Русская линия
Prokimen.Ru Георгий Хлебников14.09.2007 

Интервью с профессором Хлебниковым Георгием Владимировичем

Начало нового учебного года. О работе философско-богословского факультета Российского Православного института св. ап. Иоанна Богослова рассказывает преподаватель дисциплин «История философий», «Религиозная философия» профессор Хлебников Георгий Владимирович.

— Георгий Владимирович, как давно Вы преподаете в РПИ? Преподавали ли еще в каких-либо вузах (светских)? Есть ли разница в методике преподавания?

— Имею честь работать в нашем Институте с 1994 г. До этого мне приходилось преподавать в различных ВУЗах, в том числе, немного в ЛГУ им. А.А. Жданова, в МГУ им. М.В. Ломоносова, в Белорусском Госуниверситете (БГУ). Есть некоторый опыт преподавания в педагогических и технических ВУЗах. При высокой одаренности студентов во всех этих учебных заведениях и несомненном профессионализме подготовки будущих специалистов как в советское, так и постсоветское время различия между не только содержанием, но и в методиках преподавания в РПИ и другими учебными учреждениями, где мне приходилось работать, очень значительны. Как правило, в светских Университетах на заседаниях кафедры императивно предлагались «рекомендации» по акцентированию изложения «научных» и «материалистических» положений в доктринах философов с почти тотальным игнорировании самого главного — их философской теологии, которая составляет, по моему глубокому убеждению, основную субстанцию античных, средневековых, возрожденческих, а также большинства систем философии Нового времени. Это жесткое требование определяло собой всё последующее и, прежде всего, глубокую деформацию как целого философских систем, так и внутренней связи их частей. В РПИ же я могу свободно и объективно, следуя самим текстам первоисточников излагать логику мысли изучаемых философов, показывая сущностную зависимость элементов доктрин последних от фундаментального факта признания ими существования и деятельности всемогущего Божественного Начала, Его всепроникающего влияния на мир и людей в нем. Согласитесь, что при втором подходе картина получается совершенно иная, чем в первом случае.

— В чем специфика преподаваемых Вами дисциплин?

— Они предполагают не только информирование ума и работу памяти, развитие умения эвристически мыслить, — хотя это, естественно, тоже есть, — но и необходимость духовной работы над собой и, более широко, саморазвитие и самосовершенствование, ибо философия (или, alias, как показал Аристотель в «Метафизике», теология), — это один из путей к Богу (и не только интеллектуальный), а к Нему нельзя идти без катарсиса, не очищая и не совершенствуя себя во всех отношениях: Бог, Истина и Благо — едины. В античности каждая философская школа имела для этого особые приемы (описанные, например, П. Адо), обязательным и важнейшим элементом которых были молитва и религиозно-культовые действия.

Познав истинного Бога, мы сейчас молимся Ему перед началом и после окончания наших занятий, регулярно участвуем в богослужениях. И, конечно, спецификой преподаваемых мною дисциплин является гармоничное объединение науки и духовности, ясности мышления и веры, развитие способности видеть в мире действие не только рациональностей, но и стоящей за ними благой Божественной Воли. Как сказал Данте в «Божественной комедии»: «Знанье и вера — вот мудрость Вселенной».

— Как и чем способствуют данные дисциплины формированию православного мировоззрения?

— Климент Александрийский в своих «Строматах» писал, что история человечества состоит из трех Заветов. Ветхий Завет был дан, когда Бог открыл Себя народу Израиля, вторым Заветом, который был дарован эллинам, является философия. Согласно Клименту, она учит о том же Боге, что и пять книг Моисея. В любом случае, изучая философию, студенты узнают как исторические формы Богопознания, так и овладевают техническими терминами, общефилософскими понятиями, концепциями и методологиями, которые, — разработанные еще античными философами, — были абсорбированы в инструментальный аппарат христианского богословия, широко использовались отцами Церкви и православными богословами. Более того, глубже понимая ошибки и заблуждения языческого теологически мыслящего разума, студенты по контрасту полнее постигают истины Православия, лучше умеют обосновать их в дискуссиях с инославными верованиями.

— Как и где проходят практику студенты философско-богословского факультета?

— Большинство из них вполне самостоятельные люди, которые часто уже работают в тех областях и учреждениях (духовных, образовательных, научных), для которых им и требуется получаемое в РПИ образование. Так, в Храме Влахерской Иконы Божьей Матери, прихожанином которого я являюсь, служат сразу два студента нашего института; - кажется, в данных обстоятельствах это лучшая практика, которую только можно пожелать нашим студентам.

— В чем заключается научно-исследовательская работа выпускников — богословов РПИ? Какие конкретные работы написаны ими?

— Научно-исследовательская работа выпускников — богословов РПИ глубока и многостороння: от перевода и научного комментирования оригинальных греческих и латинских текстов, патрологических и религоведческих работ до философско-теологических и историко-философских исследований, выполняемых на оригинальных текстах выдающихся мыслителей. В качестве примера выбираемых тем можно назвать работу госпожи О. Дегерменджи — «Место и роль Бога в философии Б. Паскаля», И.О. Негреева — «Место Одина в германо-скандинавской религии», госпожи далла Валле — «Анимализм как культурологическое явление», М.С. Кулешова — «Религиозная гносеология И. Канта». Следует отдельно отметить выпускника РПИ 2000 года А.Р. Фокина, сейчас уже кандидата философских наук и научного сотрудника Института философии РАН, который является автором трехтомного издания «Латинская патрология» (в 2005 г. вышел 1-й том) и книги «Христианский платонизм Мария Викторина» (2007 г.).

— Где в дальнейшем свои знания на практике могут применять выпускники философско-богословского факультета?

— Выпускники нашего философско-богословского факультета не только эффективно активны в тех же сферах деятельности, что и философы — выпускники других высокорейтинговых ВУЗов страны (например, в Институте философии РАН, на преподавательских должностях и т. д.), но и практически вне конкуренции по сравнению с выпускниками светских ВУЗов в области своей специальной компетенции: богословия, религиозной философии, философии религии (работая, к примеру говоря, в редакции Православной Энциклопедии). Некоторые из них, как мне известно, теперь работают и живут в Италии, Франции, Германии и других странах.

— Еще 7−8 лет назад на богословские факультеты приходили зрелые люди, вышедшие из периода 70-летнего безбожия, жаждущие истины, выбравшие осознано для себя путь служения Богу и Церкви, готовые многим жертвовать для этого. Сегодня студенты Православных вузов и духовных семинарий — это вчерашние школьники, имеющие минимальный духовный и житейский опыт, но при этом будут иметь богословский диплом. Может ли это иметь отрицательные последствия для Церкви?

— Как известно, человеку свойственно неукротимое стремление к Богу — и опыт показывает, что наши студенты, в том числе, «вчерашние школьники», не являются случайными лицами в РПИ. Как правило, это если не дети священнослужителей, то почти всегда выходцы из семей глубоко верующих людей и сами безусловно верующие, обычно, уже знающие основы Православия и воцерковленные юноши и девушки, что, кстати, подтверждается характеристиками их духовников. Они сознательно выбирают путь служения своему Отечеству, понимая, что без твердого знания духовных основ эта миссия не может быть достаточно успешной ни на светском, ни на церковном поприще. А Бог, видимо, дает духовный опыт тем, кто Его ищет. Кроме того, за многолетнее время обучения и решения разнообразных жизненных проблем они быстро получают недостававший им практический опыт, обретают внутреннюю зрелость. Поэтому, на мой взгляд, увеличение этого контингента студентов может принести Церкви только пользу.

— Может ли быть польза от богословских знаний при отсутствии духовного опыта? Считаете Вы необходимым вернуться к дореволюционной схеме богословского образования училище-семинария-академия, чтобы человек мог приобрести не только знания, но и личный опыт духовной жизни?

— Я уверен, что участие студентов в богослужениях, ежедневных общих молитвах (даже если они лично не служат в Храмах), непосредственно дает нашим студентам необходимый им духовный опыт, освящает и воспитывает в православном духе их души и сердца. Кроме того, богословские знания и их усвоение сами по себе уже являются разновидностью духовного опыта, дают возможность испытать внутреннее прикосновение мыслью к сфере трансцендентного и живой ответ божественной реальности ищущему сознанию, приносящий не только понимание сложных богословских проблем, но и Свет, просвещающий душу и естество человека, изменяющий его экзистенцию. Изучая на занятиях по религиозной философии философскую теологию, готовя самостоятельные реферативные — и не только — работы по первоисточникам (как правило, связанным с вопросами деятельности высшего Начала в мире) великих умов прошлого, выступая на семинарах и принимая участие в обсуждении важных и тонких богословско-философских концепций, студенты всей личностью партиципируют этому сложному когнитивно-духовному процессу, «растут вглубь и ввысь».

Что касается дореволюционной системы богословского образования «училище-семинария-академия», то она, на мой взгляд, доказала свою высочайшую ценность, готовя православной Церкви и исторической России выдающихся богословов, священнослужителей, ученых, деятелей просвещения и культуры. Освоение великих духовных богатств Православия — ответственный, длительный и сложный процесс, поэтому для лиц, которых Господь явно и рано призывает к служению Себе, подобная многоступенчатая схема представляется очень полезной, позволяющей усвоить истины нашей веры и внутреннюю жизнь Церкви более разносторонне и полно. Могу также заметить, что выпускники семинарий, которые тоже не отсутствуют среди наших студентов, даже на фоне хорошо успевающих и способных сверстников обычно выделяются своей подготовкой, дарованиями и успехами.

Другое дело, что эта схема, наверное, может и должна быть дополнена и другими структурами, дающими богословское образование. И, в первую очередь, такими, которые бы совмещали и гармонизировали необходимое в наши дни светское образование с еще более нужным духовным. И здесь, по-видимому, опыт РПИ им. Св. апостола Иоанна Богослова может служить наглядным примером.

Интервью для сайта «Prokimen.Ru» с преподавателем Российского Православного Института св. ап. Иоанна Богослова философско-богословского факультета дисциплин «История философий», «Религиозная философия» профессором Хлебниковым Георгием Владимировичем подготовила и провела Семенова Светлана

http://www.prokimen.ru/article_2766.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика