Русская линия
Православие и современность Наталья Горенок21.09.2007 

Самый верный критерий
В издательстве Саратовской епархии вышла в свет книга Ю. Максимова «Богословский ответ на „Письмо епископа Диомида“»

Документ, распространенный в Интернете как «Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам святой Православной Церкви» епископа Анадырского и Чукотского Диомида, увидел свет в январе 2007 года, но полемика вокруг него не угасает до сих пор. К сожалению, очень часто полемика эта приобретает характер нездоровый и враждебный, причем именно со стороны тех, кто принял и отстаивает положения этого документа. О чем же, собственно, речь?

Итак, в начале года «обращение» (или «письмо», как его часто называют в прессе) появилось на одном из сайтов, организаторы которого находятся в постоянной оппозиции священноначалию Русской Православной Церкви. Авторство приписывалось Преосвященному Епископу Диомиду. Однако вскоре Владыка заявил, что никакого письма-обращения он не писал, а текст готовился как предисловие к одной из книг и был опубликован без его ведома. Казалось бы, нет обращения — нет и темы для разговора. Но шум вокруг письма от этого нисколько не утих.

В продолжающейся полемике, пожалуй, наиболее подробным и аргументированным ответом на «письмо Епископа Диомида» стала работа православного религиоведа, преподавателя Московской Духовной Академии Юрия Максимова. Критерий подхода он четко обозначил в предисловии: «Как замечал святитель Игнатий Брянчанинов, „не должно увлекаться мнением человече­ского общества, хотя бы это мнение было мнением значительнейшего большинства: должно руководствоваться светом Священного Писания и писаний отеческих“. Именно в этом свете я и намереваюсь рассмотреть доводы, изложенные в „обращении“».

По сути, именно этот подход — рассмотрение всех явлений и фактов в свете Священного Писания и святоотеческих творений — и должен быть единственно возможным для православного хрис­тианина, чада единой Святой, Соборной, Апос­тольской Церкви. К сожалению, современные христиане, как миряне, так и духовенство, не всегда прибегают к нему, потому что попросту плохо знакомы с богословской литературой. Именно этим и пользуются инициаторы всевозможных смут и расколов. Однако автор «Богословского ответа» превосходно ориентируется в безбрежном море святоотеческой мудрости. Он ведет за собой читателя, комментируя каждый из девяти пунктов нашумевшего обращения, цитируя Писание и отцов, приводя конкретные исторические факты, и порой создается впечатление, что он приводит в порядок, возвращает с головы на ноги истины, перевернутые кем-то по незнанию или по злому умыслу.

Действительно ли набирает силу «ересь экуменизма»? Имеет ли право на существование термин «неосергианство» и что за ним скрывается? Должна ли Церковь обличать пороки существующей власти? Возможна ли — и нужна ли — демократия в Церкви? На чем основана шумиха вокруг трех шестерок, штрих-кодов и ИНН? Эти и другие вопросы так или иначе за­тронуты в «обращении» и «Богословском ответе». Они по-преж­нему горячо обсуждаются в прессе. Но на большинство из них ответ давно сущест­вует, напоминает нам Ю. Максимов, это — соборно выработанное мнение Церкви, основанное на Писании и Предании. Почему же авторы «Обращения епископа Диомида», вновь повторяя их, принимают вид первооткрывателей, единственных «ревнителей» за чистоту Православия?

«Все те проблемы, которые поставлены в „обращении“, широко обсуждались за послед­ние годы. Другой вопрос — к желательным или нежелательным для его авторов выводам пришла Церковь в результате этих дискуссий, — так прокомментировал появление „Обращения епископа Диомида“ Епископ Саратовский и Вольский Лонгин.- Муссирование уже „мертвых“ тем, раздувание скандалов приводит к тому, что за этими фантомами многие люди не видят гораздо более серьезных опасностей для веры, для христианства, для Церкви, которые существуют сегодня».

Работа Ю. Максимова в журнальном и интернет-вариантах оказалась крайне востребованной. Теперь она вышла в виде брошюры, и думается, тоже не останется незамеченной, потому что она по-прежнему злободневна. Цель же этой работы можно обозначить словами Апостола: «Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них» (Рим. 16, 17).

http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4294&Itemid=50


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика