Русская линия
Православная книга России20.09.2007 

Михаил Задорнов: Никто толком не может ответить на вопрос, чему учил Иисус, но все знают, когда Его день рождения

Смешно до слез

Многие известные священнослужители в интервью для нашего портала призывали к разумности, рассудительности. Призывали учиться самостоятельно отличать белое от черного, а добро от зла.

Оглянувшись вокруг, мы без труда заметим, что на нас постоянно пытаются влиять, пытаются внушить нам ту или иную мысль, убедить нас в чем-либо. Особенно широко это осуществляется средствами массовой информации. И мы должны стараться защитить себя от подобного влияния не путем отключения радиоприемника или выбрасываньем телевизора, но путем рассуждения и размышления — к чему нас и призывают.

Человек, говорящий перед аудиторией, берет на себя огромную ответственность — особенно если аудитория составляет не несколько десятков, а миллионы человек. Ведь слово значимо, слово творит, слово может изменить сознание и мировоззрение. Одним из тех, чье слово живо и действенно, является известнейший юморист Михаил Задорнов. С трудом можно найти человека, испытывающего к нему антипатию: его любят, его цитируют, его выступлений ждут. И слово его весомо и надолго западает в сердца людей.

Но что это за слово? Всегда ли оно так безобидно, как кажется на первый взгляд?

Попавшиеся мне на глаза отзывы священнослужителей были довольно сухими и настороженными… Неужели простая человеческая, ни на чем не основанная неприязнь? Или же глаз священника различил то, что пока не под силу увидеть нам? К тому же колкие высказывания в адрес Церкви и священников самого Михаила Николаевича вызывали вопрос: что это? внутренняя боль о ранах Церкви Земной или просто ядовитая критика, нежелание и неумение отделить грех от грешника, снизойти к человеческой слабости тех же священнослужителей?

* * *

В рамках ХХ ММКВЯ на стенде издательства «Вече» прошла презентации книг отца Михаила Задорного — Николая Павловича Задорного (1909−1992), известного русского писателя, заслуженного деятеля культуры. Наш интернет-портал, узнав об этом мероприятии, решил, фигурально выражаясь, убить двух зайцев — не только рассказать Вам об изданных «Вече» книгах Н.П. Задорного, но задать интересующие нас вопросы самому Михаилу Николаевичу.

Извинившись перед толпившейся у стенда публикой, что презентация задерживается из-за общения с прессой, Задорнов по обыкновению отшутился: «Вы же понимаете: если я не отвечу на их вопросы, они гадости про меня писать будут!»

Блиц-пресс-конференция началась с вопросов корреспондента газеты «Тверская, 13»:

— Почему было выбрано именно «Вече» для издания книг Вашего отца?

— Потому что «Вече» печатает правдивые книги, рассказывающие об истории России. Сегодня жанр художественно-исторического детектива — сплошное вранье. А мой отец писал правдиво, так как изучал историю.

Последние 20 лет своей жизни он изучал отношения между Японией и Россией. Все знают, что мои любимые американцы открыли Японию после того, как она была 200 с лишним лет закрыта. А на самом деле ее открыли русские моряки, когда на фрегате «Палладе» к японским берегам пришел Путятин. Отец как раз описывает эту романтическую морскую одиссею в одной из своих книг. В деревне Хэда (Хэдэ) есть даже музей, посвященный русским морякам, благодаря которым Япония начала строить корабли (у Японии не было кораблей на протяжении 250 лет). А мы ничего об этом не знаем. Русские моряки были первыми иностранцами, жившими в Японии, хотя в то время это было запрещено, и в деревне Хэда, как рассказала мне одна старушка, до сих пор рождаются голубоглазые дети.

Японцы издали серию романов моего отца и даже дали ему премию. Ведь в советское время мой отец не был ни коммунистом, ни партийным, и поэтому писал по-честному, не делая из нас героев, а из японцев — негодяев. Он не пользовался банальным приемом, что у русского разведчика улыбка, а у японского — ухмылка. И японцы были удивлены, что в его книгах очень правдиво описана сама Япония.

То, что «Вече» захотело издать эти книги, было мне очень приятно. Грядет 100-летие со дня его рождения, и мне бы хотелось, чтобы возвращался интерес к достоверной, интересной исторической литературе, а не придумано-интересной, какую мы видим сегодня в жанре исторического детектива, где зачастую сам язык фальшив, потому что красивым русским языком говорили люди два века назад. У отца в книгах — правда. А сегодня зачастую история — в кривде. Исторические события, которые описываются в его книгах, были не так давно, но по-прежнему очень актуальны, тем более что с Курильскими островами никак не могут решиться проблемы.

— Все ли книги Николая Павловича изданы в «Вече»?

— Нет, не все. Еще остались.

С первыми романами вообще произошла интересная история.

Когда отец написал свои первые романы и привез их в Москву, чиновники сказали, что их издавать нельзя, потому что в них нет обкомовских работников. Это среди тех, первых, которые заселяли Сибирь! Какие обкомовские работники могут быть, если это XIX век?

К слову, наши, в отличие от американцев, уничтоживших индейцев, приходя в Сибирь, не уничтожали никого, даже Православие никому не навязывали. Кто хотел — оставался язычником. Наши индейцы — нанайцы, гольды, адыгейцы, коряки. И у них, между прочим, были прекрасные с русскими отношения. Отец написал об этом романтический роман, когда сам жил в Комсомольске-на-Амуре. На него, как на человека, работающего в театре, были доносы, поэтому он сразу решил уехать в Комсомольск-на-Амуре, чтобы дальше не сослали. Работая там, он написал «Амур-батюшка», «Далекий край», «К океану».

После неудачи с чиновниками, романы отца попали к незаслуженно забытому сейчас Фадееву, который прочитал их и отдал Сталину. Сразу же пришел приказ немедленно напечатать романы, а отцу дать сталинскую премию. Это было в 1948 году. Сталин был умнее, чем все чиновники. Он понимал, что история о том, как крестьяне и даже аристократы, офицеры занимали приамурские берега, она правильная, честная, не торгашеская. Там не было торгашей, как сегодня. Это сегодня существует романтика торгашества, а тогда существовала романтика трудового человека.

После этого и я еще родился. То есть отец получил сразу две премии.

— А все ли романы отца были изданы?

— Неизданным остался еще один роман — «Владивосток». Отец не успел его дописать. Он был как концовка всей одиссеи, потому что в результате того влияния, которое Россия стала оказывать на Тихом океане (Сан-Франциско был практически русским городом, Аляска и весь тот берег был наш), нужен был город, владеющий Востоком — Владивосток.

Дописать его я не смогу, потому что не владею настолько деталями. А художественность всегда в деталях. У меня роман будет смешной, но не правдивый.

— Повлияло ли творчество отца на Ваше творчество?

— Очень повлияло. Отец умудрялся показывать мне в жизни то, чего мне никто бы не показал. Например, когда проходили капитализм в школе, и я стал ему говорить, что наша страна даст по мозгам капиталистам, он сказал: «Имей в виду, что в школе не всегда правду говорят». А потом, когда был первый съезд демократов, и Собчак и иже с ним выступали, и я весь горел демократическими идеями, еще верил в демократию (тоже лохом был), отец пришел, посмотрел на этот съезд и сказал: «Что те были воры, что эти. Только эти поумнее». Теперь я часто его слова вспоминаю: он как ясновидящий был! Это ж какими надо было умными быть, чтобы нас, нищих, еще и обобрать! Для этого надо иметь особый, незаурядный талант!

И такими мелкими гомеопатическими дозами он меня иногда отрезвлял или как будто чипы какие-то ставил, которые срабатывали через 30−40 лет. Вообще, мне с родителями повезло — больше, чем им с сыном.

* * *

После того, как краткое обсуждение творчества отца завершилось, я обратилась к Михаилу Николаевичу с вопросом:

— В Ваших выступлениях зачастую слышаться ироничные нотки в отношении Православия, Православной Церкви, священников. Чем это вызвано?

— Не только Православия — всех религий. У меня самого нет религии, я — верующий. А это большая разница. Мне не нравится, когда люди молятся, а потом пакостничают и снова молятся. И то, что сильно религиозные люди верят, что можно вымолить проценты в банке. Мне вообще не нравится, что люди религиозные все время что-то выпрашивают. И что Творца называют «Господь» — Он не Господин нам, Он — Творец, Который сотворил нас по Своему образу и подобию. Значит, тоже свободными, творцами, а рабы и творцы несовместимы. Копают и рабы, и археологи.
И я не хочу быть религиозным, так как религиозность — суеверие. Кроме того, у нас, в России, — языческое Православие. Никто толком не может ответить на вопрос, чему учил Иисус, но все знают, когда Его день рождения. И ни один человек не может сказать, почему Пасха каждый год празднуется по-разному.

Никто не знает, что по-английски Пасха — «Easter» (от «east» — Восток), то есть восточный праздник, пришедший к ним от нас. И никто не знает, что это языческий праздник, и что он связан с солнцем и с луной, а отнюдь не с Иисусом. Мне вообще не нравится безграмотность рабов. А цель религии — сделать людей паствой, загнать и содрать бабки. А в Бога я верю по нашим, православным традициям того Православия, которое еще не было закодировано, — от слов «правь» и «славь».

* * *

Лично мне многие вещи в его ответе показались довольно странными, а некоторые высказывания — мнением крайне некомпетентного человека. Хотя не будем отрицать, что зерно правды в этом ответе было. Но, увы, единственное зерно. Это высказывание Задорнова, что наш народ знает день Рождения Христа, но не знает самого учения. Как не прискорбно, но это так. И все вышеприведенные слова самого Задорного это подтверждают. Если столь образованный и начитанный человек не знает, что такое Пасха и говорит явную глупость о Православии, что же говорить о нашем народе, большинство которого в последние годы ищут не знания, а хлеба и зрелищ.

К сожалению, формат беседы не позволил продолжить столь интересный разговор, и у меня осталось множество неразрешенных вопросов, да и просто невысказанных мыслей…

* * *

Выйдя к посетителям выставки, Михаил Николаевич повторил рассказ о книгах отца, дополняя его деталями и разнообразя, по своему обыкновению, многочисленными лирическими отступлениями, к которым мы привыкли, и без которых не обходится ни одно его выступление: например о том, что у всех продвинутых государств столицы находятся на Востоке, например в Канаде, в США, в Бразилии, в Китае…

-…Народ встает вместе с правительством и начинает работать. А у нас столица находится на западе, то есть у нас вся страна отработала, а правительство встает и думает, как разделить то, что люди наработали. Поэтому нам нужно переносить столицу на восток. Восток сильнее. Сибирью, сибирскими, дальневосточными мозгами идет оживление России… А Москва — торгаши.

— В общем, фэн-шуй получается? (реплика одного из посетителей выставки)

— Чтобы вы знали, фэн-шуй, по которому сегодня живут богатые и зажиточные, — восточное учение о том, как надо обустраивать могилы. А когда европейцы узнали про фэн-шуй, они поняли, что с мертвых «бабок» не возьмешь, и стали «разводить» живых. А когда на Востоке увидели, сколько европейцы «бабок» на фэн-шуе заработали, они поверили, что он и для живых годится. На самом деле, это же для дебилов: что кровать нельзя ставить в дверном проеме, стол придвигать к ванне… Вообще человек соображающий будет жить практически по фэн-шую. Это придуркам надо жить по фэн-шую…

В продолжение презентации Михаил Николаевич несколько раз возвращался к теме религии и Православия, высказываясь достаточно резко. В некоторых случаях известного сатирика слегка «заносило», и из микрофона неслись странные, нелепые, поражающие своей безграмотностью, а иногда и просто оскорбительные высказывания, по крайней мере, для верующего человека. Складывалось впечатление, что эти мысли были высказаны не случайно, что они были направлены не на толпу, собравшуюся вокруг стенда и слушающую каждое слово с открытым ртом, смеющуюся над каждой шуткой — все равно, о чем, — а направлены определенному адресату — немногим православным, которые находились на презентации и могли по достоинству «оценить» саму суть высказываний, и кого эти высказывания могли по-настоящему задеть…

«В чем заключается моя благодарность издательству „Вече“? Именно благодарность, я не говорю слова „спасибо“ и сейчас сразу объясню, в чем разница. „Спасибо“ — слово, навязанное нам религиозными фанатиками. „Спаси Бог“ — то есть не делайте ничего, оставайтесь лентяями, пьяницами — и вас Бог спасет. Сам себя человек должен спасти! Поэтому наш гениальный русский народ придумал „оберег“: „спасибо“ — „не за что"… А есть чудное древнее слово — „благодарю“, и чем больше мы будем друг друга благодарить, тем больше будет благополучия. Поэтому я пытаюсь слово „спасибо“ вообще выбросить из своей жизни“.

„Отец послал меня на Курилы работать в ботанической экспедиции в 1958 году. И я был в старообрядческих деревнях, видел старообрядцев. Понял, что самая высокая степень нравственности на земле сохранилась у старообрядцев. Но они не знают, что хранят не православную суть, а языческую суть России. Ведь не перешла Россия в свое время на молитвы на латыни, не дала уничтожить азбуку…“

„Что такое история?- То, что „из Торы“ пошло, то и есть история. Но была быль до этого, и вот эту быль сегодня никто не знает. Прозевали в Библии кое-что… Кто Иисуса пришел встречать? — Волхвы. Волхвы были только у славян. Нигде в мире не было волхвов, вот что интересно. Были маги у иранцев, но иранцы — тоже потомки ариев. И вот такие вещи прозеваны везде. И везде их можно восстановить.

Одно из имен Творца… простите, я языческими словами скажу: „еб“ — означало „вибрация“. „КолЕБаниями“ Творец создал мир, отсюда имя Творца — Ебун. И, получается, что „молЕБен“ — „молитва к Ебуну“. Вот это прозевали все.

Мат не имеет никакого отношения к татарам. Когда на Русь пришло отформатированное Православие, оно решило татарам приписать мат, чтобы мы перестали слышать мантры. Что такое „ура“? — Мантра. Утром кричите „Ура!“ — и вам уже не надо молиться. „Ура!“ — и будьте здоровы, вы уже от бога Ра зарядились солнечным светом.

Что такое е-бо-ра? — плодоносящая суть бога Ра. Звук „е“ усиливает. Отсюда идут отчества НиколаЕВич, ИгорьЕВич — то есть тот, кто создавал ребенка колЕБаниями. И это ведическая суть сотворения мира. Вот так вся история изменена немцами, европейцами, дабы уничтожить даже память о том, что у нас была своя культура“.

„У старообрядцев я узнал, что русские пословицы обрезаны людьми суеверными, то есть слишком религиозными. „Если ударят по правой щеке, подставь левую, но не дай ударить“ — вот как звучит настоящая русская пословица“.

В чем великость Пушкина? До него говорили (?!) религиозным старославянским языком. И одна Арина Родионовна возвращает Пушкина к русским сказкам… Пушкин первый попа натянул по полной программе, и никто ж сказать ничего не мог».

Честно говоря, после подобный высказываний так и хотелось уточнить: что же это за православные традиции, по которым верует Михаил Николаевич?

* * *

Понимаю, что подобная статья может вызвать массу нареканий и вопросов: зачем все это нужно и почему слова именно Михаила Задорнова, а ни кого-либо другого, стали объектом столь пристального внимания?

Откровенно признаюсь, что в наших мыслях не было намеренья собирать какую-то информацию специально, уличать, обвинять… Все высказывания, приведенные здесь, прозвучали во время 40-минутной встречи с прессой и посетителями ХХ ММКВЯ у стенда замечательного и любимого нами издательства «Вече». И мне, оказавшейся там по воле случая, многие сказанные вещи резали слух. Но тяжелее всего было видеть реакцию аудитории: с какой радостью и с каким энтузиазмом она откликалась на очередную реплику в духе «попа натянул"…

Насколько же мы гибки и как просто поддаемся внушению и влиянию! Да и невероятное желание быть вместе со «стадом» еще никто не отменил…

Вот так многие из нас, сидя вечером перед телевизором, вместе с довольно безобидными приколами слушают и пропускают через себя, не замечая и не отфильтровывая, такие же «приколы», сказанные в адрес Церкви, — самого важного и святого, что есть для православного человека на земле…

Мы ни в коем случае не отрицаем возможность критики Церкви Земной, но критика эта должна быть здоровой и объективной, основанной на искреннем переживании о чистоте Тела Христова. К сожалению, совсем иную критику (а иногда и просто оскорбительные, не имеющие под собой никакой почвы высказывания) приходится слышать из уст Михаила Николаевича. Единственное, что нам остается, что мы обязаны и что должны делать всегда — размышлять и рассуждать, отделять плевела от зерен. А не бездумно внимать всему тому, что доносится со сцены, из телевизора, из радиоприемника…

Последние высказывания сатирика Михаила Задорнова (к которому мы всегда относились с большой теплотой) оставили в наших сердцах неприятный осадок, который вряд ли позволит наслаждаться его выступлениями в дальнейшем, как это бывало прежде…

http://www.pravkniga.ru/interview/46/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика