НГ-Религии | Франческо Сартори | 20.09.2007 |
За свою деятельность эта скромная и хрупкая инокиня была удостоена Нобелевской премии мира. Мать Тереза скончалась 5 сентября 1997 года в Индии. Похоронили ее почти с королевскими почестями. Достаточно быстро Папа Римский Иоанн Павел II закончил 19 октября 2003 года первый этап процесса ее канонизации — беатификацию, то есть причисление к лику блаженных.
В настоящее время идет завершение второго и последнего этапа этого процесса — санктификации, то есть объявления матери Терезы святой. И тут совершенно неожиданно обнаружились проблемы: Ватикану не удается найти достаточно свидетельств в пользу святости матери Терезы.
В частности, члены комиссии, которая занимается «делом» блаженной, не могут обнаружить второе чудо, которое следовало бы недвусмысленно приписать ее заступничеству. Во время процесса беатификации эксперты-богословы уже сумели найти не объяснимое с медицинской точки зрения выздоровление индийской женщины, больной раком. Но одного чуда для признания матери Терезы святой мало.
Впрочем, препятствия на пути к прославлению матери Терезы вызваны не только отсутствием убедительного чуда. Возможно, существуют и несколько иные причины. Недавно в США вышла книга, озаглавленная как «Come, be my light» («Приди, будь моим светом»). Это антология писем, которые в течение 50 лет своей монашеской жизни мать Тереза адресовывала своим священникам-духовникам — Майклу ван Питу и Джозефу Нюнеру. Сама монахиня еще при жизни требовала, чтобы эти рукописи были уничтожены. В своих письмах Тереза Бояджиу делится личными сомнениями в вере и жалуется на то, что Бог оставил ее. Тем не менее письма опубликованы.
Предисловие к книге написал священник Брайан Колодейчук, участвующий в процессе канонизации матери Терезы. Он оправдывает опубликование писем тем, что они показывают, как даже настолько святой человек боролся за то, чтобы не утратить веру, и победил в этой борьбе. Некоторые пассажи в письмах матери Терезы действительно могут шокировать верующего человека. Например: «Иисус отсутствует. Он всегда молчит. Ты отверг меня и оставил… Я призываю, взываю, но никто мне не отвечает. Я одинока… Где моя вера? Даже в глубине моей души ничего нет, кроме пустоты и темноты. Боже мой, как мне больно от этого невыносимого страдания! Почему я истязаю себя? Если нет никакого Бога, то нет и души, и тогда ты тоже, Иисус, не истинный. У меня нет никакой веры. Никакой веры, никакой любви, никакого рвения. Спасение души не привлекает меня, рай ничего для меня не значит. У меня нет даже реальности Божьего присутствия в таинстве святого причастия».
В то же время в письмах матери Терезы встречаются пламенные религиозные порывы. В одном из писем она отмечает: «Я хочу любить Иисуса, как никто до сих пор его не любил»; и «если когда-нибудь я стану святой, то буду все время отсутствовать в раю, чтобы принести свет тем, кто на земле пребывает во тьме». Некоторые критики отметили, что подобные высказывания монахини напоминают буддийских бодхисаттв — праведников, которые отказываются от нирваны, чтобы помочь грешникам на земле.
Сомнения матери Терезы в реальности Христа и потусторонней жизни — не препятствие для ее причисления к лику святых. Богословы обращают внимание на то, что тема «молчания Бога», сетования на отсутствие ответа на молитвы присутствует в произведениях многих мистиков, например святого Хуана де ла Круса. Это свидетельство о духовной борьбе, которую должен вести мистик, что является частью его подвига. Общение с Богом не дается само по себе — это завоевание, которое достигается ценою изматывающих духовных страданий. В то же время колебания матери Терезы в вопросах веры бросают тень на жизнь монахини, которая не замыкалась в своей келье для созерцания Христа, а вела активную жизнь, направленную на деятельную помощь ближнему.