Русская линия
Русский вестник Александр Бочков08.08.2007 

Вечная память Бородина
В этом году исполняется 15 лет возобновления литургической жизни в Спасо-Бородинском монастыре на поле воинской славы России

Путь жизни христианина — это непрерывная брань с тёмными силами. Поэтому христианин получил название — воин Христов, а воинский путь — один из путей спасения души. Вспомним: «Нет больше той любви, как если кто отдаст душу свою за други своя». Факт этот стал архетипом русского национального сознания: лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой. Спаситель Отечества Михаил Илларионович Кутузов раскрыл нашу национальную судьбу: «Быть русским — значит быть воином…» После крещения Руси начался многовековой «поход на Восток» Запада, направляемый папским престолом. Русь-Россия всегда вела оборонительные войны, никогда не нападая первой на соседей. Через пять лет мы будем праздновать двухвековой юбилей Бородинской битвы. Объединённая Европа в лице Наполеона пришла в Россию устанавливать новый мировой порядок: соборы Московского Кремля были разграблены и в них устроены конюшни. По не осуществившимся планам Наполеона после ухода французов из Москвы Кремль со всеми соборами должен был быть взорван. В своё время крестоносцы — католики захватили и изуверски разграбили Царьград — Константинополь — столицу Византии — второй Рим. В 1812 г. объединённые войска католиков и протестантов — по сути огромная банда мародёров — разграбили и сожгли Третий Рим — Москву. «Великая» армия наглядно показала, что такое «христианство» и «культура» «просвещённой» Европы. Русский народ в войне с французами явил величие национального духа и красоту православной веры. Патриотический подъём был таков, что в боевых действиях участвовали даже женщины — от дворянки «кавалерист-девицы» Надежды Дуровой до крестьянки Василисы Кожиной… На духовном плане национального бытия вся женская часть России в молитвах просила Бога о помощи русскому оружию. Среди молящихся была и супруга генерала Александра Тучкова Маргарита.

На Бородинском поле среди удивительно красивого среднерусского ландшафта высится храм в честь образа Спаса Нерукотворного — место сугубого поминовения павших русских воинов. Церковь стоит на Семёновских высотах, где во время сражения командовал Ревельским полком и принял смерть генерал-майор Александр Алексеевич Тучков. Получив известие о гибели горячо любимого супруга, Маргарита Михайловна Тучкова пожелала по православному придать земле его останки. Она приехала на поле брани, где сотни тысяч тел лежали без погребения. Длительные поиски вдовы оказались безрезультатными, она не обрела останков своего мужа.

Господу было угодно, чтобы воинский подвиг русских солдат на Бородинском поле продолжился молитвенным подвигом монахинь под водительством мудрого пастыря. В 1817 г. Маргарита Михайловна испросила высочайшее разрешение на сооружение храма на среднем редуте Семёновской батареи. Государь приветствовал благородное начинание и сам пожаловал 10 тысяч рублей на строительство. В 1820 г. возведённый храм был освящён архиепископом Московским Августином (Виноградским) в честь Нерукотворного Образа Спасителя — полковой иконы Ревельского полка. После гибели мужа молодая красавица-вдова, следуя заветам апостола Павла, посвятила свою жизнь воспитанию единственного сына Николая. Вскоре, в возрасте 15 лет, наследник героя Бородина скончался в результате скоротечной болезни. Мать-вдова погребла сына в склепе под Спасским храмом, а сама уединилась рядом, в небольшом домике.

Настало время скорби и отчаяния. Казалось, жизнь кончилась. Неисповедимым промыслом Господь, чья сила в немощи человеческой совершается, не даёт испытаний сверх меры. В качестве врачевателя кровоточащих душевных ран Маргариты Тучковой выступил митрополит Московский Филарет.

Трагична и прекрасна судьба Маргариты Михайловны Нарышкиной-Тучковой. Древний род бояр Нарышкиных начал своё служение Великому князю Иоанну в 1463 г. и впоследствии играл видную роль в истории России. Достаточно вспомнить царицу Наталью Кирилловну Нарышкину (1651−1694 гг.), мать императора Петра. В детстве Маргариту воспитывали в добрых традициях русской старины: в строгом благочестии, преданности Закону Божию, Церкви, Государю, в послушании родителям и взаимной любви. К пятнадцати годам способная девушка свободно владела французским и немецким языками, хорошо рисовала, прекрасно играла на фортепиано и пела, была начитана в естественных науках и при этом сохраняла глубокую религиозность. В 1806 г. состоялось бракосочетание Маргариты Михайловны с полковником Александром Алексеевичем Тучковым. На западных границах России в это время разворачивались военные действия. Молодая женщина добилась монаршего разрешения быть рядом с мужем во время похода русской армии 1807 г. В тыловых формированиях Ревельского пехотного полка она принимала участие в сражениях при Гейльсберге и Фридланде, выступая в роли сестры милосердия. В 1808 г. перед русско-шведской кампанией Тучкова обратилась к Государю за разрешением находиться при муже и в шведском походе. Она мужественно разделяла с супругом все опасности и неудобства военной жизни: жестокие морозы, северные шквалистые ветры, многосуточный переход с войсками по льду Ботнического залива, постоянную угрозу военных столкновений со шведами. Маргарита Михайловна заботилась о раненых и больных. Главнокомандующий в своих донесениях в Петербург писал о Тучковой: «Солдаты называют её своим ангелом-хранителем…» За храбрость и умелое руководство полком Александр Алексеевич Тучков был произведён в чин генерал-майора. Государь подарил молодому генералу шпагу с надписью «В руку храброму». В 1811 г. у Тучковых родился первенец, наречённый Николаем.

Шёл 1812 г. Тучковы квартировали с Ревелъским полком в местечке Долгиново Минской губернии. В одну из ночей Маргарите Михайловне приснилось, что её отец подносит к ней на руках младенца Николеньку и говорит: «Вот всё, что у тебя осталось…» В то же время она услышала таинственный голос, сказавший «Твоя участь решится в Бородине». Проснувшись в сильном волнении, молодая женщина поведала обо всём супругу. Александр Алексеевич не придал сну значения. Чтобы успокоить жену, он взял карту России и не нашёл на ней Бородина. После начала войны с Наполеоном генерал отправил супругу и сына в Москву к родителям, вручив ей с согласия офицеров полка священные сосуды и церковную утварь походной церкви вместе с главной святыней полка — образом Спаса Нерукотворного. Эта икона предопределила строительство впоследствии храма и основание монастыря во имя Спаса на поле русской славы. Во время Бородинского сражения у деревни Семёновской вражеский огонь был настолько сильным, что русские солдаты заколебались. Генерал Тучков взял знамя и бросился на врага, увлекая за собой полк. Картечь поразила его грудь. Множество ядер и бомб обрушились на место, где лежал убиенный герой, и засыпали тело землёй. «Слуга Царю, отец солдатам» генерал Тучков выполнил свой долг христианина и патриота, передав эстафету веры, надежды и любви своей жене в её супружеском, материнском и монашеском подвиге. Семья Тучковых затеплила на Бородинском поле ещё одну свечу русской святости…

После утраты мужа и сына молитва и служение ближним стали единственным утешением и главным делом Маргариты Михайловны. Подвиг её жизни свидетельствует: нет такого временного земного горя и несчастья, которое, если неотступно следовать за Христом, не превратилось бы в вечную горнюю радость. Скоро на Бородинское поле к Спасскому храму стали стекаться девицы и вдовы, страждущие уединения и молитвы. Маргарита Михайловна не отвергала никого, утешала, наставляла, благотворила, отдавая все силы своей любящей души вновь обретённым сестрам во Христе. Образовавшаяся община получила в 1833 г. статус Спасо-Бородинского Богоугодного общежития, а в начале 1838 г. Спасо-Бородинского женского монастыря. 4 июля 1836 г. в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры Маргарита Михайловна Тучкова, по благословению святителя Московского Филарета, была пострижена в рясофор, а 28 июля 1840 г. — в мантию и возведена в сан игуменьи.

В годы настоятельства игуменьи Марии (Тучковой) были возведены монастырские стены, колокольня, каменные келейные корпуса с трапезной и тёплой церковью во имя святого праведного Филарета Милостивого. Попечением митрополита Филарета, освятившего монастырь 23 июля 1839 г., обитель установила свой общежительный устав, составленный в соответствии с древними иноческими правилами. По образу жизни и духовному устроению Бородинский монастырь представлял раннее христианское сестричество, здесь царил дух взаимной любви, смирения и всепрощения. В 1851 г. игуменья Мария заложила собор в честь Владимирской иконы Божией Матери — ещё один памятник Бородинскому сражению, свершившемуся в день празднования сретения этого чудотворного образа в Москве. Празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г. Своей праведной жизнью игуменья Мария повторила подвиг праведных жён Святой Руси, в утрате своих супругов увидевших промысел Божий и призвание на узкий путь монашеского служения. О таких вдовах апостол Павел говорил, что они «уповали на Бога, пребывали в молитвах и молениях день и ночь, умывали ноги святым, скорбным были утешение, последовали всякому благому делу» (1 Тим. 5:5,10).

Небольшой домик игумении Марии всегда был открыт для посетителей. Сюда приходили не только сестры обители, но и крестьяне окрестных деревень — все, кому требовалась помощь. Так было положено начало женскому старчеству, которым впоследствии славился Спасо-Бородинский монастырь. После блаженной кончины игуменьи Марии 29 апреля 1852 г. на её могиле происходят чудотворения…

При преемнице игуменьи Марии — игуменьи Сергии (Волконской) — был построен и освящён в 1859 г. величественный Владимирский собор, воздвигнутый по проекту архитектора М. Д. Быковского в русско-византийском стиле. В 1874 г. в обители был воздвигнут трапезный храм в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя. В этот праздник Русская Церковь всегда молится о воинах, павших на поле брани.

В монастыре с самого основания непрестанно читалась Псалтирь по павшим воинам, и в келейное правило монахинь входило неупустительное чтение обширных синодиков. Многие родственники павших на Бородинском поле воинов щедро жертвовали на благоустроение монастыря. К началу ХХ века в монастыре подвизались более двухсот сестёр. Хозяйство монастыря было образцовым. Широкую известность получил клиросный хор сестёр, а также обширная и прекрасно подобранная библиотека, иконописная мастерская. В Спасо-Бородинской обители до 1911 г. старчествовала схимонахиня Сара (Потёмкина). Её в ранней юности привёз сюда известный русский подвижник преподобный старец Зосима (Верховский). Старицу Сару сменила преподобная Рахиль, дожившая до глубокой старости. Она самоотверженно служила страждущим в революционные годы: поддерживала, утешала, кормила, прозорливо наставляла, исцеляла недуги. В наши дни по молитвам пред её чтимой иконой и на могиле совершаются чудотворения.

Октябрьский переворот разрушил традиционный православный уклад русской жизни. В 1929 г. Спасо-Бородинский монастырь был упразднён, а игуменья Лидия (Сахарова) вместе с сестрами отправлена в ссылку.

16 августа 1992 г. колокольный звон возвестил об открытии Спасо-Бородинского монастыря. Согласно установлению основательницы и первоначальницы игумении Марии, в стенах святой обители, как и прежде, совершается неусыпаемое поминовение русского христолюбивого воинства. С открытием монастыря возобновлён крестный ход в памятный день Бородинского сражения. После Божественной литургии во Владимирском соборе шествие направляется к главному монументу Бородинского поля, где служат благодарственный молебен и заупокойную литию. Памятуя заступничество в Бородинском сражений Пресвятой Богородицы, сестры монастыря ежедневно поют акафист перед Владимирской иконой Божией Матери. Молитвы перед иконой Спаса Нерукотворного — святыней Ревельского полка — не остаются не услышанными…

Свято почитают в монастыре память игуменьи Марии. 12 мая, в день её блаженной кончины, в Спасском храме совершаются заупокойное всенощное бдение, литургия и панихида… Перед нами история жизни, любви и верности благочестивой русской семьи. Геройским подвигом избавления «церкви и державы Российской от нашествия галлов и с ними двунадесяти язык» завершилась земная жизнь мужа. Целомудренным и чистым покидает эту жизнь единственный сын. В подвиге молитвы, поста и заботы о ближних совершала свой путь супруга и мать — Маргарита Михайловна Тучкова — игуменья Мария. Создан видимый образ Святой Руси через устроения монастыря. В его стенах нашли последний приют все члены русской семьи — малой Церкви. «Создам Церковь и врата ада не одолеют её». Совершилось чудо: превращение любовью Христовой земного без исходного горя в горнюю радость, отчаяния — в надежду, горя одиночества — в праздник соборного жития. При видимой скорбности — прекрасная, лучезарная судьба всей семьи, трагически разъединённой во временной земной жизни для благостного соединения в жизни вечной. Жизненный путь семьи Тучковых — путь к воскресению нашего Отечества.

Чудны дела Твои, Господи!

http://www.rv.ru/content.php3?id=7045


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика