Русская линия
Столетие.Ru Владимир Волков17.08.2007 

Царский живописец
Симона Ушакова часто называют российским Рафаэлем

Россия всегда была богата художественными талантами, оставившими своим потомкам дивные творения, ставшие шедеврами не только отечественной, но и мировой живописи. Последним великим иконописцем допетровской Руси стал Симон Ушаков, часто именуемый российским Рафаэлем.

В XVII столетии привычный ритм и уклад русской жизни стал меняться. Так при царе Алексее Михайловиче в России создаются новые школы, типографии, возникает театр, в изобразительном искусстве появляются первые образцы парсунной (портретной) и «ленчавтной» (ландшафтной, то есть пейзажной) живописи, начинается выпуск печатных гравюр. Человеком, прочно соединившим древнерусскую художественную традицию с новым реалистичным искусством, стал Симон Ушаков.

Домашнее прозвище

Пимен (Симон) Федорович Ушаков родился в 1626 году, в богатой купеческой семье. При рождении он получил имя Пимен, а Симон — это его второе, поначалу домашнее прозвище.

В юном возрасте Ушаков в совершенстве освоил сложное искусство «знамения» (рисования). Долгое время он работал в Серебряной и Золотой палатах при Оружейной палате и в 1648 году, когда ему исполнилось всего 22 года, стал царским «жалованным» живописцем.

Позднее служил в самой Оружейной палате, где был поставлен во главе царских мастеров и образовал собственную школу иконописцев. За выдающиеся заслуги на ниве художества Ушаков был возведен в дворянское звание.

Ранние работы Симона Ушакова до нас не дошли. Первой иконой, бесспорно принадлежавшей его кисти, является «Богоматерь Владимирская», авторская копия знаменитой иконы, доставленной когда-то на Русь из Византии. Симон Федорович написал ее в 1652 году. Хотя Ушакову и исполнилось тогда 26 лет, но он уже был опытным и зрелым мастером, со своей только ему присущей манерой письма. Работая над этим образом, иконописец придал светлый, телесный цвет лику Богородицы, отказавшись от традиции «темновидного» изображения лиц святых на иконах и фресках.

В ходе работы над другой иконой «Великий архиерей» кисть Ушакова становится еще смелее. Лик Христа мастер вновь делает светлым, но, не ограничиваясь этим, использует и светотеневую моделировку. Тем самым в русскую живопись оказался привнесен метод передачи светотени. На иконе сохранились надпись: «Архиерей Великий прошедый небеса» и подпись: «написан царским мастером Симоном Ушаковым в 7165 лето в царство царя Алексия Михайловича».

Спас

Икона «Великий архиерей» стала первым шагом к созданному через год великому шедевру Симона Ушакова его «Спасу Нерукотворному» (на фото). Эта икона — популярное воспроизведение величайшей христианской реликвии Св. Мандилиона, то есть льняного плата или убруса, соприкасавшегося с ликом Иисуса Христа и сохранившим Его образ. С реликвии делались списки (копии). Некоторые из них попали и на Русь, где Первообраз Христа получил широчайшее распространение, став популярным сюжетом у иконописцев.

Ушаков повторил сюжет «Спаса» в нескольких вариантах (самый ранний относится к 1658 году), но не замкнул ими свое творчество. Среди других его работ отметим икону «Владимирская Богоматерь, или Насаждение древа государства Российского».

Художнику удалось воплотить в законченную форму очень сложную композицию — за кремлевской стеной на фоне Успенского собора изображены фигуры московского князя Ивана Калиты и митрополита Петра, поливающих из кувшинов корни большой виноградной лозы, символизирующей собой древо жизни.

Проросло оно на фоне Успенского собора. На ветвях лозы, оплетающих образ Богоматери с младенцем, помещены 20 медальонов с изображением портретов выдающихся лиц русской истории — митрополитов, патриархов, князей и царей, а также несколько «блаженных», пророчествующих и юродивых. Кроме Богоматери с младенцем и медальонов на иконе с одной стороны древа изображен царь Алексей Михайлович, а с другой — его первая жена царица Мария Ильинична Милославская и их сыновья царевичи Алексей и Федор.

Идея преемственности старой и новой Руси, воплощенная Ушаковым в иконе «Насаждение древа государства Российского» глубоко символична. Создатель этого произведения продемонстрировал не только глубокое знание отечественной истории, но и умение толковать ее в духе государственной целесообразности, прославив запечатленный им триумф созидательной деятельности великих правителей и духовных пастырей.

Троица

В 1671 году Симон Ушаков обращается к знаменитому в русской иконописи сюжету «Троицы». Взяв уже ставшую канонической рублевскую условную схему, он привнес в нее не использованные ранее детали — пышную ордерную архитектуру на втором плане, обилие посуды на стоящем перед ангелами столе, застеленном белой скатертью, вполне реалистично изображенный Мамврийский дуб. Фигуры трапезничающих ангелов он сделал объемными, но по-своему прекрасными.

Многие исследователи были склонны критиковать «Троицу» Ушакова, считая ее произведением уровнем ниже классического образца, то есть от одноименной иконы Андрея Рублева.

Однако эти претензии лишь подчеркивают успех замысла Симона, сумевшего привнести в русскую иконопись новое видение достаточно проработанного своими предшественниками сюжета.

Ушаков также расписывал московские храмы, в том числе и Архангельский собор. Однако храмовой росписью Симон не ограничился, вместе с дьяком Клементьевым он украсил Грановитую палату, запечатлев события российской истории, в которых проявилось торжество и величие дела русских государей. Расписывал Ушаков и роскошные терема деревянного дворца царя Алексея Михайловича в селе Коломенском.

Мастер создавал не только поразительной красоты иконы и фрески, он украшал в Рождественские праздники личные покои государя, сочинял рисунки для предметов церковной утвари и царского обихода, для монет и украшений на ружьях, работал как гравер. Рисунки Ушакова гравировал обычно Афанасий Трухменский, но известно несколько самостоятельных работ Симона, особенно знаменит среди них офорт «Семь смертных грехов». Иллюстрируя «Псалтирь в стихах» Симеона Полоцкого, Ушаков повторил архитектурный пейзаж, воплощенный им в своей «Троице».

Первый теоретик

В заключение стоит отметить, что Симон Ушаков стал первым теоретиком живописного искусства. Им были созданы два наставления: «Слово к люботщателям иконного писания» и «Алфавит художества». В своем «Слове» Ушаков первым среди русских художников обоснованно потребовал от живописи правдивого изображения — «как в жизни бывает».

Но Симон Ушаков видел в изобразительном искусстве нечто большее, чем простое воспроизведение действительности.

По его мнению, «иконотворение везде было в великом употреблении ради великой своей пользы», так как «образы — это жизнь памяти, памятник прежде жившим, свидетельство прошлого, возглашение добродетелей, изъявление силы, оживление мертвых, бессмертная хвала и слава, возбуждение живых к подражанию, воспоминание о прежних делах».

Умер Симон Ушаков в 1686 году, прославленным еще при жизни изографом. Он замкнул собой плеяду замечательных русских иконописцев, став последним в знаменитом ряду: Феофан Грек — Андрей Рублев — Дионисий — Симон Ушаков.

http://stoletie.ru/zodchiy/70 816 151 722.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика