. Хотя так называемым «правом на возвращение», то есть возможностью поселиться в Израиле и получить все необходимые документы обладает любой человек, способный предъявить доказательство, что евреем у него является даже дедушка или бабушка.

Но на бытовом — и не только — уровне новый израильский гражданин, в чье удостоверение не записано слово «еврей», все же равноправным членом общества часто чувствовать себя не будет. Он, например, может ощутить дискриминацию при попытке устроиться на работу. Причем, как на государственное, так и на частное предприятие. Если есть свободное место, чаще возьмут «полноценного еврея». В случае же с так называемой «престижной работой» практика еще жестче. Нееврей, например, вряд ли может рассчитывать на то, что его возьмут на работу, например, в МИД и допустят к государственным секретам. Или, совсем страшно подумать, в контрразведку.

Под пули — «русские»

Армейская служба — пожалуйста. Там большой риск, можно, как говорят в Израиле, «получить арабскую пулю». Поэтому можно часто услышать: пусть на палестинские территории идут «русские». Причем имеются в виду и «евреи по Галахе», то есть все перебравшиеся жить в Израиль выходцы из бывшего СССР. Их, дескать, за этим сюда и пустили. Не своих же детей посылать на палестинские территории. Дети религиозной части израильтян часто вообще освобождены от военной службы, поскольку по достижении призывного возраста направляются учиться в религиозные школы — ешивы.

И еще: для чего коренные израильтяне, согласно распространенному мнению, пустили «русских» в свою страну? По искреннему убеждению многих из них — мыть подъезды, работать санитарами, подметать улицы и выполнять самые грязные работы. Если что-то не нравится, то, как говорится, чемодан — вокзал (международный аэропорт имени Бен-Гуриона) — Россия…

Однако, как выяснилось еще в начале 1990 годов, приехавшие из СССР новые граждане страны — евреи и «не очень» — довольно скоро попытались потеснить коренных израильтян. Они оказались более образованными, прежде всего — в технических специальностях. Вот и получилось, что скоро израильтяне начали ощущать «дыхание в затылок» со стороны конкурентов. При этом «русские» инженеры с отличным высшим образованием начали вытеснять их не только с промышленных предприятий. На менее престижном уровне новые граждане часто также оказывались более опытными специалистами. Например, они могли неплохо чинить сложную бытовую технику, часы, а позже — мобильные телефоны и компьютеры. Даже у рыночных прилавков «русские» начали активно замещать марокканских евреев.

Постепенно отношение к «русским» в Израиле начало меняться. Если в 1970-е или 1980-е годы евреев из СССР воспринимали как мучеников, «узников совести», вырвавшихся из «антисемитского ужаса», то к концу 1990-х коренным израильтянам они уже стали мешать. Тем более, что «русские» замахнулись и на «большой бизнес», где все «места под солнцем» давно распределены. Никого не пустят — ни в банковский, ни в строительный. Конечно, некоторые предприниматели из бывшего СССР все-таки сумели пробиться и сегодня могут сказать, что жизнь на новой родине удалась. Таких, правда, мало.

Отправить обратно?

Многие израильтяне уверены: «русские» привезли в их страну главным образом проституцию, бандитизм, коррупцию и другие пороки. Как выясняется сегодня, еще и неонацизм?

Отрицательное отношение к «русским» в связи с судом в Петах-Тикве в последние дни все больше растет. Подростков пытаются представить как «исчадий ада». Звучат даже голоса в пользу того, чтобы изменить «закон о возвращении», изъяв из него возможность получения израильского гражданства для неевреев. Давать его только, дескать, «евреям по Галахе», ведь это еврейское государство. Как быть с уже получившими гражданство «евреями по бабушке или дедушке»? Есть те, кто называет хорошим решением высылку их обратно — туда, откуда приехали.

Неудивительно поэтому, что часть «русских» считает жизнь в Израиле несправедливой, не дающей равных прав всем гражданам страны. Подростки из Петах-Тиквы не могли не сталкиваться с не-приязненным отношением к себе, причины чувствовать себя отверженными в Израиле у них были. И, как это часто бывает, росло и чувство протеста.

Никто не берется оправдывать нападения на иностранных рабочих и рисование нацистской символики на стенах синагог. Но, как пишут израильские журналисты, подростки принадлежат к так называемым «трудным семьям». Скорее всего, они ненавидели общество, в котором жили. Прежде всего — за то, что оно, по мнению подростков, отказывало им и их родителям в некоторых правах, лишало молодежь перспективы в жизни. Видимо, поэтому и решили: если самым святым для этого общества считается борьба с нацизмом и антисемитизмом, в это общество следует входить со свастикой на синагоге…

Поэтому вынесенные в подзаголовок слова о «неладах в еврейском государстве» — лишь самая мягкая характеристика происходящему сегодня в Израиле.

Андрей Правов с 1999 по 2003 год работал собственным корреспондентом РИА «Новости» в Израиле. В настоящее время — руководитель главного выпуска журнала «Смысл».

http://stoletie.ru/tayna/70 921 130 353.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика