Татьянин день | Ольга Богданова | 29.08.2007 |
Как ни странно, до IVв. ни один христианский автор не пишет о том, как складывалась жизнь Богоматери после Вознесения на небо Иисуса Христа. В те давние времена, когда происходила настоящая борьба между христианством и язычеством, гораздо больший интерес вызывала судьба мучеников, погибших за веру Христову. Вероятно, потому что, читая или слушая об их подвигах, люди могли найти для себя пример достойного поведения христианина и опору, ведь на месте погибших за Христа тогда мог оказаться любой из них.
Другая причина, возможно, связана с тем, что для понимания места и роли Богоматери в судьбе человечества необходимо было развитие богословия. Как ни парадоксально, но развитие теологии во многом стимулировалось появлением разнообразных ересей. Столкнувшись с необходимостью доказывать образованным язычникам и еретикам свою правоту, христианские авторы стали углубленно изучать догматы своей религии, более зрело осмыслять их и искать исторические свидетельства. Так около IVв. были найдены необходимые сведения о жизни Девы Марии.
По преданию, после Воскресения Спасителя Богоматерь жила в Иерусалиме, а потом вместе с апостолом Иоанном Богословом переселилась в Ефес. Отсюда Она путешествовала на о. Крит и на Афонскую гору, которую благословила. Незадолго до своей кончины Мария вернулась в Иерусалим, где жила бедно. Известно, что ей прислуживали две вдовы, между которыми она завещала разделить все свое имущество — 2 хитона. В Иерусалиме Пресвятая Дева часто посещала места, с которыми были связаны события последних дней земной жизни Христа — Вифлеем, Голгофу, Гефсиманию, гроб Христа. Елеон.
Когда Мария молилась, деревья, которые росли на склонах Елеонской горы, склоняли свои вершины к земле и выпрямлялись, когда Богородица совершала поклоны.
Беспрестанно помогая людям, утешая и поддерживая учеников Христа. Мария всем сердцем желала поскорее предать свою душу Господу, чтобы вновь увидеть любимого Ею Сына.
«По восшествии на небо Воплотившегося из Нее, Она, по доставленному Ей от Него, превосходящему ум и слова, величию, как бы соревновала Ему многообразными подвигами и молитвами, а также попечениями о мире; и вообще для всех Она была единственной опорой и утешением, всячески содействуя благовестию Евангельскому», — писал Григорий Палама.
В один из дней Она, как обычно, молилась на Елеонской горе. Вдруг перед Ней предстал архангел Гавриил, который служил Марии с самого детства и возвестил, что Она станет Матерью Иисуса Христа. Архангел передал Ей слова Господа о том, что через три дня настанет Ее смертный час.
— Сын Твой и Бог наш ждет Тебя со всеми архангелами и ангелами, с херувимами и серафимами, со всеми небесными духами и душами праведных в Свое горнее царство, чтоб Ты, Матерь Его, жила и царствовала с Ним веки бесконечные".
В знак победы на телесной смертью Гавриил дал Марии финиковую ветвь из райского сада, которая светилась светом небесной благодати. Эту ветвь должны были нести перед гробом Пречистой Девы.
Архангел рассказал Богородице, что ее смерть будет безболезненной и похожей на тихий сон, что Она узрит бессмертную жизнь и с радостью и ликованием перейдет к Своему Сыну, чтобы пребывать с Ним на небесах.
Пресвятая Дева от всего сердца благодарила Господа за добрые вести, за то, что Он внял ее молитвам и Она сможет вновь увидеть своего Сына.
Надо думать, что Она вернулась домой исполненная великой радости. Зная, что Ей предстоит оставить земной мир, Мария стала молиться Богу, чтобы он устроил так, чтобы Она смогла вновь увидеть всех апостолов, которые благовествовали и потому были рассеяны по многим странам. И еще Богородица молила Творца о том, чтобы он не попустил ей видеть в день кончины князя тьмы и его приспешников, но сам бы спустился к Ней с небес и взял Ее душу.
После этого Мария стала готовиться к смерти. Она рассказала все Иоанну Богослову, у которого жила, и завещала нести перед ее гробом райскую ветвь. Велела своим домашним украсить Ее покой и ложе, воскурить фимиам, зажечь свечи и приготовить все, что полагалось иметь к погребению. Похоронить Себя Она просила в Гефсимании, где покоились тела ее родителей и обручника и где до кровавого пота молился Отцу ее Сын. Кстати сказать, Гефсимания в определенное время была местом, где погребали убогих, бедных людей. А еще сохранилось предание, согласно которому Гефсимания принадлежала священникам, поэтому здесь паслись стада жертвенных животных.
Иоанн сообщил обо всем брату Божию Иакову (который был первым иерархом в Иерусалиме), а от него о скорой кончине Богородицы узнало множество христиан. Толпы людей приходили в столицу Иудеи, чтобы проститься с Той, через которую Сын Божий пришел в Мир. Люди плакали, предвидя скорую разлуку, а Мария утешала их, терпеливо объясняя, что об Ее исходе надо не сокрушаться, а радоваться. Ведь наконец она снова будет со Своим Сыном! И ни в коем случае не оставит тех, кто ожидает от нее помощи — даже пребывая на небе она будет посещать и охранять мир и помогать бедствующим.
Мария беседовала со многими людьми, когда услышала шум, который напоминал гром, и увидела, как облака окружили Ее дом. На этих облаках в Иерусалим по велению Божию были принесены апостолы, причем не только ближайшие 12 учеников Христа, но и те, кто принадлежал к числу 70 апостолов.
«Итак, прибыли самовидцы и служители Слова, дабы по долгу послужить и Его Матери и получить от Нее, как пречестное и дорогое наследие, благословение. Предстал и богоизбранный чин иерусалимлян: надлежало, чтобы участие в погребении приняли отрасли древних патриархов, предвозвестивших плотское рождение Слова Божия», — замечает Иоанн Дамаскин.
Тогда же к Марии подошел апостол Павел.
— Радуйся, Матерь Жизни и предмет моего благовестия! — приветствовал он Богородицу. — Хоть я и не насладился лицезрением во плоти бывшего на земле Господа Моего, Иисуса Христа, до Его Вознесения на небо, но ныне, увидев Тебя, кажется, вижу Его.
В день кончины Божией Матери внезапно комнате, где Она находилась, воссиял такой не по-земному яркий свет, что рядом с им померкли многочисленные свечи, зажженные в доме, где была Мария. Потолок дома открылся, и все, кто был рядом с Богородицей, увидели, как с неба сходит Иисус Христос со множеством небесных Ангелов, Архангелов, Небесных Сил, в сопровождении душ праотцев и пророков.
Мария поклонилась Господу, приветствовала Его и со словами «буди Мне по глаголу Твоему» легла на ложе и без малейшего телесного страдания и болезни передала Свою душу в руки Сына. Ее окружающим показалось, что Пречистая Дева уснула сладким сном.
Тотчас раздалось радостное пение ангелов, которые сопровождали душу Марии.
Со слезами на глазах окружив ложе, на котором покоилось тело Богоматери, апостолы поцеловали его со страхом и благоговением и почувствовали, что он него исходит чудное благоухание, а сами они, находясь рядом с ним, наполнялись духовной благодатью.
После этого пришло время погребения тела Марии. Множество людей собралось возле дома, где преставилась Богородица. Всем им хотелось прикоснуться к Ее телу, и все болящие получили исцеление.
Когда тело несли к Гефсиманскому саду, за ним шли сотни верующих, воспевая псалмы. Впереди апостол Иоанн Богослов нес райскую ветвь, принесенную архангелом Гавриилом, а над процессией появился как бы венец из света и в воздухе было слышно удивительное по красоте ангельское пение.
Но процессия привлекла внимание не только христиан. Кто-то из иудеев из любопытства решил присоединиться к шествию, но многие иерусалимские иудеи были возмущены тем, что такие почести воздавались Матери Того, из-за Кого в глазах многих людей они потеряли авторитет.
Иудейские архиереи послали воинов и слуг, чтобы те разогнали христиан, но светозарный венец закрыл собой тех, кто шел за телом Богородицы, а иудеев ослепил. Один из иудейский священников, Афоний, был очень сильным человеком. Он бросился ко гробу Марии и схватился за его край, чтобы перевернуть, но ангел невидимо отсек обе его руки, так что они повисли на гробе.
— Помилуйте меня, рабы Христовы! — возопил Афоний, обращаясь к апостолам.
Петр объяснил ему, что это не в их силах, но возможно только в том случае, если Афоний чистосердечно раскается и Господь дарует ему исцеление.
— Верую, что Он есть предвозвещенный пророками Спаситель Мира, Христос. Мы и прежде видели, что Он есть Сын Божий, но, омраченные завистью и злобою, не захотели признать в Нем величие Бога, и довели Его неправедно до позорной смерти.
После этого Петр велел Афонию приложить оставшиеся при теле суставы рук к отсеченным рукам. Афоний с верой призвал Имя Пречистой Девы Богородицы и был исцелен. Только в том месте, где срослись руки, у него осталась отметина наподобие красной нити около локтей.
Исцеление получили и ослепленные светом иудеи, которые тоже искренне уверовали во Христа.
Поле погребения тела Богородицы в Гефсиманском саду апостолы три дня пробыли около гробницы, беспрестанно совершая моления и псалмопение.
Случилось так, что апостол Фома, тот самый, который получил прозвание неверующего, прибыл позже всех остальных и не видел тела Богородицы. Он очень сокрушался по этому поводу, но и в этом был промысел Божий.
Посовещавшись, апостол решили открыть гробницу Марии, чтобы Фома мог лицезреть Ее тело, однако его внутри не было. Осталась только благоухающая погребальная пелена.
В тот же вечер апостолы за общей трапезой только и говорили что об исчезновении тела Богородицы и Воскресении Пречистой. После еды они обыкновенно славили великое имя Пресвятой Троицы и заключали молитвой: «Господи Иисусе Христе, помогай нам!».
Но как только они стали славить Троицу, как услышали ангельское пение и увидели в воздухе живую Богородицу.
— Радуйтесь! Я с вами есть во все дни", — так приветствовала Она учеников Христа.
Тогда апостолы вместо обычного воскликнули: «Пресвятая Богородица, помогай нам!».
Так в день Успения Богородицы мы обрели заступницу, по молитвам которой каждый день многие люди получают помощь от Господа.
«Как живя в мире сем Ты не была чужда небесных обителей, так и по отшествии Ты не удалилась от общения с людьми… как обитая на земле, Ты постоянно была с Богом, так и преставившись от человеческого жития, не оставила сущих в мире», — пишет св. Герман.
Вот что говорит по этому поводу Георгий Никомидийский:
«Если Бог внимает мольбам прочих святых, это — Его милость, потому что Он — Владыка святым; а если внимает молениям Матери Девы, то это Его долг, ибо Он — Сын Девы. Богом дан закон, чтобы сын чтил мать; и с тех пор, как Бог восприял плоть от Матери, Он подчинился Своему собственному закону.
Сказание об Успении Пресвятой Богородицы, которое мы можем найти в Четьих Минеях, было не единственной версией событий.
М.Н. Скабалланович, изучавший историю возникновения Праздника, отмечает, что оно «появляется…у церковных писателей не с первых веков и не сразу во всех подробностях».
Например, в армянском сказании, написанном Моисеем Хоренским (5 В.), не упоминается об облачном путешествии апостолов, об осенении облаком гроба и о пении ангелов при погребении. В «Сказании апостола Иоанна», которое стало известно в 7 в., гробницу открывают не для Фомы, а для апостола Варфоломея. Кроме того, в нем можно прочитать, что ко времени успения Богоматери апостолы Андрей, Филипп, Лука, Симон и Фаддей были возбуждены Святым Духом из Гробов.
— замечает М.Н. Скабалланович, православный богослов, исследователь литургики и экзегетики.
В 4−5 в.в. некоторые писатели высказывали мысль о том, что Богоматерь погибла мученической смертью. Возможно, эта идея была внушена предсказанием Симона Богоприимца, который сказал Марии: «Тебе Самой душу пройдет оружие».
Тогда же стали вести споры относительно того, что же такое Успение Богоматери: была ли это смерть, какой умирают обычные люди, и воскресла ли Богородица, и отчего в гробнице не оказалось ее тела, и каково было ее воскресение и т. д.
«Я не говорю, что Она осталась бессмертною, но не утверждаю того, что Она умерла», — писал на эту тему Епифаний Кипрский. Св. Августин высказывался более определенно: «Мария от Адама умерла за грех (первородный), Адам умер за грех (свой), Христос же — для уничтожения грехов.
Григорий Турский (6 в.) писал, что сперва Господь взял душу Марии и передал ее архангелу Михаилу. После же погребения тела Богоматери Он появился снова, взял его и перенес в рай, где душа опять с ним соединилась. Св. Андрей Критский уподобляет ее успение сну Адама во время сотворения Евы. Он говорит, что Богоматерь исполнила закон природы, хотя не так, как мы, и сравнивает Ее отшествие с «преложением» Еноха и Илии, которые были взяты на небо во плоти.
Римско-католическая Церковь и вовсе склонна отрицать телесную смерть Богородицы.
Праздник Успения Богоматери стали отмечать сравнительно поздно, в 3−4 г. г. он считался местным праздником, и только император Маврикий (592 — 602), правивший в Константинополе, установил официальную дату торжества — 15 августа. Считается, что это было сделано в благодарность за победу, которую император одержал в этот день.
До этого времени Успение отмечали в самые разные дни в период с января по август. Одно время был даже один Богородичный праздник, который совмещал все нынешние праздники в честь Пресвятой Девы.