Русская линия
Религия и СМИМитрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)21.08.2007 

Главная задача Церкви сегодня — воцерковление православного народа
На вопросы «Религии и СМИ» отвечает епископ Саратовский и Вольский Лонгин

— Ваше Высокопреосвященство, Саратовская епархия выпускает журнал «Саратовские епархиальные ведомости», который затрагивает не только епархиальную жизнь, но и самые широкие проблемы современности. Как в этом издании удается находить православный поход к столь сложным и неоднозначным темам?

— Я бы сказал, что мы еще только ищем этот подход. Что-то удается, что-то не вполне. Пока издание является ежеквартальным, увидели свет всего три номера журнала. О том, что процесс поиска идет активно, свидетельствует хотя бы тот факт, что первые два номера журнала вышли под названием «Саратовские епархиальные ведомости» с подзаголовком «Православие и современность», а уже в третьем номере они поменялись местами, название «Православие и современность» стало основным.

Думаю, что подобные тенденции характерны сегодня для многих церковных средств массовой информации. Они ищут выход из того изолированного пространства, в котором оказались в силу многих исторических причин, ищут язык для адекватного разговора с современным обществом, с современным миром. Нам нельзя жить замкнутой, «параллельной» жизнью, но при этом нельзя и приспосабливаться к миру, заискивать перед ним, говоря, что вот, посмотрите, как здорово — мы верим в Бога, но мы такие же, как и вы…

Необходимо найти язык, на котором можно говорить с миром о вещах, миру иноприродных — о слове Божием. Церковные СМИ должны откликаться на все, что происходит вокруг нас, но при этом давать всем событиям православную оценку, более того — приучать к этой оценке окружающий нас мир. Современному обществу пора осознать и привыкнуть к тому, что, помимо оценок общепринятых, навязываемых светской прессой, есть еще точка зрения, основанная на истине Евангелия, религиозном знании о мире и человеке. Именно по этому пути идут сегодня многие православные издания.

— В разные периоды истории Русская Церковь оказывалась перед различными вызовами. В советский период это был государственный атеизм, в постсоветский — религиозные секты. Что, на Ваш взгляд, является наиболее актуальной для РПЦ проблемой в настоящее время?

— Самая главная задача Церкви сегодня — это воцерковление православного народа. Если эта проблема будет решена, решатся и прочие, в том числе, и те, о которых вы говорите: и государственный атеизм, отголоски которого слышны и в настоящее время, и распространение сектантских учений.

Дело в том, что любые секты — это суррогат религиозности. Человеческая душа по природе своей религиозна. Она ищет Бога, и когда по какой-либо причине не находит здравого подлинного церковного учения, начинает утолять голод, питаясь различными суррогатами. Что же касается атеизма, то эта идеология никогда в истории не играла какой-либо значительной роли в обществе без государственной поддержки и топора палача, который за ней стоял (вспомним Великую французскую революцию, Октябрьскую в России, события в Мексике в 1930-е годы ХХ века). Да, атеисты были, есть и будут. Но чаще всего атеизм для человека — это просто способ успокоить совесть, заглушить ее голос, потому что совесть — это закон Божий, вложенный в сердце человека, и она часто обличает, тревожит, заставляет сердце болеть, искать ответы на самые важные, но неудобные вопросы.

Проблема воцерковления народа решается постепенно. Основные пути ее решения — строительство православных храмов, так, чтобы они были доступны всем, и воспитание кадров, духовенства — духовенства самоотверженного, которое не боится полностью отдавать себя своему служению, для которого духовное просвещение народа станет жизненной целью.

— Сейчас идет много споров о причинах демографического кризиса в нашей стране. Что Вы думаете об этом и что нужно сделать, чтобы преодолеть этот кризис?

— Если перефразировать классика, кризис в данном случае — в головах. Поскольку современный человек воспитывается на принципах гедонистических, ему с младенчества внушают, что главный жизненный принцип — «Бери от жизни все», рождение и воспитание детей становится для него жертвой, которую он не может и не хочет приносить. Ведь подвиг родительский — это подвиг жертвенный. Человек, приученный только брать, не умеет отдавать. Наоборот, он живет с таким чувством, что все вокруг него ему что-то должны.

Те шаги, которые предпринимаются государством для «экономического» стимулирования рождаемости, очень важны. Но посмотрите: в тех семьях, которые считаются достаточно обеспеченными, даже богатыми, редко бывает больше одного-двух детей. Поэтому я убежден, что без религиозной мотивации эта проблема не может быть решена. Таким образом, снова приходится возвращаться к проблеме воцерковления. Жизнь в Церкви, участие в таинствах помогает человеку многое осознать и глубоко прочувствовать, в том числе и ту простую истину, что ребенок — это дар Божий, что жизнь человека бесценна потому, что каждый человек для Бога безмерно дорог и любим Им.

— В последнее время появляется все больше сообщений о межнациональных столкновениях в России, в которых есть и религиозная составляющая. В чем, на ваш взгляд, причина таких обострений? Можно ли в нашей стране реализовать такую модель межнациональных отношений, которая позволила бы избежать серьезных конфликтов между различными народами?

— Причин таких обострений очень много. Я думаю, что религиозная составляющая в подобных случаях минимальна. Пока все-таки, по милости Божией, в нашей стране межрелигиозных конфликтов не было и нет. Есть отдельные люди, которые хотят прославиться в качестве политических деятелей, хотя формально они считаются деятелями религиозными, поэтому время от времени они выступают с какими-то экстремистскими призывами, критикой власти и других религий. Примеры у всех на слуху. Но пока они все-таки не имеют большой популярности и, будем надеяться, не будут ее иметь и в дальнейшем.

И в этом случае, я думаю, всеобщее религиозное воспитание могло бы помочь заполнить в человеке ту нишу, которую должна занимать вера в Бога, чтобы ее не заменяли всякого рода псевдорелигиозные суррогаты. В том числе — политизированные идеологии, прикрываясь которыми кто-то пытается решить свои собственные политические и коммерческие проблемы.

История показала, что в России «модель межнациональных отношений, которая позволила бы избежать конфликтов» может быть только одна — сильная государственная власть, которая добросовестно исполняет свои обязанности по отношению к обществу и потому может на поддержку этого общества опираться.

— В России уже давно идут споры по поводу введения в школах Основ православной культуры. Должен ли, на Ваш взгляд, такой предмет присутствовать в учебной программе и в каком виде — как факультативный или обязательный?

— Действительно, дискуссия о преподавании «Основ православной культуры» проходит в прессе, в обществе достаточно давно — уже в течение нескольких лет, и за это время спорящие, и сторонники, и противники ОПК исчерпали все существующие доказательства. Повторять их не имеет смысла. Лично я считаю, что этот предмет должен присутствовать в учебной программе, в оптимальном случае — как обязательный.

Справка

Епископ Лонгин (Корчагин Владимир Сергеевич) родился 31 июля 1961 г. в Сухуми, в семье служащих.

В 1977 г. окончил среднюю школу, в этом же году поступил на вечернее отделение филологического факультета Абхазского государственного университета.

С октября 1983 по май 1985 г. служил в рядах Вооруженных Сил. После демобилизации поступил в Московскую духовную семинарию.

В 1986 г. пострижен в монашество с именем Лонгин, в честь мученика Лонгина Сотника. В том же году рукоположен во иеродиакона, а в 1988 г. — во иеромонаха.

В 1988 г. окончил Московскую духовную семинарию и был принят в Московскую духовную академию. В октябре того же года направлен на учебу в Болгарию, в Софийскую духовную академию св. Климента Охридского. В период обучения в Болгарии служил внештатным священником в русской церкви святителя Николая в Софии.

15 декабря 1992 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II назначен настоятелем Подворья Троице-Сергиевой Лавры в Москве.

В 1994 г. возведен в сан игумена.

В 2000 г. возведен в сан архимандрита.

Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 2003 г. назначен епископом Саратовским и Вольским. 26 августа 2003 г. епископ Лонгин вступил в управление Саратовской епархией.

http://www.religare.ru/analytics44533.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика