Русская линия
Православие и МирПротоиерей Максим Первозванский11.09.2007 

Ассоль без принца
Продолжение интервью

Начало

— Считается, что если до 30 лет женщина не вышла замуж, сильно увеличивается вероятность, что она останется в «старых девах». Почему именно этот рубеж?

— Не стоит так категорично судить. Много женщин счастливо выходят замуж и после 30-ти. Но их, конечно, гораздо меньше, чем девушек, создавших семью в 20 или в 25 лет. А что касается 30-летнего возраста как такового… Он не случайно является рубежом. И если говорить о личном одиночестве девушки и женщины, то это две разные вещи. Это даже два разных человека. Как известно, человек в жизни переживает несколько кризисов, когда происходит переосмысление жизни и он реально меняется, переходит в другую возрастную категорию.

Считается, что возраст от 17 до 30 лет должен быть посвящен решению двух важных вопросов: получение образования, то есть профессиональное самоопределение, и создание семьи. Дело в том, что если человек не решил успешно два этих вопроса до 30 лет, то в следующий, наиболее продуктивный период от 30 до 40 лет «переходные» кризисные явления могут проявиться для него более остро. Если же человек состоялся в семейной жизни и в профессии, он достигает максимальных результатов как раз в период с 30 до 40 лет, не случайно называемый в психологии «буря и натиск». И к 40−45 годам становится по-настоящему зрелой личностью.


Когда же в 35−40 лет женщина все еще ждет сказочную любовь и принца на белом коне… она просто не понимает, что никогда этого не дождется. Это не прагматизм, просто ждать рыцаря в сверкающих доспехах очень опасно — чем дальше, тем больше. Как выглядит рыцарь? У него забрало на лице, латы, он на коне. Ты видишь его некий образ. А если снять с него все эти доспехи, и если он слезет к тебе с коня, неизвестно, каким он окажется на самом деле. Лучше, конечно, видеть человека без прикрас, искать не идеал, а родного, близкого тебе человека.

— А может быть и так, что суженый вообще не встретится…

— Да, к сожалению, так тоже бывает. Знаете, на меня еще в детстве произвела огромное впечатление песня Валентины Толкуновой. Там есть такие пронзительные строчки:

Наверно, я до срока стала старой,
Мой милый, в этом нет моей вины.
Какой бы мы красивой были парой,
Мой милый, если бы не было войны…

Жизнь трагична. Этого нельзя не учитывать и не только в связи с войнами. Посмотрите, сколько человек вообще не рождается из-за абортов…

Например, Пушкин очень хорошо понимал, чувствовал эту трагичность жизни. Какая потрясающая женщина Татьяна Ларина! Пушкин называл ее «милым идеалом"… Но нет ей счастья в личной жизни. А Маша из «Дубровского»? Владимир чуть-чуть не успел предотвратить ее свадьбу с князем. Но свершилось — и она говорит: все, я жена другого. Когда я читаю финал «Евгения Онегина», я плачу. Но не от жалости к Татьяне, а… не знаю, от чего. От трагичности жизни. Но жалею вовсе не ее, она держится с удивительным достоинством и возрастает в меру настоящей сильной, зрелой личности. Я ей восхищаюсь. А жалею Онегина с его неспособностью по-настоящему любить и себя в своем недостоинстве по сравнению с Татьяной.

Да, бывает, что личного счастья нет. Но Господь любит каждого из нас и каждому дает такую судьбу, какая для него лучше всего.

— Но разве женщина не создана быть женой и матерью?

— Не случайно православное богословие вводит два фундаментальных понятия: личность (ипостась) и природа (сущность). Мы сейчас чуть-чуть побогословствуем. Христианство знает, что человек не сводится только к своей природе. Понятие «личность» в мирском значении — это индивидуальность, набор природных качеств человека. А христианство говорит, что человек — личность в том смысле, в котором он поднялся над своей природой. Например, человек любит вкусно поесть. Так зачем нужен пост? Еда, конечно, не плоха сама по себе. Пост нужен для того, чтобы научиться властвовать над своими желаниями. Только тогда человек оказывается доступен для более высокого, духовного.

То же и здесь. Да, в женской природе заложено выйти замуж, родить детишек. И слава Богу, если так происходит. Но если у Бога о тебе другой замысел? Он знает, что тебе будет лучше, что твоя судьба сложится так-то и так-то. Он ведь провидит несравнимо больше, чем ты сама, и знает тебя так, как ты сама себя не знаешь.

— Но если Бог любит, почему из-за Его промысла человек может страдать?

— Если у человека вообще нет страданий в жизни, он не станет личностью. Страдания, испытания закаляют, поднимают человека выше к Богу. Если так случилось, что женщина не встретила своего суженого, можно найти способы решения этой проблемы. Можно понять, что это все-таки не главное.

— А что главное, если женщина осталась одна?

— Есть заповеди Божии, где прямо сказано, что главное. Если мы просто живем и исполняем заповеди, то с нами происходят очень важные вещи, мы даем Богу действовать в нашей жизни. А если мы живем и не исполняем заповеди, то с нами тоже происходят важные вещи — но другие. Сколько бед произошло с людьми из-за свободы выбора… Помните, как в сказках? Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — голову сложишь, прямо пойдешь — счастье найдешь. В зависимости от того, что ты выберешь, так и сложится твоя жизнь. И такие «камни» перед нами постоянно. И не надо врать себе, когда дело касается нравственности, мы всегда в душе знаем, как надо поступить. Другое дело, что поступаем не всегда по совести.

Да, иногда обстоятельства жизни, которые посылает Господь, кажутся человеку абсурдом или несправедливостью. Вспомните Авраама. Бог сказал ему принести в жертву единственного, такого долгожданного сына Исаака, которого Сам же послал им с Саррой на старости лет. Авраам мог укорить Бога: как же так, Ты обещал мне, что в Исааке благословятся все народы земли и будет семя мое как песок морской? Как же мне убить его? Но Авраам послушался Господа, и через это произошло нечто, что позволило ему взойти на новую духовную ступень — и сын его тоже не пострадал.

Нам Господь, как правило, ничего не говорит. А если говорит, то святым людям. И не надо этого ждать. Скорее всего, если человеку слышится Божий глас, то ему нашептывают бесы, но не Бог. С нами Господь говорит через жизненные обстоятельства, через людей, которых Он посылает нам. И очень важно научиться жить, не ропща на Бога. Не как я хочу, Господи, но как Ты. Я очень хочу жить. Но впереди амбразура вражеского кзота, а моя фамилия почему-то Матросов. И я понимаю, что должен сейчас отдать свою жизнь вместо того, чтобы спокойно вернуться домой, жениться, завести детей и счастливо жить со своей семьей. Бог от меня ждет другого. Вот и здесь так. Не роптать, а понять и принять промысел о себе.

— Что же, одинокой женщине тогда нужно забыть о замужестве? А если промысел о ее браке сбудется позже, когда она уже решит, что все, конец?

— Нет, конечно, не нужно решать за Бога, что с тобой произойдет, что Он тебе пошлет завтра или через год. Откуда мы можем это знать? Судьбы так по-разному складываются… У меня есть множество знакомых, например, одна известная в Москве и в России пара, не буду называть имен. Муж старше жены на 20 лет, она дочь его знакомых. Он знает ее с рождения, носил ее на руках еще маленькой девочкой. И наверное, при этом думал, на ком ему жениться. Мог ли он тогда представить себе, что именно эта девочка предназначена в будущем стать его женой? Его задача была простой: дождаться. Хотя на деле это, конечно, не так просто… И он дождался ее, они поженились, и у них уже двое детей.

Продолжение следует…

С протоиереем Максимом Первозванским беседовала Елена Меркулова

http://www.pravmir.ru/article_2289.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика