Русская линия
РПМонитор Егор Холмогоров19.09.2007 

В защиту нашей истории
Александр Невский: война, политика, святость

СМЫСЛ ЕГО ПОДВИГА

Русская Православная Церковь начинает осуществление исключительно важной и масштабной акции — принесение в Москву и другие города мощей Александра Невского.

Святые мощи в течение месяца будут перевозиться по городам России и Латвии. 20 сентября их принесут из Александро-Невской лавры в московский храм Христа Спасителя. В столице святыня пробудет в течение недели — до 27 сентября. Затем ее перевезут в Калининград и далее — в Ригу, Псков, Великий Новгород, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород, Екатеринбург.

«Великий русский святой, прославленный воин и благочестивый молитвенник, олицетворяющий собой русскую нацию, Александр Невский был не языческим героем, чья слава лишь в силе мышц и размахе меча, — он был христианским правителем, печальником о народных судьбах, наделенным от Господа государственной мудростью», — заявил в интервью «Интерфаксу» один из участников программы принесения мощей митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.

«Эта программа также должна дать своеобразный отпор участившимся атакам на историю в псевдоисторических исследованиях, ставящих под сомнение все великие примеры проявления русского духа, начиная от истории Киевской Руси и завершая Великой Отечественной войной», — подчеркнул митрополит Владимир. По его словам, «нападки фальсификаторов обрушились и на князя Александра Невского. Кроме того, мы хотим напомнить, что Александр Невский — великий государственный деятель и святой. Не нужно принижать этот факт, а то в последнее время появились банковские вклады, элитные дома, деловые центры, использующие его святое для православного народа имя», — посетовал владыка Владимир.

И в самом деле, святой Александр Невский занимает совершенно особое место в ряду русских святых князей и в самосознании Русской Церкви. Это, пожалуй, самый известный в русской истории государь, смысл святости которого был усмотрен Церковью не в обращении язычников, не в мученической христианской кончине, и не в иноческих подвигах благочестия, а в военно-политической деятельности, причем деятельности, имевшей общенациональный масштаб.

Именно такая оценка смысла христианского подвига св. Александра преобладала и при его жизни и с самой его кончины, постепенно занимая все большее место в национальном сознании. Императором Петром Великим, совершившим символический акт переноса мощей св. князя из Владимира в Санкт-Петербург, был установлен национально-религиозный культ Александра, ставший одной из агиополитических основ Российской Империи.

Даже в советский период именно почитание св. Александра, после периода раннебольшевистского нигилизма, возродилось первым, хотя и в чисто светском, атеистическом ключе, не как святого князя, но как защитника Земли Русской. Знаменитый фильм Сергея Эйзенштейна даже представляет Александра как носителя «языческого» русского начала в противоположность христианству, представленному немцами, что, разумеется, исторической действительности не соответствует. Показательно, что орден Александра Невского был единственной наградой, которую, независимо друг от друга, ввели Российская Империя и Советский Союз. Сейчас национальному почитанию св. Александра возвращается его церковный, религиозный смысл.

Жизнь и подвиги св. Александра достаточно хорошо известны, поэтому необходимо прежде всего указать на те смыслы, которые и послужили основой для церковного культа князя.

ГЕРОИЗМ КАК ДУХОВНАЯ ДОБРОДЕТЕЛЬ

Первостепенное значение в почитании св. Александра имела героическая составляющая его подвига. Вопреки распространенному заблуждению, православная оценка героизма очень высока — культ святых воинов-мучеников органически дополнялся преданиями об их подвигах, победах над врагами, змеями и драконами. В героизме видится духовная добродетель, которая и приводит воинов-мучеников к их последнему подвигу и последней победе, смерти за имя Христово. Невская битва и Ледовое побоище, составившие воинскую славу Александра, были примером именно героической победы, требующей дерзости, воинского хитроумия и личного мужества. Эти победы понимались как проявление особой добродетели князя и знак Божия благоволения к нему, и не случайно в Житии св. Александра рассказывается о прямо небесной помощи свв. князей Бориса и Глеба в ходе Невской битвы и о воинстве Божием, помогающем русским полкам на Чудском озере. В Житии воинские подвиги Александра последовательно сопоставляются с подвигами воинов ветхозаветных времен — Иисуса Навина, Самсона, Давида.

Однако авторы житий сопоставляют Александра и с античными героями — Александром Македонским, Ахиллесом, Веспасианом Флавием (хорошо известным русским книжникам по славянскому переводу «Иудейской войны» Иосифа Флавия). Особенно значимо первое сопоставление: в лице Александра Невского Русь обрела своего Александра Македонского, непобедимого юного героя, «затворившего врата» от варваров. Здесь мы видим второй аспект подвига св. Александра — стояние за Русскую Землю. Формула что князь Александр «потрудися за всю Русскую Землю» уникальна в летописной оценке князей этого периода, бывших, обычно, правителями с удельными интересами. Военно-политическая деятельность Александра отразила опасность для всех русских земель на основных угрожающих направлениях — шведском, немецком-прибалтийском, литовском, — где вторжения были отражены лично князем, и, наконец, татарском, где за все время княжения Александра не было ни одного набега.

Именно св. Александр признавался потомками создателем Русской Земли как целостного хотя бы в теории государственного образования (точнее, воссоздателем после Батыева разорения). Александр закрепил за своими потомками Владимирское великое княжение, а за князьями Владимирскими исключительное право на княжение в Новгороде. Тем самым были очерчены границы той государственной территории, которая позднее была объединена и укреплена под властью Москвы. Именно очерченные Александром границы стали первоначальными границами новой Руси. Эта Русь постепенно осознала себя как Святая, как царство благочестия и как ковчег спасения для православных христиан после разорения латинянами Царьграда, запустения Киева и постепенного ослабления иных православных земель. Соответственно и сопоставление подвигов Александра с подвигами ветхозаветных героев приобрело и более глубокий смысл — он предстает как защитник Святой Земли, подобный Самсону, Гедеону или Давиду, а не просто как политик и государственный деятель.

ЗА ДРУГИ СВОЯ

Эта трактовка, безусловно, не имела бы места, если бы современники считали справедливыми возводимые последующими историками клеветы на Александра как на мнимого виновника нашествия «Неврюевой рати», разорившей Владимир и заставившей бежать его брата Андрея. Александр не наводил на Русь татарской рати, но уже после нашествия был назначен Ордой великим князем на место Андрея, дабы восстановить Русь. Церковное сознание вообще не видело в отношениях Александра с татарами той проблемы, которую преувеличивают современные историки. По представлению автора Жития, Александр своей личностью внушил Батыю глубокое уважение и добился установления для Руси достаточно привилегированных отношений с Ордой, а после разорения «Неврюевой ратью» земли Суздальской восстановил ее: «воздвиг церкви, города отстроил, людей разогнанных собрал в дома их». При этом не следует излишне драматизировать политику св. князя, — он не делал «глобального геополитического выбора против Запада в сторону Евразии и Орды». Св. Александр был охранителем и попечителем святой Русской Земли и готов был к союзу и с Римским Папой (с которым вел переписку, закончившуюся, впрочем, решительным отвержением всех папских предложений), и с Ордой, но главное — не в ущерб интересам Русской Земли и безопасности ее людей. Заботу о людях и о земле, кротость, смирение и приветливость церковное Предание считает еще одной характерной чертой христианского подвига Александра.

Наконец, закат жизни св. Александра освящен жертвенным подвигом, последним путешествием в Орду с целью «отмолить» русских людей от татарского «налога кровью», участия в ордынских войнах. Кончина Александра, с принятием перед смертью монашества и схимы, как высшей формы отречения от мира, представляется автору жития наградой Божией за труды князя. Св. митрополит Кирилл — верный помощник св. Александра во всех церковных делах, характеризует его кончину в своем надгробном слове образом заката солнца: «Чада моя, разумейте, яко уже заиде солнце земли Суздальской!». Перед погребением Александра его святость обозначается знамением, очевидцами которого были церковные служители, — рука князя сама раскрылась, принимая вкладываемую в нее разрешительную грамоту, а затем сжалась вновь.

КУЛЬТ СВЯТОГО КНЯЗЯ

Почитание св. Александра складывается на Руси сразу же по его кончине — на его гробнице во Владимире служатся по важным случаям молебны и панихиды, великий князь Московский Иоанн Иоаннович оставляет в завещании своему сыну Димитрию икону св. Александра. Однако церковное прославление св. князя совершается после Куликовской битвы. Накануне битвы пономарю церкви Рождества Богородицы, в которой покоилось тело князя, было видение: свечи в церкви сами собой загорелись, ко гробу подошли два старца и призвали князя на помощь его правнуку Димитрию Ивановичу, одолеваемому иноплеменниками. Св. Александр поднялся от гроба и стал невидим. Вскоре гроб св. князя был открыт и его мощи, пролежавшие в земле 117 лет, оказались нетленными. Мощи были положены в открытой раке, князю составлена служба и установлено местное почитание во Владимире, подтверждаемое происходящими у мощей многими чудесами. В 1547 году Стоглавый собор утверждает общецерковное почитание св. Александра и устанавливает днем его памяти 23 октября.

С этого участия св. Александра в Куликовской битве укрепляется его агиополитическая роль в качестве военного покровителя Русской Земли. В 1552 году перед походом на Казань Иван Грозный совершает молебен перед мощами св. Александра, один из спутников великого князя исцеляется, и в этом очевиден Божий знак успеха похода. В 1571 году, во время нашествия на Москву крымского хана Девлет-Гирея, повторяется видение подобное Куликовскому — свв. Борис и Глеб призывают св. Александра поспешить на помощь Москве. Интересно, при этом, что вслед за св. Александром свв. Борис и Глеб направляются к его предкам свв. страстотерпцам Андрею Боголюбскому и Георгию Всеволодовичу (павшему в бою с татарами на реке Сити), и Всеволоду Большое Гнездо, и Ярославу Всеволодовичу, официальное почитание которых Церковью не было установлено, а также к св. Петру — царевичу Ордынскому. Знаменательно то, что в посмертных своих трудах как защитника Руси св. Александр берет своеобразный «реванш» за то, что невозможно было ему при жизни, — содействует победе над восточными врагами Руси.

Петр Великий существенно реформирует церковный культ св. Александра, сведя его прежде всего к военному аспекту и ранним подвигам, совершенным на Северо-Западных рубежах Руси. Мощи святого в 1723—1724 гг. переносятся сперва в Шлиссельбург, а затем в Санкт-Петербург, основанный на месте Невской Битвы, в специально построенную для этой цели Александро-Невскую Лавру, становящуюся северным сакральным центром России. День перенесения мощей — 30 августа, одновременно — день заключения Ништадтского мира со Швецией, устанавливается в качестве дня празднования святому князю. Петр издает специальное распоряжение, запрещающее изображать св. Александра в одеянии схимника, отныне иконография св. Александра — это обязательно иконография святого воина, причем воина-монарха. В обычай входит изображение св. Александра по образу Всероссийских императоров — в горностаевой мантии, доспехе и с мечом в руках. Святой князь становится покровителем созданной Петром русской армии и того своеобразного «сакрального милитаризма» одушевлявшего военную идеологию императорской России. Однако за счет усиления этих черт в восприятии духовного облика св. князя, политическое и духовное значение его подвига было оттеснено на второй план и современной России имеет смысл возвратиться к более цельному видению деяний св. Александра как одного из основателей Русского государства и защитника Русской Земли как земли святой.

Сегодня Россия исключительно активно возрождает свой военный потенциал, мы возвращаем себе дипломатический и военный статус великой державы. Однако, наряду с военной и политической составляющей в этом державном строительстве исключительно важна духовная, агиополитическая компонента. И инициатива Церкви по освящению всей России благодатью мощей великого защитника Земли Русской, это не просто благочестивая инициатива, это важный духовный акт на пути укрепления реальной обороноспособности России в возможно предстоящих нам исторических испытаниях.



Приложение

Основные даты жизни и деятельности св. Александра Невского

1219, 30 мая — Рождение в Переяславле Залесском — уделе отца, князя Ярослава Всеволодовича.

1231 — Ярослав Всеволодович оставляет Александра с братом на Новгородском княжении.

1236 — Ярослав Всеволодович становится великим князем Киевским, а Александр Ярославич — самостоятельным князем Новгородским.

1237−38 — Батыево нашествие на Русь. Татарская рать не доходит до Новгорода.

1239 — Брак Александра с полоцкой княжной Александрой.

Лето 1240 — Шведский десант в устье Невы. Князь Александр с дружиной совершает стремительный рейд к месту высадки неприятеля и наносит неожиданный удар. 15 июля в ходе Невской битвы Александр наносит шведам сокрушительный удар, сам лично побеждает в поединке шведского предводителя и ранит его копьем в лицо.

Зима 1240 — Поссорившись с новгородцами, Александр с женой и двором покидает Новгород. Тем временем немецкие рыцари из Ордена Меченосцев захватывают русские города Изборск и разбивают псковскую рать.

1241 — Возвращение Александра в Новгород, захват орденской крепости Копорье. Немцы захватывают Псков.

1242 — Поход Александра на земли Ордена, освобождение Пскова, битва на Чудском озере 5 апреля. Полный разгром войск Ордена. Меченосцы просят о мире и отказываются от любых претензий на русские земли.

1245 — Набег литовцев. Битва под Торопцом и разгром Александром литовского войска. Ссора с новгородцами, не желавшими продолжать поход на Литву. Александр с одной дружиной совершает поход в Литовские земли и наносит противнику несколько поражений. Прекращение на долгий срок литовских набегов.

1246 — в Монголии отравлен отец Александра вел. князь Ярослав.

1247 — Александр после перераспределения «столов» получает Тверь и вместе с братом Андреем едет в Золотую Орду, а затем в Монголию, к Великому Хану в Карокорум.

1249 — Великий Хан признает Александра старейшим из русских князей и поручает ему Киев, младшему брату Андрею передан Владимир.

1250 — Александр возвращается на Русь и селится в Новгороде. Первая болезнь Александра.

1252 — Нашествие на Владимирскую землю «Неврюевой рати» в наказание за неповиновение и антитатарский союз с Даниилом Галицким. Бегство Андрея. Разорение Переяславля. Александр получает ярлык на Владимирское княжение. Торжественный въезд Александра во Владимир.

1252−1263 — Княжение Александра во Владимире, восстановление разоренных русских земель. Сотрудничество со св. митрополитом Кириллом в деле укрепления Русской Церкви.

1255 — Приведение к покорности новгородцев, изгнавших старшего сына Александра — Василия.

1256 — Отражение попытки шведов построить город на реке Нарове и поход в Финляндию.

1258 — Поездка в Орду с неудачной попыткой отклонить проведение переписи населения.

1259 — Перепись в Новгороде. Татарский отряд под охраной дружины Александра входит в город. Александр не допускает столкновений.

1262 — Истребление сборщиков дани от Великого Хана во многих русских городах. В некоторых источниках сообщается, что это сделано по тайному повелению князя Александра. Поездка Александра в Орду с попыткой предотвратить посылку русских войск на подмогу хану Берке.

1263, 14 ноября — На обратном пути из Орды Александр умирает в Городце на Волге.

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=5803


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика