Русская линия
Православный Санкт-ПетербургПротоиерей Сергий Филимонов09.08.2007 

Учитесь благодушествовать в болезни
9 августа — память святого великомученика и целителя Пантелеимона

Господь Бог посылает нам, грешным, болезни, но дарует и исцеления, которые мы получаем чаще всего от врачей, являющихся инструментами в руках Божиих. Недаром среди святых было немало целителей и врачевателей, в том числе почитаемый народом св.вмч. Пантелеимон. Но как, порой, изматывает болезнь! кажется, как было бы хорошо, если бы болезней вовсе не было. Почему мы болеем? что это — наказание или милость Божия? Наконец, почему болеют даже праведники и святые угодники Божии? На эти вопросы отвечает доктор медицинских наук, кандидат богословия, руководитель Общества православных врачей СПб, протоиерей Сергий ФИЛИМОНОВ.

— Если мы обратимся к святоотеческому учению, то станет ясно, что причин возникновения болезней несколько. И главная из них — греховная природа человека и совершение человеком греха.

— То есть, кара Божия не заставит себя ждать.

— Не Бог — человек сам себя наказывает, потому что от согрешающего отступает благодать Божия. Вследствие этого в человеке возобладают законы смерти, а она-то и рождает болезни.

Вторая причина возникновения болезни, — это когда Господь таким образом от чего-то нас уберегает. Мне известны случаи, когда человек должен был куда-то поехать, или совершить некий важный шаг, но из-за внезапной болезни остался дома и, следовательно, не натворил ошибок. Потому что, будь он в этот день на работе — он мог вступить в конфликт с начальством, что закончилось бы увольнением, а если бы полетел на самолёте — разбился. А так он избежал неведомых опасностей и искушений.

— А бывают болезни, поданные наоборот, — во очищение грехов?

— У меня есть прихожанин, которому, как только он воцерковился, Господь послал крест болезни. Седьмой год уже этот человек болеет, и весь иссох. Его не раз оперировали, изрезав вдоль и поперёк. Но… я не могу сказать, что эта болезнь — наказание. И сам он говорит: «Я так благодарен Богу за то, что Он меня очищает, потому что вся моя жизнь до этого была очень греховной».

А вспомним монахов Киево-Печерской Лавры — многоболезненных Иосифа и Пимена. Только незадолго до кончины Бог послал им здоровье. Но они пребывали в болезни не просто так: через свою физическую немощь они спасались, искупая какие-то грехи, о каких ведал Господь и сами получили от Бога благодать исцелять других людей.

— Но, батюшка, возникает вопрос: а почему Господь не послал вашему прихожанину болезнь до его воцерковления?

— А, по-вашему, справедливо, вразумляя, наказывать человека, если он не понимает, за что? Представьте себе малого ребёнка, которого вы ругаете, а он ещё знать не знает, ведать не ведает о тех понятиях, которые вы хотите до него донести. Он не представляет глубины и греховности своего проступка. Так и человеку невоцерковлённому не всегда имеет смысл подавать болезнь, ибо она не будет носить для него спасительного характера. Верующий же принимает болезнь не как обузу и незаслуженное наказание, но как спасительное, очистительное лекарство для души.

Бывает, что Господь посылает болезнь для исправления какой-то конкретной страсти. Например, человек — сладкоежка. Он рискует заболеть сахарным диабетом, но через эту болезнь Господь дарует ему ограничение в пище, помогая так справиться со страстями гортанобесия и чревоугодия. Другой пример: известно, что у людей гневливых, раздражительных часто бывает высокое давление. То есть, Господь, посылая гипертонию, помогает избавиться такому человеку от страсти гневливости и обрести смирение. Именно через болезни и немощи наши страсти взнуздываются, как конь, и человек верующий благодарит Отца Небесного за эту милость, ибо самому ему со своими страстями не справиться.

Другой вариант: Господь подаёт заболевание, чтобы упредить развитие какой-то страсти. Этому есть замечательный пример из Ветхого Завета — житие св. Иова Многострадального. Иов был человеком праведным, однако, несмотря на это, Господь предал его сатане. Сатана, не смея трогать душу Иова, подверг истязанию его тело. 18 лет Иов мучился от гнойных ран. Но когда начал он упрекать Господа, открылось ему, что праведность, которую он мнил в себе, далека от истинной. Так Бог уничтожил зародившиеся в душе Иова гордость, тщеславие, самомнение. И когда Господь обратил Своё слово к Иову, он, уже вразумлённый, отвечал: «…я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал… Теперь же мои глаза видят Тебя; Поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов.42.3,5−6). «И возвратил Господь потерю Иова… И благословил Бог последние дни Иова более, нежели прежние» (Иов.42.10,12).

— А возможно ли через болезнь полное изменение участи человека?

— Есть предание, что когда Господь проходил мимо одного безногого человека, ученики спросили: «За что он страдает? Чем согрешил?» Иисус ответил, что если бы этот нищий калека имел ноги, то полмира предал бы огню и мечу, стал тираном, убийцей, насильником. А так он, безногий, просит милостыню и спасается через свою немощь. Вот вам пример изменения участи человека.

И последнее — болезнь за конкретный, уже совершённый грех: человек ворует, а потом сам или дети его болеют раком.

— Святые и праведники тоже болеют. Но они-то почему?

— С этим вопросом мы подошли к рассмотрению последнего аспекта христианского учения о болезни. Святые и праведники болеют, по свидетельству св. Отцов, по двум причинам: для славы Божией и для испытания веры. Вернёмся к Иову Многострадальному. Болезнь и прочие беды были попущены во имя испытания его веры. Как его искушали жена и друзья, как надругались над ним люди, как тяжко страдал он от проказы! Что хотел диавол вызвать этой болезнью? — Хулу на Бога! А каковы были доводы врага человеческого? Мол, легко славить Господа в благоденствии, посмотрим, что скажет Иов, когда у него всё будет отнято — дети, богатство, семья, здоровье… Св. Иов выдержал искушение: «Наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; (как угодно было Господу, так и сделалось) да будет имя Господне благословенно!.. Если я виновен, горе мне! если и прав, то не осмелюсь поднять головы моей!» (Иов.1.21; 10.15).

Часто со скорбью вижу я, что многие христиане не выдерживают испытания тяжкой болезнью и бедствиями — начинаются ропот и хула на Бога. Значит, сей тяжёлый экзамен они не смогли сдать.

Другой смысл болезни святых и праведников, когда болезнь ко славе Божией. Вот заболел и умер Лазарь, и Иисус Христос сказал Своим ученикам, что событие это свершилось ко славе Божией. Ибо Господь через смерть Лазаря хотел показать всемогущество Своего Единородного Сына, Его власть над смертью и тлением и прообраз будущего века — воскресение из мертвых. Что и было показано, поскольку после того, как Лазарь воскрес, многие иудеи уверовали во Христа и стали Его учениками.

Теперь обратимся к воскрешению дочери Иаира и истории женщины, которая 12 лет была кровоточива. Мы видим, что когда Господь воскресил одну и исцелил другую — множество людей уверовало в Бога. Поэтому иногда Господь посылает людям такие болезненные состояния, исцеление которых прославляет имя Божие.

— Господь может послать чудо исцеления. А что могут врач и священник?

— Задача врача — исцелить тело, облегчить душевное страдание человека, умерить его страхи накануне операции, обрести душевное равновесие. Задача священника — научить больного в болезни призывать благодать Божию, укрепляющую и исцеляющую, дать понять, что болезнь спасительна для него, и что в болезни требуется благодушествовать, а не роптать, помочь больному разобраться в своей душе, покаяться и примириться с Богом, сверить свой жизненный путь и поступки с волей Божией. Свт. Иоанн Златоуст говорил, что тот, кто благодарит Бога за болезнь — венец получает. А в наше время спастись можно или смирением, или страданиями в перенесённой со смирением болезни.

Вопросы задавала Дарья НИКОЛАЕВА

http://pravpiter.ru/pspb/n187/ta009.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика