Русская линия
Фонд стратегической культуры Петр Искендеров14.08.2007 

Российский ответ на независимость Косова

Первый визит на Балканы «тройки» международных посредников прошел весьма предсказуемо. Спецпредставитель российского министра иностранных дел по Балканам Александр Боцан-Харченко, спецпосланник Белого дома по вопросам косовского урегулирования Фрэнк Визнер и представляющий ЕС немецкий дипломат Вольфганг Ишингер были удостоены самого высокого приема и в Белграде, и в Приштине. С ними беседовали первые лица Сербии и Косовского края — президенты Борис Тадич и Фатмирко Сейдиу, премьер-министры Воислав Коштуница и Агим Чеку. Звучало много слов о трудности и ответственности миссии дипломатов. Однако конкретных результатов вновь достичь не удалось.

Позиции Белграда и албанских сепаратистов Косова ближе не стали. Напротив, еще нагляднее выявилось нежелание албанцев идти на какие бы то ни было уступки и компромиссы. Как вызывающе заявили господа Сейдиу и Чеку, предметом переговоров с властями Белграда не может быть ни вопрос о независимости края, ни даже его гипотетический раздел на сербскую и албанскую части, о котором как об одном из вариантов обмолвился герр Ишингер. А лидер депутатской фракции «Ора» в Ассамблее Косова Ветон Суррои (к слову — член косовской делегации на планируемых переговорах) даже заявил, что отведенные мировым сообществом 120 дней на переговоры с сербами Приштина должна потратить на более важные дела, а именно — на подготовку края к независимости путем выработки конституции, принятия других законов, утверждения государственных символов Косова, его флага и гимна.

Учитывая, что албанским сепаратистам их западные единомышленники вот уже восемь с лишним лет упорно внушают мысль о том, что Косово больше не будет частью Сербии, иного результата ожидать было трудно. В конце концов, даже угроза албанцев провозгласить независимость края в одностороннем порядка не привнесла в ситуацию ничего нового. Мало ли в мире самопровозглашенных и непризнанных политических образований! Главное, какова будет реакция на этот шаг международного сообщества и какой вывод сделают из всего происшедшего в мировых столицах, в том числе в Москве.

Ситуация развивается таким образом, что уже к концу года Косово признает не одна страна (как это сделала Турция в отношении Турецкой Республики Северного Кипра) и не двадцать с небольшим (как Тайвань), а несколько десятков ключевых государств мира, в том числе США, Великобритания, Франция, Голландия, Бельгия. Это коренным образом изменит саму суть проблемы непризнанных государств и откроет путь для новых вариантов и сценариев. Причем нынешние апологеты косовской независимости могут оказаться в ситуации, когда одновременно с откровенно прозападным государством на евразийском пространстве появятся другие полноправные субъекты, отнюдь не питающие симпатий ни к США, ни к НАТО, ни к Европейскому союзу.

Не случайно западные дипломаты, называющие Косово «уникальным случаем», не имеющим аналогий ни с Приднестровьем, ни с Абхазией, ни с Южной Осетией, ни с Нагорным Карабахом, всячески избегают предметных и обстоятельных дискуссий на тему уникальности косовской ситуации. Автор убедился в этом, беседуя и официально, и кулуарно с чиновниками в штаб-квартирах ЕС и НАТО и в кабинетах Миссии ООН по делам временной администрации в Косове. В основном, западные чиновники сводят дело к констатации сложных исторических корней косовской проблемы и невозможности сербов и албанцев ужиться в одном государстве.

Условность подобных построений видна невооруженным глазом. Глубокие исторические корни имеют все этнические проблемы на Балканах — и боснийская, и македонская, и черногорская, и албанская. Если решать их сегодня путем обособления отдельных территорий, Балканы превратятся в подобие Германии времен феодальной раздробленности. В конце концов, накануне первой мировой войны отношения греков и албанцев были еще хуже, чем сегодня сербов и косоваров, однако на этом основании официальная Тирана, предлагающая Сербии отказаться от Косова, отнюдь не проявляет готовности поделиться землями с соседней Грецией. А этно-гражданская война в Боснии и Герцеговине по своей ожесточенности вообще не имела аналогов на пространстве бывшей Югославии. Однако Запад не признал право на независимость ни за одним из самопровозглашенных образований на данной территории — ни за Хорватской Республикой Герцег-Босна, ни за Западной Боснией (Цазинской Краиной), ни за Республикой Сербской.

Когда же западный собеседник слышит приведенные здесь сомнения в «уникальности» косовского конфликта, а также информацию об антиабхазских и антиосетинских «этнических чистках», совершенных в 1990-х годах грузинской регулярной армией, он заметно скучнеет и спешит свернуть разговор. Лишь немногие упоминают о роли гражданской администрации ООН в Косове. Как пояснили автору этих строк чиновники в штаб-квартире НАТО в Брюсселе (тщательно скрываясь за завесой анонимности как лица, не уполномоченные комментировать будущий статус края), «уникальность косовского случая в том, что в этом крае действует Миссия ООН, которых нет на постсоветском пространстве. Зато такие миссии в свое время были развернуты в Намибии и Восточном Тиморе, — и обе эти территории из подмандатных ООН превратились в суверенные государства».

Насчет трансформации подмандатного статуса Намибии и Восточного Тимора — истинная правда. Но правда не полная. Международное представительство там было введено в условиях свершившейся оккупации со стороны соседних государств — соответственно Южной Африки и Индонезии. Случай же с Косовом принципиально иной. Миссия ООН была развернута на территории суверенного государства — Союзной Республики Югославия. Сегодня Югославия не существует, но ее место в ООН автоматически перешло к Сербии. Иными словами, целью международного присутствия было не прекращение оккупации, а содействие нормализации положения в крае, который резолюция Совета Безопасности ООН N 1244 от 10 июня 1999 года признала частью СРЮ. А значит, мандат ООН не дает никакого права изменять международно-правовой статус Косова.

Как только Запад признает провозглашенную албанскими сепаратистами независимость Косова, проблема автоматически перейдет в принципиально иную плоскость. Встанет вопрос о судьбе всех самопровозглашенных государств современного мира как таковых. И в том числе — на постсоветском пространстве. Ведь если США и Евросоюз пойдут на одностороннее признание Приштины, они тем самым лишат себя всякого права участвовать в приднестровском, абхазском или югоосетинском урегулировании в качестве беспристрастных посредников. А это даст в руки России такие козырные карты, которые не смогут покрыть ни Хавьер Солана, ни Кондолиза Райс, ни Гордон Браун, любящие по каждому поводу учить Россию объективности и законности.

Понятно, что албанским лидерам Косова нет никакого дела до столь сложных геополитических сценариев. Они спешат узаконить черную криминальную «дыру» в центре Балкан, отмыть доходы от наркоторговли, проституции и торговли «живым товаром», а заодно получить прямой доступ к ресурсам МВФ и Всемирного банка. А вот Запад, похоже, пока не просчитал стратегических последствий своего сегодняшнего альянса с такими персонажами, как Сейдиу и Чеку. США, НАТО и ЕС последовательно загоняют себя в ловушку, ключи от которой окажутся у России. Не Москва запустила механизм тотального пересмотра принципов современного мироустройства. Однако она может и должна сказать свое слово в новых условиях. Этого от нее ждут не только сербы, но и представители многих других народов, уставшие от безнаказанности и лицемерия западных фарисеев.

Если Запад ради своих албанских подопечных готов поставить под угрозу весь мировой порядок, неужели у Москвы не хватит смелости взять под защиту народы, не мыслящие себя без России? Пока Ветон Суррои и его единомышленники-албанцы, открыто издеваясь над международными посредниками, вместо переговоров сочиняют гимн и шьют флаг независимого Косова, российской дипломатии пора готовить свой ответ — признание независимости ключевых союзников России на постсоветском пространстве.

http://www.fondsk.ru/article.php?id=903


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика