Русская линия
Нескучный сад Дмитрий Ребров30.08.2007 

«Мы должны в первую очередь проповедовать Христа, а не Россию!»

В сентябре в Москве открываются миссионерские курсы. Организовал их священник Даниил Сысоев, настоятель храма св.ап.Петра и Павла в Ясенево, известный проповедник и публицист.

Стать слушателем этих курсов просто — достаточно выдержать выдержать собеседование по основам православного вероучения. «В то же время мы предпочитаем видеть на курсах людей, уже столкнувшихся с проблемой миссионерства и уже имеющих опыт миссионерской работы, которые теперь нуждаются в определённой теоретической подготовке», — объясняет нашему корреспонденту о. Даниил.

Программа миссионерских курсов будет включать изучение всех религиозных систем, с которыми может встретиться в нашей стране миссионер, — традиционных (ислам, буддизм и иудаизм), и современных (протестантские движения, а еще на специальных лекциях будут разобраны вероучения тоталитарных культов).

За полгода слушатели освоят психологию диспута, методику «преподания» православного учения специфической публике (инословным гражданам, людям с разным образовательным уровнем и проч.), им предстоит пройти специальный курс истории русской Церкви, ориентированный на объяснение сложных и неоднозначных её эпизодов.

Среди преподавателей курсов отца Даниила Юрий Максимов — православный религиовед, преподаватель Московской духовной академии, член синодальной рабочей группы по составлению концепции межрелигиозных отношений РПЦ, отец Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи, — председатель редакционного совета газеты «Миссионерское обозрение» (приложение к газете «Православная Москва») и некоторые другие специалисты в области православной миссии.

«В дальнейшем на базе наших курсов мы мечтаем создать Миссионерский институт, а сама идея курсов возникла, когда я работал в центре св. прав. Иоанна Кронштадтского. Там мы постоянно сталкивались с нехваткой кадров для миссионерской работы. Сегодня, например, практически не ведётся проповедь среди московских национальных диаспор, во многом вниманием обойдена молодёжь», — утверждает отец Даниил.

Сам он известен своими миссионерскими акциями среди московских мусульман: это и памятные многим православно-исламские диспуты, и неожиданное для многих участие отца Даниила в юбилейном двадцатом московском сабантуе, прошедшем этим летом на Битцевском ипподроме. Возле самого входа на сабантуй о. Даниил и московская православная община татар поставили большой шатер с иконами, стенд, рассказывающий о православных традициях татар, и отслужили молебен на церковно-татарском языке. Около трех десятков миссионеров-активистов рассеялись среди десятков тысяч татар и башкир проповедовать слово Божие. «Интерес со стороны посетителей сабантуя был просто огромен!» — вспоминают теперь участники смелой акции.

«По оценкам специалистов, в столице насчитывается сегодня около одного-двух миллионов этнических мусульман, — говорит о. Даниил. — Как с ними работать?! Ну… настоящих мусульман среди них кот наплакал, гораздо меньше, чем православных среди русских. К тому же многие мусульмане уже давно живут в столице. Они успели перенять у коренного населения некоторые идеи, аксиомы, которые не свойственны исламу, но более свойственны христианскому миру. Именно поэтому проповедь среди московских мусульман достаточно проста.

Остаются, конечно, и сложные вопросы. Например, Мухаммад. Я так скажу: если некоторые этнические мусульмане ещё и могут сомневаться в существовании Аллаха, то в том, что Мухаммад — его пророк не сомневается никто! Вопрос об авторитете Мухаммада — один из самых болезненных.
Второй сложный вопрос — тождественность. Многие мусульмане считают, что, если ты примешь православие, ты перестанешь принадлежать к своей унаследованной от родителей национальности. То есть они считают, что, крестившись, человек может „растатариться“ и полностью обрусеть. Этот миф во многом связан и с националистическими направлениями внутри самого православия, и с национализмом исламским. Но Церковь не для русских и не для татар. Она для всех!!! Вот почему мы практикуем проповедь с использованием национального языка. Проповедовать татарам исключительно на татарском сегодня бессмысленно, они гораздо лучше говорят по-русски, чем по-татарски. Но само употребление нами церковно-татарского языка располагает их к проповеди.

Сабантуй, в котором мы участвовали, это не религиозный праздник, а национальный. Как говориться: всё хорошее — наше! Никаких внутренних причин не прийти туда у нас не было.

Как православному миссионеру вести себя в татарской среде, в мусульманском обществе? Для мусульман очень важен обряд. Следовательно, никогда не бросайте Библию, всегда показывайте благоговение к Слову Божию… и никогда не напивайтесь до пьяна! Всё это заставит мусульман уважать вашу религиозность. Старайтесь знать православное вероучение и уметь его обосновывать, иначе вас обвинят в том, что вы просто глупый и неграмотный человек. И, конечно же, я уверен, вы должны знать хотя бы в общих чертах основы ислама.

Ещё для миссионера важно не пытаться угождать людям. Нельзя говорить, что мы мол „в одного Бога верим“, „мы призываем к единым ценностям“ — это всё байки и ложь! Мы должны четко позиционировать себя как христиан и строго держаться своего учения. При этом, правда, помнить, что мы ненавидим грех, но любим грешника.

Если мы занимаемся миссионерством, то люди, на которых направлена наша деятельность, должны иметь возможность трезво оценить нашу веру. А если мы будем говорить всем, что мы почти такие же, как и вы (как мусульмане и т. д.), у нас ничего не получиться, потому что православие всегда требует четкого выбора!

Вряд ли христианская проповедь в среде мусульман, в диаспоре может вызвать какое-то межнациональное напряжение. Просто, если мы хотим, чтобы миссия была успешна, мы должны помнить, что мы проповедуем Христа, а не Россию, и в этом случае вряд ли наша проповедь вызовет какой-то национальную нетерпимость или конфликт».

http://www.nsad.ru/index.php?issue=9999§ion=10 001&article=695


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика