Русская линия
Столетие.Ru Владимир Волков11.08.2007 

Дидаскал из Полоцка
Как ученый монах стал придворным поэтом

Многозначительная фраза «Поэт в России больше чем поэт» как нельзя лучше подходит к первому русскому стихотворцу и оригинальному мыслителю, церковному писателю и просветителю Симеону Полоцкому. Ему довелось жить и творить в эпоху, когда в пределы Московского царства стали проникать новые веяния.

Ученый монах

Родился Симеон Полоцкий, в миру носивший трудное для запоминания имя Самуил Гаврилович (Емельянович) и не менее сложную фамилию Ситнианович-Петровский, в 1629 году в городе Полоцке, в белорусской семье. Другое отчество и фамилию Самуил получил от отчима — Емельяна Петровского. В то время белорусские и украинские земли были подвластны польскому королю.

О первых годах жизни нашего героя известно мало, пожалуй, только то, что учиться он начал с семилетнего возраста. Систематическое образование подросший Самуил получил в Киево-Могилянской академии, изучив там «семь свободных художеств».

По окончании академии он слушал дополнительные лекции в иезуитских школах, славящихся уровнем и качеством преподавания. Тогда и обнаружился его поэтический дар, юноша легко складывал вирши (стихи) на латинском, польском и русском языках.

Первое свое произведение «Акафист Богородице» Самуил написал, когда учился в Киево-Могилянской академии. На заказ и для души он рифмует литургические тексты, пишет акростихи, эпиграммы, окказиональные стихи, откликающиеся на какое-либо памятное событие. В 27 лет Самуил Петровский принял монашеский постриг в православном Полоцком Богоявленском монастыре, получив монашеское имя Симеон. Почти сразу же он становится «дидаскалом», то есть учителем в школе, существовавшей при этом монастыре.

Поэт и царь

В то время поколебалось польское могущество — откликаясь на призыв Богдана Хмельницкого, Москва в 1654 году приняла Украину и Белоруссию под свою руку. Началась очередная русско-польская война. В первых походах против ляхов принимал участие сам царь Алексей Михайлович. В 1656 году он проезжал через занятый его войсками Полоцк. Вступившему в город великому государю была устроена торжественная встреча, в которой участвовал и дидаскал Симеон, вместе со своими учениками прочитавший царю хвалебные стихи. Такая встреча очень понравилась Алексею Михайловичу, обласкавшему ученого монаха.

Возможно, именно тогда у Симеона и возникло желание переехать в Москву. Это отвечало и чаяниям царя, запомнившего полоцкого поэта — он пригласил дидаскала с учениками к себе, и 19 января 1660 года кремлевский Теремной дворец впервые огласился декламацией силлабических стихов. В них громко славился московский царь, защищавший русских людей «от всех противных» и высказывалось желание жить под его крепкой десницей.

Однако окончательно перебрался в Москву Симеон лишь через четыре года, вскоре после обратного взятия Полоцка поляками. Покидая родной город, он и взял себе псевдоним «Полоцкий».

Образованный и одаренный полоцкий «пиит» был приближен к царской семье, умевшей ценить мудрых и образованных людей. Симеон стал учителем старшего сына государя царевича Алексея, а после его преждевременной смерти принял под свое попечение других детей царя — Фёдора и юную Софью. Для их обучения он написал три книги: «Житие и учение Христа Господа и Бога нашего», «Венец веры кафолической» и «Краткий катехизис». Впоследствии Симеоном Полоцким был напечатан и «Букварь».

Воспитанием царских отпрысков Симеон Полоцкий не ограничился. Неподалеку от Кремля в Заиконоспасском монастыре, где он проживал, им была открыта латинская школа, где обучались молодые подьячие Приказа Тайных дел — личной канцелярии царя Алексея Михайловича.

Во время церковного собора 1666 года, на котором разбирался запутанный конфликт государя с оставившим патриаршество, но не сложившим своего сана московским патриархом Никоном, Симеон написал свой первый богословский трактат «Жезл правления». Он был направлен как против патриарха Никона, так и против видных идеологов церковного раскола — попа Никиты и попа Лазаря. По личной просьбе царя Алексея Михайловича Симеон трижды ездил увещевать идейного вождя старообрядцев протопопа Аввакума Петрова, однако вразумить его так и не сумел.

«Псалтырь рифмотворная» и другие труды

Выполняя поручения царя, Симеон Полоцкий оставался прежде всего поэтом, причем поэтом чрезвычайно плодовитым. В 1679—1680 годах он подготовил сборник вирш «Рифмологион, или Стихослов», включив в него 800 панегирических поэм на различные случаи придворной жизни и несколько драматических произведений. К сожалению, «Рифмологион», как и другая объемная книга стихов придворного пиита «Вертоград многоцветный» — своеобразная поэтическая энциклопедия XVII столетия — были изданы далеко не полностью.

Позднее на юного Ломоносова произведет огромное впечатление еще одна книга Симеона Полоцкого — «Псалтырь рифмотворная». Изначально автор собирался дать россиянам не только полный, положенный на стихи текст «Псалтыри царя и пророка Давида». Он хотел, чтобы эти стихи не только ласкали слух, но и годились для пения. Этот замысел успел осуществиться.

В 1680 году «Псалтырь» был напечатан, и тогда же певчий дьяк Василий Титов написал на нее музыку, заложив тем самым основы русской камерной вокальной музыки.

Стихи Симеона Полоцкого постоянно звучали при царском дворе. Ни одно значительное или даже просто примечательное событие не проходило мимо него. Понимая, что именно ему суждено стать созидателем новой русской словесной культуры, он стремился превратить декламацию своих произведений в настоящий литературный праздник. Читал стихи либо сам автор, либо обученные им «отроки».

В 1678 году Симеон Полоцкий при поддержке государя Федора Алексеевича организовал в Москве так называемую Верхнюю типографию, неподконтрольную церковным властям. В ней печатались и его собственные труды. К этой работе Симеон привлек выдающихся современников — Симона Ушакова и мастера книжной гравюры Афанасия Трухменского, превративших Симеоновы сочинения в настоящие полиграфические шедевры.

Следует признать, что до Симеона Полоцкого литературного деятеля такого масштаба в России не было.

Он стал создателем нового культурного центра в Москве, пропагандируя идею открытия высшего учебного заведения — Академии. По просьбе царя Федора Алексеевича Симеон написал ее устав, взяв за образец свою alma mater, Киево-Могилянскую академию. Однако сам он не дожил до ее появления, а подготовленный им устав по требованию патриарха Иоакима был переработан Сильвестром Медведевым.

Умер Симеон Полоцкий на 51-м году жизни 25 августа 1680 года. Погребли его в Заиконоспасском монастыре, там, где он жил и где впоследствии разместилась задуманная им Славяно-греко-латинская академия. Продолжателями его дела стали Сильвестр Медведев и Карион Истомин, однако уровня поэтического мастерства и славы своего предшественника и учителя они не достигли.

Сильвестр Медведев написал на смерть Симеона Полоцкого огромную стихотворную эпитафию, которая была высечена на надгробном камне, установленном на могиле поэта.

Дело, начатое Симеоном Полоцким и его учениками, не пропало, наоборот, век от века становилось все мощней. Поэзия заняла достойное место в русской литературе.

http://stoletie.ru/zodchiy/70 808 140 655.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика