Русский дом | Владимир Жилкин | 10.09.2007 |
Открытие памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Б. Виллевальди |
В 1857 году Кабинет министров вынес решение о сооружении в Великом Новгороде памятника в честь тысячелетия России. Так же, как при сооружении в Москве Храма Христа Спасителя, был открыт по всей стране сбор средств от частных лиц всех сословий на сооружение памятника. При громадном государственном финансировании каждый получал возможность внести свою лепту «на алтарь Отечества», как говорили в то время.
В апреле 1859 года в печати была опубликована программа конкурса проектов памятника. Проекты, представленные на конкурс, должны были разрабатываться в жёстких рамках заданной программы. Требовалось отразить шесть этапов русской истории в их ключевых событиях: основание государства, введение христианства, освобождение от татарского ига, основание Московского Царства, воцарение Романовых, основание Российской Империи.
Из 52 проектов, представленных на конкурс, лучшим был признан проект художника Михаила Осиповича Микешина как наиболее соответствующий установкам, заявленным программой.
Согласно проекту Микешина памятник по форме напоминал Шапку Мономаха (или колокол) и состоял из высокого пьедестала с размещёнными на нём горельефами и шара — державного яблока, в окружении скульптур, олицетворяющих этапы русской истории.
Фигура на вершине монумента — держащий крест ангел. Перед крестом склонилась прекрасная женщина, сочетающая в своём облике смирение с внутренним достоинством, — Россия. Православный крест воплощает само основание, исток российской исторической государственности. Её развитие представляют скульптурные группы, окружающие державу. Высота скульптур — 3,3 м.
Рюрик — герой-символ. Первый русский князь, который олицетворяет начало нашего исторического бытия, когда славяно-скандинавская Русь от Балтийских берегов выстраивала его становой хребет — «путь из варяг в греки». Во главе второй группы возносит Крест над принимающей Крещение Русью равноапостольный Киевский князь Владимир. На юго-восток, к Москве, обращены взоры скульптурной группы с князем Димитрием Донским. Он представлен как полководец-победитель на Куликовом поле, где русские нанесли поганому игу смертельный удар. Иван III — начало Московского Царства. Он — не древнерусский князь-воин, он — Царь-самодержец. Как наследие Священной Империи он несёт на себе византийскую парчу и Шапку Мономаха. Он — живой символ Москвы, осознавшей себя Третьим Римом. Новую эпоху русской истории представляют Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский. Они возводят на престол юного Михаила Романова. Последняя, шестая группа — основание Российской Империи. Крылатый гений венчает лаврами царя-триумфатора Петра Великого. Победы царя Петра — залог исполнения в будущих веках вселенской миссии России. Нижний ярус памятника опоясан бронзовым горельефом. Его составляют военные люди и герои, государственные люди, учёные, писатели, художники и просветители. Всего 109 скульптурных портретов.
…Рубеж истории, середина XIX века. С прошедшей поры сколько святых мучеников и подвижников, героев, учёных, мыслителей и художников воссияли в земле русской! И как хотелось бы монумент величия и славы России видеть не застывшим на эпохе Николая I! Почему-то в нынешних городах буквально множатся монументальные пошлости из бронзы и гранита, но нигде не видно попыток возродить идею подобного памятника «с поправкой на столетие», где у яблока-державы встала бы седьмая группа — царственные мученики, те, кто в XIX—XX вв. прославили перед Богом русское имя!