Русская линия
Православная книга РоссииПротоиерей Владимир Силовьев24.08.2007 

Издательский Совет можно в какой-то степени назвать дверью, через которую должны идти к народу все православные книги

Протоиерей Владимир Силовьев
Протоиерей Владимир Силовьев
— Что такое книга для России? Какую роль она сыграла в русской истории?

— Россия уже более 1000 лет православное государство, а для православного государства книга имеет первостепенное значение. Святое Писание, жития и творения святых отцов всегда были самыми любимыми книгами на Руси. По Псалтири учились читать, по Евангелию — жить. Именно Православие принесло в Россию книжную культуру. Поэтому вскоре после крещения Руси появилось такое великое литературное произведения, как «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона — самый древний из дошедших до нас датированных памятников, ставший первым шедевром будущей великой русской литературы.

— А как обстоит дело с книгой в современной России? Как Вы оцениваете положение дел на книжном рынке?

— В советское время были огромные тиражи и в то же время значительный дефицит хороших книг. Многие книги невозможно было купить, доставали из-под полы… Книга была любимым и дорогим подарком. Россию (СССР) считали самой читающей страной в мире. Сейчас все изменилось. Книжного дефицита нет: полки московских магазинов переполнены книгами. Подчеркну, что, к сожалению, только московских. Этого нельзя сказать о глубинке, до которой почти ничего не доходит. А с чтением положение дел резко ухудшилось: читать стали гораздо меньше. Да и что читают? Если раньше в метро читали серьезные книги, даже если это были книги приключенческие, фантастические (С. Лем, братья Стругацкие), то посмотрите, что читают сейчас? Печально еще и то, что именно у этих второсортных книг самые большие тиражи.

В наше время есть прогресс в книгоиздании (издавать стали качественнее, ассортимент книг, опять же в Москве, огромен), но что касается чтения — ситуация трагическая. Очень мало читает молодежь. Редко издается серьезная литература. Я могу сказать это как старый посетитель книжных магазинов «Академкнига"… И еще появилась проблема: даже в крупнейших магазинах Москвы, таких как «Московский дом книги», «Молодая гвардия», «Библиоглобус», мы видим огромное количество того, что я бы назвал псевдолитературой, псевдорелигией и псевдоисторией. Очень много издается откровенно оккультных книг. Я считаю, что подобные книги приносят большой вред. Чтение, литература имеет существенное значение в деле воспитания нации. Сейчас в светских магазинах появляются отделы духовной литературы. Очень хочется, чтобы в этих отделах отсутствовала или хотя бы не преобладала эзотерическая и псевдодуховная, псевдохристианская литература, действующая лишь во вред.

Один мыслитель начала XX века по поводу смешивания религиозных идей, мыслей сказал так: «Представьте: человеку дают трапезу, и среди всевозможных яств — что-то очень неприятное. Как может человек сесть за этот стол? Он и к яствам этим не подойдет!» Поэтому просто необходимо, чтобы были определенные сектора, в которых не смешивалась бы православная, буддистская и мусульманская литература. Ну и, естественно, товароведам нужно иметь более тесные связи с духовенством Русской Православной Церкви, прежде всего, с Издательским Советом, который может проконсультировать и помочь наполнить книжные магазины правильной православной литературой.

Перед книжными магазинами, к сожалению, в первую очередь стоят коммерческие задачи. В том же «Московском доме книги» одно время было немыслимое количество книг о сибирской секте «Анастасия». И дирекция этого прославленного магазина, который раньше называли самым большим книжным магазином в Европе, ради погони за прибылью наполняла ядом сердца людей, посетителей, покупателей…

— То есть Вы считаете, что православная литература не должна аккумулироваться исключительно в православных книжных магазинах или церковных лавках, а должна иметь доступ к читателю повсеместно, в том числе через светские книжные магазины?

— Несомненно. К сожалению, у светских книготорговцев существует какая-то определенная внутренняя преграда, возникшая еще в советские времена, — боязнь православной литературы. Они могут допустить все, что угодно: эзотерику, любую антихристианскую литературу, книги по магии и колдовству, которые очень вредны для психики людей. Но когда им предлагают православную литературу, то мы сталкиваемся с полнейшим неприятием.

Из-за этого даже такое эпохальное издание, как «Православная энциклопедия», с трудом пробирается на полки больших книжных магазинов. И даже пробившись, это уникальное, красивое и очень нужное издание, над которым работали выдающиеся ученые, стоит на задворках. А ведь «Православная энциклопедия» — это фактически энциклопедия всей русской жизни на протяжении 1000 лет…

— Достаточно ли сейчас издается православных книг?

— Последние 15−20 лет, когда стала массово издаваться православная литература, были трудны и в экономическом, и в политическом плане. И в православном издательском деле все непросто, и люди непростые. Но у меня самые оптимистические прогнозы: ведь книга становится все лучше и лучше. Появляются издания, которые заставляют размышлять. Это уже не просто перепечатки, перенабор дореволюционных книжек. Появляются новые жанры: православная публицистика и православная беллетристика. Вышла замечательная книга «Ничего страшного» Олеси Николаевой. В ней много иронии, и того, кто хоть немного жил церковной жизнью, она заставляет размышлять. Ведь смех нисколько не противопоказан, люди могут посмеяться и поиронизировать и над священнослужителями, и над недостатками церковной жизни, чтобы через добрый смех их изжить.

Сейчас много выходит хорошей православной литературы. Появляются новые издательства. Хочется отметить деятельность издательства «ДарЪ», которое издает множество книг различного формата и содержания, повышающих и интеллектуальный, и духовный уровень народа. Посмотрите, сколько книг «Дара» у меня за спиной, сколько в моей домашней библиотеке. Все это книги интересные, актуальные. Конечно, наверно, у них есть определенные недостатки, потому что слишком быстро пекутся эти пирожки. Но хочется надеяться, что со временем и в этом издательстве будут столько уделять внимания качеству подготовки книги, как это делается в Издательском Совете.

— Какие книги, на Ваш взгляд, нужны России? Какой литературы не хватает?

— Книги нужны, прежде всего, хорошие и разные. Нужно издавать не только православную литературу высокого уровня, но и историческую литературу, и историческую беллетристику. Последней сейчас издается много, но хотелось бы, чтобы она приобрела тот серьезный вид, который имела в советское время, когда каждая книга сопровождалась рецензией ученых и каждый писатель отвечал за содержание вышедшей книги. Взять того же Дмитрия Балашова, исторического беллетриста. В его замечательных книгах не содержится никакой исторической неправды — этим и отличалась историческая беллетристика до перестройки. Сейчас же выпускается любая книга — и ни писатель, ни издатель не отвечают за ее содержание. Таким образом просто сбивают с толку читателей.

Также важно переиздавать русских классиков, но только в хорошем исполнении, на качественной бумаге…

— Какую роль в формировании книжного рынка Вы отводите Издательскому Совету Русской Православной Церкви?

— Издательский Совет — не просто издательство, а Синодальный отдел, который призван координировать деятельность православных издательств, что в условиях свободного рынка делать очень трудно. Тем не менее мы это делаем. В Издательский Совет поступает огромное количество книг, которые проходят не цензуру, а рецензуру (от слова «рецензия»), когда наши рецензоры пишут свои мысли, составляют отзывы о той или иной книге. После рецензуры по просьбе издателя на книгу выставляется гриф «Рекомендовано к печати Издательским Советом Русской Православной Церкви» или «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II». Последний гриф дается только «серьезным» книгам: святотеческой, богослужебной, качественной исторической литературе.

— Как Вам кажется, должна ли подобная практика (прохождения книгами рецензирования) стать не вольной, свободной для издателей, а обязательной, особенно в отношении богослужебных книг?

— Чтобы она была обязательной, должны существовать определенные рычаги воздействия на издателей. В наше время этих рычагов не имеет ни Книжная палата, ни Министерство культуры, ни Агентство по печати. Тем более подобного воздействия не имеем мы. Здесь в основном имеет значение нравственная, моральная ответственность каждого издателя.

Издательский Совет можно в какой-то степени назвать дверью, через которую должны идти к народу все православные книги, особенно, конечно, богослужебного назначения. Потому что многочисленные молитвословы и календари, которые выпускаются частными издательствами, имеют огромное количество недостатков, а иногда могут нанести и прямой вред.

В наше время может встретиться что угодно — даже книгу с названием «Православные заговоры и молитвы» или лечебные молитвословы с какими-то непроверенными молитвами. Но такого рода «литературу» иногда можно встретить и в православных книжных лавках. Это происходит потому, что в храмах есть люди, безответственно относящиеся к своей работе или не имеющие достаточного образования. Для них главным критерием оценки книги и должен стать гриф Издательского Совета, рекомендующего издание данной книги. Нужно, чтобы это стало правилом для всех работников книжных магазинов.

— Есть ли возможность обсудить и решить данную проблему если не с издателями, то хотя бы с книготорговцами, которые занимаются православной литературой? Через них повлиять каким-то образом на недобросовестных издателей?

— Здесь нас ограничивают те же рамки. Конечно, если человек нравственно ответственный, то он поступит так, как будет решено на собрании православных книгоиздателей и книготорговцев. А если человек хочет во что бы то ни стало получить деньги, он не будет прислушиваться ни к чьим словам — ему никто не указ.

— То есть цензура должна быть?

— Конечно, цензура обязательно должна быть. Я уж не говорю о рецензуре. Цензура была нормальным явлением в царской России. Цензорами выступали назначенные Святейшим Синодом известные священнослужители, которые ставили свою подпись под словами «Разрешено к печати». Поэтому книги содержали полезную для читающего человека информацию.

А сейчас, например, можно найти книжку монаха одного московского монастыря, изданную достаточно большим тиражом, в которой он даже не критикует, а открыто поносит институт брака как таковой. То есть выступает как явный еретик первых веков христианства. Еще апостол Павел сказал: бойтесь гнушающихся браков (1 Тим. 4), это антибожественное явление. Конечно, издательству, выпустившему книгу, выразили протест. А издатели ответили, что им нет никакого до этого дела.

Правда, был предпринят серьезный шаг к нормализации этого явления (свободной от цензуры литературы) — обращение к Святейшему Патриарху на последнем епархиальном собрании. Хотя он всегда подчеркивал, что в книжных лавках должны распространяться книги только с грифом: «По благословению Святейшего Патриарха…» или «Рекомендовано к печати Издательским Советом…». А в епархиях, в регионах книги должны издаваться по благословению правящего архиерея.

А у нас иногда наблюдается следующее явление: книга издается в Москве, московским автором, повсеместно распространяется, а благословение имеет какого-нибудь украинского архиерея и содержит иногда совершенно диковинные утверждения, а иногда и ересь.

— Может быть Издательскому Совету Русской Православной Церкви нужно вернуть монополию на издание богослужебных книг?

— Да, вы очень правильно ставите этот вопрос. Должно быть именно так. Или же Издательский Совет должен выполнять эту задачу совместно с какими-либо другими издательствами, чтобы вся богослужебная литература выходила только по благословению Святейшего Патриарха. Это бы нормализовало ситуацию.

— Как Вы считаете, должна ли быть определенного рода взаимопомощь, взаимовыручка между православными издателями, книготорговцами?

— Взаимопомощь, взаимовыручка и сотрудничество должны быть во всех сферах жизни. Тем более в среде людей, которые считают себя православными. Издательский Совет должен регулярно собирать главных редакторов православных издательств и проводить беседы (а потом и чаепития), разговаривая и обсуждая наболевшие вопросы, чтобы в итоге мы действовали одним фронтом. Это нужно, и это обязательно будет. Жизнь к этому все больше и больше подводит.

На светском книжном рынке успешно действуют несколько творческих издательских союзов. Я думаю, что православным издательствам необходимо и очень полезно было бы сотрудничать с Ассоциацией книгоиздателей России (АСКИ), которую возглавляет Константин Васильевич Чеченев, директор одного из лучших издательств России «Белый город»; с Российским Книжным Союзом (РКС) во главе с Сергеем Вадимовичем Степашиным, Председателем Счетной Палаты РФ. Я думаю, что АСКИ — наиболее демократический институт, который мог бы помочь и с изданием хорошей православной литературы, и с ее распространением. Объединившись, мы могли бы сделать очень многое. По крайней мере, не допустить на рынок книг сомнительного содержания.

Со временем, я думаю, все недостатки будут изжиты, а мы будем ближе друг к другу. Возможно, у нас даже будет ассоциация православных книгоиздателей. Я уже об этом говорил и это предлагал. Другое дело, что все не так просто…

— Вы уже отмечали, что молодежь сегодня читает крайне мало. Как Вам кажется, есть ли какие-то способы повысить культуру чтения и оторвать молодежь от компьютерных игр и телевизоров?

— Единственный способ — повышение общей культуры, общей традиции. Культура чтения, культура русского народа, существовавшая в СССР, базировалась еще на дореволюционном уровне. Сейчас она утеряна, поэтому надо ее восстанавливать, в некоторых случаях — с нуля.

Без сомнения, национальная идея, о которой говорят, должна быть православной. И дискуссия вокруг вопроса о введении в школах предмета «Основы православной культуры» сразу выявляет тех, кто против нашей российской культуры, а кто — за. Ведь введение этого курса не предполагает, что сегодня человек прочитал главу из учебника, а завтра был насильно приведен в церковь, его насильно заставили поститься, молиться, надеть платок и длинную до пола юбку. Этот курс говорит о том, что история нашей страны неразрывно связана с Православием, а 1000-летие крещения Руси говорит о тысячелетней традиции русского народа.

Одно время вообще не было этого разделения на светские и церковные книги. И только в эпоху Просвещения произошел этот досадный разрыв, который продолжает углубляться, целенаправленно расшатывая эту связь, которая может обеспечить здоровье русского народа. И книга должна быть не светской или церковной, а здоровой книгой. Когда мы открываем с вами А.С. Пушкина, мы понимаем, что это не светская и не церковная книга, а наша книга. Когда мы открываем томик писем святителя Феофана Затворника, мы тоже понимаем, что это не просто церковный деятель, а прекрасный духовный писатель и что его письма полезно читать не только церковным барышням, но и всем барышням вообще.

А сейчас, к сожалению, мы постоянно сталкиваемся с размыванием нашей культуры. Мы с большой печалью смотрим на то, что интернет забит неизвестно чем, что даже взрослые люди вместо чтения играют в компьютерные игры. Издательство «ДарЪ» специально выпускает покетбуки с замечательным и разнообразным содержанием. Хорошо бы такие издания в женскую сумочку или в мужскую барсетку бросить вместо заурядного детектива, который ни уму, ни сердцу…

— Сейчас многие отмечают, что возможности читать нет…

— Для книги, как для друга, время найдется всегда. Знаю, некоторые говорят: у меня нет времени навестить родителей, я занят, дела, бизнес… Я не могу достаточно внимания уделить детям или близким друзьям… Все это оправдания, отговорки. Для лучшего друга и книги всегда найдется место в самой малогабаритной квартире и всегда найдется время — и перед сном, и на отдыхе, и в транспорте. Да и специально можно выделить время для чтения. Когда-то были целые избы-читальни, книжные клубы. Я в своем приходе мечтаю сделать кинозал, где современные новинки кино будем смотреть вместе с приходом и потом вместе с чаепитием устроим совместное обсуждение того, что увидели. Также можно устраивать презентацию книг. К сожалению, сейчас очень мало рекламы хороших книг — этого сильно не хватает.

— А каково Ваше отношение к аудиокнигам, книгам в mp3-формате?

— Книга должна быть на разных носителях. Например, мы серьезно задумываемся об издании книги по методу Брайля (для слепых). И аудиокниги, несомненно, имеют свое значение. Сейчас огромное количество автолюбителей, а из-за пробок в дороге теряется масса времени. И аудиокнига в этом случае просто незаменима. Конечно, это не заменяет книгу, но я с большим удовольствием слушаю «Радио России», где периодически читают классиков. Недавно с огромным наслаждением слушал «Шинель» Н. В. Гоголя.

Хотелось бы, конечно, чтобы эти книги были тоже серьезными. Если не классика, то хотя бы что-нибудь научно-популярное.

— Ваши пожелания интернет-порталу «Православная книга России». Как Вам кажется, нужен ли такой интернет-портал?

— Очень нужен. И необходимо теснейшее сотрудничество Издательского Совета с этим порталом. Конечно, хотелось бы пожелать порталу как можно больше посетителей, рост рейтинга, чтобы люди имели возможность получить справку по любому книжному изданию. Пусть растет и крепнет pravkniga.ru, но надо чтобы таких порталов было больше, так как это будет возрождать у нас в стране культуру чтения. Русский народ все-таки любит читать. Посмотрите, какое количество людей в книжных магазинах!

— А что бы Вы могли пожелать посетителям портала?

— Хотелось бы пожелать, чтобы каждый человек имел интуицию и мог различать плохое и хорошее, доброе от злого, хорошую книгу от плохой книги. Плохую книгу не брать, как мы не берем плохую пищу — ведь мы же не хотим отравиться. Хотим хорошей пищи, потому что мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить. Также и читаем для того, чтобы жить. Я бы сказал даже больше: читаем для того, чтобы жить вечно.

http://www.pravkniga.ru/interview/42/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика