Время новостей | Михаил Мошкин | 31.08.2007 |
На уроках ОПК речь должна идти не об атрибутах, а именно об основах православия, преподавание ни в коем случае не должно быть «неморальным и немировоззренческим». Как заметил о. Всеволод, если рассказывать школьникам только об архитектурных достоинствах храмов, о технике написания икон, о сухих исторических фактах, о том, чем отличается архимандрит от митрополита, то этот курс не исполнит своей главной цели — не поможет нравственному воспитанию учащихся. «Рассказ же о православной культуре в отстраненно-холодном, не относящемся к душе человека ключе вряд ли реально изменит людей к лучшему, поскольку большинство сегодняшних школьников не воспримут того, что прямо не обращено к их сердцу», — считает представитель патриархии.
Отметим, что руководство Минобрнауки придерживается диаметрально противоположного мнения. В четверг руководитель министерства Андрей Фурсенко заявил, что данный предмет должен быть не духовным, а культурологическим и «нейтральным по отношению к религии». Главной проблемой, по словам министра, остается недостаток преподавательских кадров и отсутствие качественных учебников. Последнее утверждение тем более любопытно, если учесть, что учебник уже написан — Академия наук активно лоббирует пособие, подготовленное под редакцией директора Института общей истории РАН Александра Чубарьяна.
В самом педагогическом сообществе нынешнюю позицию патриархии восприняли как шаг вперед. «Очень рад, что от облыжных обвинений представители РПЦ перешли к очень конструктивному признанию того, что данный курс должен быть сугубо факультативным», — подчеркнул в беседе с «Временем новостей» ректор института образовательной политики «Эврика» член общественного совета при Минобрнауки Александр Адамский. По его мнению, заявление о. Всеволода Чаплина фактически ставит точку в дискуссии о введении ОПК в общеобязательный образовательный стандарт. Г-н Адамский напомнил, что изначальный посыл иерархов церкви был именно таким — еще в 1999 году Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил письмо в епархии, где подчеркивал именно добровольный характер преподавания основ православия.
При этом эксперт считает, что общеобязательный культурологический предмет «Основы религий» вполне может сосуществовать с необязательным аналогом Закона Божьего.
«Мне кажется, что преподавание предмета „История мировых религий“ в рамках общешкольного курса не противоречит преподаванию на факультативной основе основ религии с согласия родителей и по свободному выбору учащихся, — полагает г-н Адамский. — Это право и конфессии, и граждан, которое соответствует и конституционному принципу свободы совести, и закону об образовании».
Проявляя толерантность, православные иерархи говорят о том, что «такой же добровольный выбор должны иметь наши братья мусульмане, иудеи, атеисты, буддисты, другие вероисповедные и мировоззренческие меньшинства». Впрочем, «братья-мусульмане», выступившие резко против появления ОПК в российских школах, позиции своей не изменили. Так, участники прошедшего на днях в Казани Всероссийского совещания руководителей татарских общественных организаций выступили с заявлением о том, что «явочное введение властями отдельных регионов РФ в учебные программы общеобразовательных школ курса „Основы православной культуры“ нарушает нормы светского государства и права человека».