Русская линия
Патриархия.Ru Фуад Туаль23.08.2007 

Монсеньор Фуад Туаль, коадъютор латинского Патриарха Иерусалима: «Христиане Святой Земли между молотом и наковальней»

Монсеньор Фуад Туаль родился в городе Мадаба (Иордания) в 1940 году. Учился в латинской Патриаршей семинарии в селении Бейт-Джала близ Вифлеема. Рукоположен во священника в 1966 году, служил на приходах в Святой Земле. С 1972 изучал каноническое право в Папском Латеранском университете и Церковной Папской академии в Риме. С 1977 по 1992 год находился на дипломатической службе в апостольских нунциатурах в Гондурасе, Германии и Перу, а также работал в Совете по политическим вопросам Государственного секретариата Ватикана.

С 1992 года епископ, с 1994 года архиепископ Туниса; одновременно возглавлял региональную Епископскую конференцию Северной Африки.

В сентябре 2005 года решением Папы Римского Бенедикта XVI архиепископ Туаль был назначен коадъютором латинского Патриарха Иерусалима монсеньора Мишеля Саббаха. Это означает, что в 2008 году Туаль сменит на кафедре Мишеля Саббаха и станет новым латинским Патриархом Иерусалима.

Интервью монсеньора Туаля, хорошо разбирающегося в сложнейших аспектах внутрипалестинского и палестино-израильского конфликта, итальянскому журналисту Фульвио Скальоне, опубликовано 12 августа в 32-м выпуске журнале Famiglia Cristiana.

— Много лет предпринимались попытки создать два независимых и суверенных государства — одно для палестинцев, другое для израильтян. Теперь перед нами угроза появления двух враждебных палестинских государств. Опасный парадокс…

— Мы все этим обеспокоены. Однако даже самые последние события следуют рассматривать в общей перспективе. Теперь все бросились помогать Абу Мазену и движению ФАТХ — но любопытно, а почему это не делалось раньше, когда президент мог опираться на твердый фундамент?

Абу Мазен — самый умеренный человек, какого себе только можно представить, однако США, Европа и Израиль толкнули его на выборы, которые он не мог не проиграть. Христиане Вифлеема и Бейт-Джалы считали, что его правительство не в состоянии разрешить ни одну из существующих проблем, и поэтому решили голосовать за ХАМАС. Не потому, что они столь же фанатичны и радикальны, как боевики ХАМАС, но потому, что они были испытывали раздражение. Именно отсутствие сильного палестинского государства и привело к хаосу и бесчинствам, творимым бессовестными авантюристами.

— Однако некоторые полагают, что появление сильного палестинского государства будет иметь побочным эффектом еще большую маргинализацию палестинских христиан.

— Палестинские мусульмане знают, сколь важно присутствие христианской общины в Святой Земле. Они знают, что с нами Ватикан, что за нами наблюдает Запад. Когда Бенедикт XVI выступил в Регенсбурге с речью, значение которой преднамеренно исказили в глазах многих мусульман для разжигания конфликта, ХАМАС направил своих солдат для круглосуточной охраны церквей. Я думаю, что нам не следует бояться палестинского государства. Если появится сильное правительство, мы будем жить в мире. В противном случае, настанет всеобщий хаос.

— Название ХАМАС в Европе и США стало практически синонимом словам «терроризм», «террорист-смертник». Вряд ли им можно доверять…

— Терроризм ни в коем случае не может быть оправдан. Никогда. Однако следует осудить все виды насилия, а также обстановку, которая создает атмосферу всеобщего отчаяния. Когда нет работы, нет будущего, когда человеческое достоинство попрано — то становится возможной, и даже вполне вероятной, агрессивная реакция, которая может привести к многочисленным жертвам среди ни в чем не повинных людей. К счастью, вот уже почти два года у нас нет терактов.

— Это благодаря стене (отделяющей Израиль от территории Палестинской автономии — Ред.), считают израильтяне, и не только они…

— Это грубое заблуждение. Решение построить стену было сугубо политическим, так как палестинцы к этому времени наконец осознали, что политика терроризма не только ужасна, но и вредит их собственным интересам, а значит, должна быть прекращена. В Израиле около 1.3 миллиона мусульман с израильскими паспортами. Против них стена бесполезна. Или считается, что среди них нет фанатиков или сторонников насилия?

Во всяком случае, если считать, что стена — правильное решение, то нам ничего не остается, как строить стены повсюду, где возникает проблема или кризис. В конце концов, мы сами себя посадим в тюрьму.

— А как дела у христиан?

— Как между молотом и наковальней. Наши слабые места очевидны. Нас мало: 2−3% в Иордании, 2% на оккупированных территориях. Мы разделены: здесь представлены тринадцать церквей, а стало быть, когда я говорю, я не могу выступать от лица всех.

Затем, разумеется, израильская военная оккупация создает множество трудностей для пастырской деятельности. Вот лишь несколько примеров: у нас 12 священников-палестинцев, которым каждый раз необходимо получать специальное разрешение на перемещение. Перевод священника на новое место — это всегда трагедия. Во-первых, мы должны узнавать, разрешит ему Израиль или нет переехать на новый приход. Латинский Патриархат охватывает Иорданию, Израиль и Палестину — это три границы и сотни блок-постов. Приходскому священнику-францисканцу из Вифлеема не разрешено совершить паломничество к Гробу Господню; нам запрещено проводить молитвенные собрания в Иерусалиме с участием всех священников. И так далее.

Последняя проблема — отток христиан, которые предпочитают эмигрировать. В Иерусалиме 8−10 тысяч христиан, 200 тысяч мусульман и полмиллиона израильтян. Мы верим, мы проповедуем, мы взываем: христианское присутствие в Святой Земле — это призвание, это миссия. Однако, когда отец видит, что для его детей нет мира и спокойствия, то искушение уехать очень велико.

Несмотря на все это, мы остаемся оптимистами и не оставляем надежды. И от каждой группы паломников, которые прибывают сюда, мы узнаем, что с нами Вселенская Церковь.

— Вы бы хотели о чем-то попросить западных христиан?

— В январе 2006 года здесь состоялась координационная встреча Епископских конференций всего мира, на которой была принята программа четырех P.

Во-первых, Preghiera (молитва): молитва о нас — это самое действенное средство.

Во, вторых, Pellegrinaggi (паломничество): приезжайте к нам со всей уверенностью. Постарайтесь посетить также Вифлеем — купить что-нибудь в магазине, остановиться в гостинице, пойти в ресторан, поскольку, если туристическое агентство, гид и гостиница израильские, то вы никогда не увидите христианскую общину Святой Земли. Тем самым вы не только укрепите вашу личную веру у истоков Матери-Церкви, но и окажете конкретную помощь палестинским христианам.

Progetti (Проекты): они могут быть социальными, образовательными, включать поддержку приходов или «дистанционное усыновление» семинаристов и учащихся. Кстати, об учащихся: у нас (в латинском Патриархате и Кустодии Святой Земли) их свыше 50 тысяч. После победы ХАМАС на выборах Европа и США прекратили помощь палестинцам. В результате 150 тысяч государственных служащих остались без зарплаты и не могут оплачивать обучение своих детей в школе. Мы и представить себе не могли, что их можно оставить дома.

И наконец, Pressioni (давление) — это заключительное P предложили американские католики, которых насчитывается около 70 миллионов и которые могут оказывать давление на политиков, в избрании которых они участвуют. В Европе это явление более редкое, но можно хотя бы передавать корректную информацию.

Перевод Патриархия.ru

http://www.patriarchia.ru/db/text/284 319.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика