Русская линия
Православие.Ru Люк Хардинг19.09.2007 

«Кости мои белые. коршуны да вороны по степи разнесут»

В 6 часов вечера в московском Сретенском монастыре верующие собираются на службу. В церкви женщины, одетые в платки, преклоняют колени перед огромным иконостасом; православный священник в черном, необычной формы, головном уборе машет кадилом. Сотни свечей освещают древние фрески.

На верхней галерее группа молодых людей стоит вокруг листов с нотами. Одни одеты в семинарские одежды, другие — в костюмы. У одного из них волосы собраны в хвост, трое с бородами. Их средний возраст около 23. Они выглядят как обычный хор, пока не запоют. Вдруг вас волной накрывает удивительный звук — необыкновенно богатый, мелодически мощный и при этом чрезвычайно искренний. Так могли бы петь первые апостолы, если бы решили отвлечься от написания Нового Завета и запеть. Снизу звучным баритоном отвечает священник; перекликающиеся славословия возносятся к небесам.

То, что хор так хорош, не случайность. По словам молодого наместника монастыря, он собран «из лучших голосов Москвы», многие хористы — выпускники известных музыкальных учебных заведений. За рубежом хор хорошо известен.

В начале этого месяца Сретенский хор отправился в мировое турне. Он выступит в Нью- Йорке, Бостоне, Чикаго, Вашингтоне, Сиднее, Мельбурне, Женеве и Берлине. Турне завершится концертом в Лондоне 30 сентября. Зарубежная пресса откликнулась на выступления хора восторженными рецензиями. Так, «Нью-Йорк таймс» писала: «Все певцы, а их 41… поют прекрасно слаженным, густым назальным звуком светлого оттенка, характерным для русской хоральной традиции». Газета отзывается о песнопении «Ныне силы небесные…» как о «чудесном» и хвалит соло тенора Антона Сергеева за его «мечтательный пыл». Публика, заключает «Нью-Йорк таймс», среди которой было «много джентльменов в священнических рясах», «похоже, была готова слушать всю ночь». Большой интерес к выступлениям хора вызван в том числе и тем, что коллектив представляет западному слушателю мало знакомую ему русскую духовную музыку, хотя в программу концертов включены и светские произведения, среди которых особенно запомнилась казацкая песня, в которой герой размышляет о смерти. В программу выступлений хора включены несколько византийских и классических литургических песнопений, но большая ее часть — песни нерелигиозные, из русского фольклора.

«И в народных песнях присутствует религиозный аспект, ведь часто в них говорится о смерти и страдании», — говорит наместник монастыря отец Тихон за чашкой чая. — Одна из таких песен — «Черный ворон» (речь идет о песне «Любо, братцы, любо…». — Примеч. переводчика). Это своего рода диалог со смертью. Песня о казаке, собирающемся в бой, из которого, он знает, что не вернется. Он знает, что пуля ударит его в грудь, товарищи оставят его, а жена выйдет за его лучшего друга. Его кости растащат по степи коршуны и вороны".

«В песне, которую исполняет солист бас Дмитрий Белосельский, все время повторяется „Любо, братцы, жить“. Разве это не пессимизм?». — «Совсем нет, песня о победе над смертью, — отвечает отец Тихон. — Она не пессимистична, она именно о победе над смертью. Здесь нет места депрессии. Это очень реалистичный взгляд на жизнь и смерть. Если, конечно, вы верите в Бога». И добавляет: «В России богатая романсовая и песенная традиция, она особенно развивалась в советский период, кода церковная музыка была под запретом. При атеистическом режиме молитвенные чувства сублимировались в музыку».

Сорок и один хорист — все одаренные молодые профессионалы. Некоторые из них — студенты семинарии, будущие священники. Каждый день они не только поют, но и слушают лекции профессоров, изучают литургику, помогают ухаживать за монастырским садом. Другие — студенты Московской консерватории и иных известных музыкальных учебных заведений. Один из них — Федор — талантливый композитор. Все — православные христиане.

В монастырском саду, сидя на скамейке рядом с пятикупольным белым монастырским собором, певец Роман Родионов рассказывал, что петь он начал с 10 лет (сейчас ему 19), его талант заметил хормейстер из его родного города Орла. «Он и начал учить меня петь», — говорит Роман. Спрашиваю его, почему, по его мнению, хор так хорош? Отвечает: «Многие певцы — выпускники знаменитых московских музыкальных школ. Но еще — помощь Божия: перед каждой репетицией мы молимся».

Мы спросили хористов, где бы они хотели провести свободный от выступлений день — в Лондоне или Париже? Хор безоговорочно выбрал Лондон. Как оказалось, несколько ребят — поклонники Шерлока Холмса. «Когда я слышу слово „Лондон“, сразу представляю себе красные автобусы, Биг Бен и чай с молоком, — говорит Роман. — В школе я и подумать не мог, что когда-нибудь поеду туда».

Между прочим, сретенские певцы уже успели попутешествовать. Они выступали в Нотр Дам де Пари, в Ватикане и в Белграде. Они иногда принимают участие в патриарших службах в Успенском соборе, храме XV века, расположенном за крепостными стенами и неприступными башнями Московского Кремля.

Турне предпринято не для повышения продаж компакт-дисков (их уже вышло несколько), он посвящен объединению двух частей Русской Православной Церкви. В мае произошло восстановление канонического единства между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей — наиважнейшее событие, знаменовавшее конец девяти десятилетий разделения, инициированного большевиками (Церковь в России была признана коммунистическим правительством, зарубежная — нет). Кроме концертов, хор примет участие в богослужениях в честь объединения по всему миру.

Основанный в XIV веке Сретенский монастырь своей историей отразил и всю историю России: войны и революцию, искренние молитвы и разгул воинствующего атеизма. После революции 1917 года новая власть поместила в монастырские строения прокоммунистическую секту. В 1925 году монастырь закрыли. Настоятель монастыря архиепископ Иларион был отправлен в лагерь, а затем погиб. В 1930 году здесь было общежитие для офицерского состава сталинской охранки, а в монастырских подвалах совершались казни.

Монастырь был передан Церкви только в 1991 году, а через три года здесь был создан хор.

Сегодня монастырь — оазис тишины в центре капиталистической Москвы. Мимо проходят девушки, одетые в солнечные очки от ведущих дизайнеров, проносятся черные джипы, бессмысленно громадные на задыхающихся от транспорта улицах города. Но отец Тихон говорит, что Русская Православная Церковь в России переживает сейчас возрождение — в Москве открыто 500 храмов, а в 1980-е годы их было 40, — хотя больше бросается в глаза кажущаяся бездуховность.

Последние молящиеся, перекрестившись, выходят из храма и расходятся по домам. «Наш хор так хорош еще и потому, — говорит отец Тихон, — что хористы не заинтересованы в мирском успехе или деньгах. Это как у первых христиан, как в апостольское время, когда для людей самым важным в жизни была их вера в Бога. Они видят мир таким, как он есть. И они могут жить в этом мире и оставаться христианами».

Московский Сретенский хор будет выступать в Кэдоган холле в Лондоне 30 сентября.

Люк Хардинг
«Гардиан», 13.09.2007
Перевод с англ. Василия Томачинского

http://www.pravoslavie.ru/press/70 918 131 524


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика