Русская линия
Правая.Ru Илья Бражников06.09.2007 

Юбилейная симфония

Подлинная симфония властей предполагает их совместное управление Церковью, понимаемой как единство во Христе царства, священства и мiра. До тех пор, пока православный князь не сможет заключить в темницу изменившего Церкви епископа, а епископ или простой старец, в свою очередь, не начнет оказывать влияние на политические решения, говорить о симфонии было бы преждевременно. И потому параллели, проводимые между царской и нынешней властью, весьма настораживают. Во всяком случае, преподобный Савва как небесный патрон Рублёвки — это явный перебор

В последнее время становится уже традицией торжественное отмечание церковно-государственных юбилеев. Началось всё с грандиозных Саровских торжеств 2003 года, затем вспоминается 625-летие Куликовской битвы в 2005. И если первое событие было связано со столетием прославления преподобного Серафима, второе — с именем преподобного Сергия, то нынешний год имеет все шансы стать годом преподобного Саввы, игумена Сторожевского, 600-летний юбилей со дня преставления которого отмечается на самом высоком церковном и политическом уровне.

Серафим, Сергий, Савва — в конце XIX-начале XX вв., по-видимому, и были наиболее почитаемыми народом русские святые. Но если первые два имени вернулись сразу после прекращения гонений на Церковь, то слава преподобного Саввы возвращалась постепенно. Только в 1998 г. были вновь обретены и перенесены на свое место мощи св. Саввы. Директор института славяноведения К.В. Никифоров, сделавший доклад о духовной связи русских и сербских святых на открытии одной из выставок в рамках 600-летия прославления преподобного, с грустью констатировал: «Если нет ни одного серба, не знающего Савву Сербского, то среди русских немало, кто никогда не слышал о Савве Сторожевском». Собственно, церковный смысл целого ряда мероприятий, которые начались в декабре 2006 года и закончатся в декабре нынешнего, заключается именно в возвращении «статуса» преподобного Саввы как одного из самых почитаемых общерусских святых.

Те, кому доводилось бывать в Звенигороде в начале 2000-х и кто оказался бы там сегодня, спустя 5−7 лет, едва ли бы его узнали. Хотя улицы те же, и всё вроде бы стоит на своих местах. Но у центра города словно бы вынули и заменили начинку. При этом, в отличие от печального опыта нового московского градостроительства, сохранен стиль, и строителям не изменило чувство меры.

Все звенигородцы, включая служащих в администрации, убеждены, что быстрое развитие города обеспечил его святой покровитель — Савва, ведь это началось почти сразу после второго обретения его мощей. В духовном смысле это очевидно, но всё же здесь необходимо одно уточнение. Стремительная модернизация Звенигорода началась с приезда президента Владимира Путина — Рождество в 2004 г. он встречал именно в Саввино-Сторожевском монастыре. Те же мероприятия, которые были приурочены к 600-летию преставления прп. Саввы, взяла под свое крыло «партия власти».

День второго обретения мощей — 23 августа — стал как бы новым днем рождения города, отпразднованный в этом году с размахом, который может позволить сегодня, пожалуй, только «Единая Россия». Если общий объем реставрационно-восстановительных работ на памятниках обители в 1998—2004 гг. составил более 500 млн руб., то в 2007—2009 гг. общая стоимость ремонтно-реставрационных работ одного только Скита преподобного Саввы превысит 200 млн руб. По поручению председателя Госдумы, лидера «Единой России» Бориса Грызлова план возрождения скита преподобного Саввы включен в проект программы «Историческая память».

Любопытно, что могло заинтересовать единороссов в «проекте Звенигород»? Дело не в том, что трудно поверить в их бескорыстие, и не в том, что в любых духовно-культурных инициативах партии власти хочется обязательно увидеть теневую сторону. Можно только порадоваться стремлению властей делать некие шаги в сторону укрепления исторической памяти и возрождения подлинной России, о которой говорил на открытии памятника святейший патриарх. Да и нынешний игумен (теперь уже архимандрит) Савва, выступая в Государственной Думе на открытии выставки «Забрало Москве», отметил факт постепенного возобновления «симфонии духовной и светской власти», которая «выстраивалась ещё во времена земной жизни преподобного Саввы».

Относительно последнего сомневаться не приходится: преподобные Сергий и Савва, несомненно, оказывали духовное влияние на святого благоверного князя Димитрия и его сына Юрия, а те, в свою очередь, принимали соответствующие политические решения, помогали храмам и монастырям. Это вполне зримый образ русской симфонии властей. Однако, как отмечает видный современный богослов прот. Валентин Асмус, раскрывая понятие симфонии, «соотношение царства и священства вовсе не понимается как соотношение государства и Церкви, а как соотношение различных властей внутри Церкви».

В нынешней ситуации выборной государственной власти и светского по конституции государства симфония достигается, как правило, только накануне выборов и по очень конкретным вопросам. Подлинная же симфония властей предполагает их совместное управление Церковью, понимаемой как единство во Христе царства, священства и мiра. До тех пор, пока православный князь не сможет заключить в темницу изменившего Церкви епископа (как сделал, например, внук Дмитрия Донского, Василий Тёмный с Исидором, подписавшим от имени Русской Церкви Флорентийскую унию), а епископ, архимандрит или простой старец, в свою очередь, не начнет оказывать влияние на конкретные политические решения, говорить о симфонии властей было бы преждевременно. И потому неправомерные параллели, проводимые между царской и нынешней властью, весьма настораживают.

Святой Савва на всех рекламных буклетах и памятных открытках называется покровителем Царского Дома, молитвенником за Царей Богоизбранных. Что, вне всякого сомнения, соответствует истине. Но вот в справке, подготовленной пресс-службой юбилейных торжеств, проводится прямая аналогия. После рассказа о любви царя Алексея к Дому Пречистой на Сторожах, ставшему «собственным Государевым богомольем», утверждается буквально следующее: «Укрепляясь и вдохновляясь строгим монастырским житием, он не забывал и об ответственности — твёрдой рукой управлять государством. В тот период по царскому повелению монастырь находился в ведении личной канцелярии царя — Приказа Тайных дел, позже Приказа Большого Дворца (с такими же полномочиями), современными аналогами которых являются Администрация и Управление делами Президента РФ». Вот так, оказывается: Администрация Президента наследует у нас не богоборческой власти (о которой везде говорится с негодованием, как об осквернительнице святынь и разорительнице монастыря), а напрямую — она выводится наследницей царских Приказов! Занятно, что слово «царь» в справке везде пишется с маленькой буквы, а слова «Администрация», «Приказ» и «Большой Дворец» — с прописных. Язык тут говорит сам за себя. Факт расположения этой самой администрации в здании бывшего ЦК КПСС как бы дезавуируется, а между Царем и Президентом, царской Россией и РФ ставится знак равенства.

Это весьма тревожная тенденция и прямое искажение той самой «исторической памяти», за которую вроде бы борется «Единая Россия». Единство русской истории оказывается не единством территории и даже не единством власти, а единством административного управления. Так сказать, цари приходят и уходят, а чиновники были и будут всегда. Такая вот нехитрая идеология.

Несколько курьезной выглядит и эмблема 600-летия, с девизом «600 лет на страже России: 1407−2007», на которой преподобный Савва и князь Юрий держат в руках не уменьшенную копию монастыря (что было бы как-то соотносимо с иконописными канонами), но сам Кремль, а за спиной у них — современная карта России (если даже не СССР)! Преподобный Савва в этом контексте оказывается покровителем действующей власти и едва ли не современной политической элиты с ее особняками на Рублевке. Становится понятным столь пристальное внимание и интерес к Звенигороду: город выступает своего рода завершением и увенчанием Рублево-Успенского шоссе, вдоль которого на всем протяжении располагаются «Большие Дворцы», атмосфера коих прекрасно воссоздана в последнее время в бульварной литературе с подачи многочисленных оксан робски.

Но, может, это и неплохо, и дело «воцерковления элит», за которое ратуют сегодня некоторые ревностные не по разуму православные, движется полным ходом? Однако, хотелось бы знать реальные факты покровительства святого Саввы этой самой политической элите РФ, реальные факты его заступничества за чиновников «ЕдРа» и администрации президента. А то всё это выглядит немного как игра со священным, а точнее — как пиар на святынях. Ясно, что молитвенник о Царех Богоизбранных не может стать автоматически молитвенником о всенародно избранных. Да и преподобный Савва как небесный патрон Рублёвки — это уже явный перебор. Есть уже расхожее выражение «пиар на костях», в организации же совместных мероприятий нынешней государственной власти и Московской Патриархии, конечно, всеми силами желательно избегать «пиара на мощах».

Впрочем, никто ведь не знает, как должна выглядеть Церковь в информационную эпоху, каким образом, минуя официоз, должно освещать те события, которые происходят в церковной жизни. Круглый стол на интереснейшую тему «Святость и СМИ», задуманный в рамках подготовки торжеств, к сожалению, не состоялся. А ведь, согласитесь, тема захватывающе актуальна.

http://www.pravaya.ru/column/13 426


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика