Русская линия
Русский дом Владимир Грицык22.08.2007 

Спаситель идёт по Тутаеву
1652 год — 355 лет назад началось строительство Воскресенского собора в городе Романово-Борисоглебск (Тутаев)

Тутаев — маленький городок в сорока километрах от Ярославля. Стоит он там, где Волга, прорезав Угличско-Даниловскую гряду, широко разливается среди высоких холмов. До революции звался Романово-Борисоглебском.

История не сохранила достоверных сведений о возникновении здесь первых поселений, но по преданию на том месте, где стоит теперь Воскресенский собор, существовал в начале XV столетия мужской монастырь. Имя своё Борисоглебская слобода, позднее ставшая городом, получила от построенной здесь церкви, посвящённой благоверным князьям-страстотерпцам Борису и Глебу. Поселение ширилось и росло вместе с городком Романовом, основанным угличским князем Романом Васильевичем на берегу Волги в 1345 году. В 1882 году оба города «для лучшего и удобнейшего управления» соединились в один под общим названием Романово-Борисоглебск.

Старинный Борисоглебск сегодня жмётся ближе к краю обрывистого волжского берега, укрывшись густой зеленью садов. Здесь, среди маленьких деревянных домиков с потемневшими резными наличниками, высится царственный Воскресенский собор. Пятиглавый, величественный и красивый, с трёх сторон опоясанный галереей и со стоящей отдельно шатровой колокольней, он является одним из лучших произведений церковного зодчества XVII века. По красоте, богатству интерьеров и убранства собор не уступает знаменитым церквям Илии Пророка и Иоанна Предтечи в Толчкове.

На фресках внутренних стен изображено торжество Христовой Церкви на Земле, где библейские пророки гармонично соседствуют с аскетическими русскими святыми. Всё дышит древностью и мощью. Страшный Суд не только самая выразительная фреска в соборе, но и одна из наиболее впечатляющих на эту тему во всём русском искусстве XVII века.

В главном верхнем храме, слева от входа, находится громадная, почти в сажень высотой, икона Спасителя. Она — чудотворная. По преданию, икона принадлежит кисти св. Дионисия Глушицкого, ученика первой на Руси иконописной школы, основанной в Ростове Великом святителем Феодором. Есть все основания считать, что образ создан в конце XIV века. Правая рука Спасителя на иконе благословляет, а левая придерживает раскрытое Евангелие. Строгий, потемневший от пожара лик, с несказанной любовью и состраданием глядит на нас.

Ежегодно во второе воскресение июля икону с крестным ходом обносят вокруг всего города. Сменяя друг друга, несут её на плечах мужчины. Терпеливо ждут они своей очереди, чтобы прикоснуться к святыне. Проходит икона и по старым районам, и по новостройкам. Сотни людей сопровождают её, а дети бросают перед ней цветы. Она приходит в дом престарелых и инвалидов, в городскую больницу, где служатся перед ней молебны. Каждый может приложиться к святыне и по древнейшему обычаю трижды проползти под ней на коленях.

Молебны служатся и на перекрёстках больших дорог. Здесь священники, сменяя друг друга, кропят святой водой четыре стороны света, благословляя город, православных и весь мир. Люди поют и славят Бога. Кажется, будто Сам Христос обходит город, принося благую весть о возможности спасения, кому в помощь, кому в осуждение, но в напоминание всем.

Около четырёх часов продолжается Крестный ход и заканчивается у Воскресенского собора. В церковной ограде под открытым небом стоят длинные столы. Для паломников прихожане храма по многовековой традиции приготовили немудрёную постную трапезу. И нет ничего вкуснее её.

Этот Крестный ход по всему городу, и эта трапеза как будто возвращают нас во времена Древней Руси. — Святая Русь ещё жива, — вот что чувствуешь здесь всей душой.

Рассказывают, что митрополит Ростовский Арсений (Мациевич), увидав такую большую икону, распорядился взять её в свой архиерейский дом, где она и находилась сорок с лишним лет, пока жители Борисоглебска не исходатайствовали возвращение своей святыни. Когда 8 сентября 1793 года они несли на руках из Ростова чудотворный образ, то остановились у ручья Ковати, чтобы обмыть его от дорожной пыли и с честью внести затем в город. На месте, где стояла тогда икона, и по сие время бьёт холодный ключ чистой воды, святой и целебной.

К этому источнику, находящемуся в нескольких километрах от города, автобус везёт паломников. Там, после водосвятия, сам настоятель Воскресенского собора отец Николай с молитвой кропит каждого ледяной водой. Она обжигает, как огонь, исцеляя по вере недуги телесные и духовные.

Воскресный день заканчивается, как и сотни лет назад, вечерней службой в старинном соборе. День этот вот уже сотни лет всегда бывает солнечным. Густой колокольный звон далеко разносится над Волгой, над благословенной землей Ярославской, сохранившей многие свои святыни и традиции.

Проезд до Тутаева:

Поездом или автобусом до Ярославля, затем автобусом до Тутаева.

Остановиться в городе можно в частном секторе на Романовской стороне или в гостинице.

Реквизиты: ИНН 7 611 005 630, КПП 761 101 001,

р/с 407 038 108 770 030 190 592 в Северном Банке СБ РФ

по Ярославской обл., г. Ярославль, к/с 301 018 105 000 000 028 672,

БИК 47 888 670.

http://www.russdom.ru/2007/20 0708i/20 070 831.shtml


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика