Русская линия
Политический журнал Александр Батанов07.08.2007 

Прощание с гражданской войной?

Совсем недавно все мы стали свидетелями, а некоторые и участниками исторического события — объединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви за границей.

Это был праздник, которого ожидали многие поколения русских людей. Ожидали с надеждой и верой, хотя зримых оснований к тому, чтобы их чаяния сбылись, было немного.

Однако свершилось. Потомки белых офицеров и красных командиров теперь могут причащаться из одной чаши. А значит, гражданская война наконец завершилась? Да, та давняя, длившаяся без малого столетие, действительно закончилась. Но означает ли это, что в России и шире — в русском мире — воцарился дух примирения и согласия?

Переговоры шли очень непросто. И решающий перелом в этом процессе произошел в результате того, что в него включился президент России Владимир Путин.

Почему Путин осознал своим долгом добиться объединения Церквей? Только ли потому, что сам он глубоко верующий православный человек? Безусловно, прежде всего поэтому. Но его участие в этом историческом свершении невозможно рассматривать в отрыве от прочих аспектов его деятельности.

Если попытаться опеределить основной лейтмотив периода правления Путина, сформулировать миссию, которую он несет, то, абстрагировавшись от текущих политических частностей, мы обнаружим: он добивается решения одной главной задачи — прекращения гражданской войны. Что предполагает консолидацию нации и возвращение к традиционным ценностям. Но стремится он к этому не для того, чтобы страна успокоилась в сонном самодовольстве, как бывало в застойные эпохи.

Напротив, президент ведет страну по пути модернизации. Однако модернизация эта предполагает опору на традицию, а вовсе не разрыв с ней, как это до сих пор практивалось в России. Он в принципе отвергает гражданскую войну как метод решения социально-политических вопросов.

Путин все годы своего правления пытается соединить исторические разрывы, перекинуть мосты через пропасти. Отсюда — сочетание, над которым так любят глумиться отечественные либералы, — советский гимн и двуглавый орел.

Но это не эклектика, не всеядность, это интегральное, целостное видение пути России. Имеется немало горе-историков, которые с пеной у рта готовы доказывать, что советский период — черная дыра, что СССР — это не Россия и прочее, и прочее.

Но Путин во всеуслышание заявил, что распад Советского Союза — величайшая трагедия XX в. И тем самым заткнул рты «клеветникам России».

Эти люди cегодня могут прикрываться самыми разными лозунгами — социалистическими, либеральными или монархическими. Но в одном они всегда едины — в неприятии курса президента Путина. Вспоминая слова Петра Столыпина, можно с уверенностью сказать, что «им нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия». Нам и президенту Путину.

В этой формуле «Мы + президент Путин» первое слагаемое — это подавляющее большинство граждан России. У нас общие цели, общая вера, общая история. В этой истории случалось всякое. Но мы гордимся ею, потому что это история великого народа. И те, кто упорно навязывает нам комплекс вины, могут оставить это бесплодное занятие.

Но эти господа и на солнце выискивают пятна. Точно так же и объединение Церквей они восприняли не как общенациональное торжество, а как успех ненавидимого ими режима. Люди, предельно далекие от православия, вытаскивали на поверхность старые мифы о «гэбистской сущности РПЦ». И выискивали некие тайные мотивы, двигавшие политиками и церковными иерархами.

Сегодня, в отличие от смутных 1990-х, общество, к счастью, не слишком обращает внимание на подобную писанину. Но «путинскому большинству» недостаточно просто игнорировать «партию гражданской войны».

Без активности подлинно (а не конструируемого либералами на западные гранты) гражданского общества, без сознательной поддержки им курса президента Путина мы не сможем исключить вероятность новых внутренних конфликтов. Особенно важна эта «сознательность» в преддверии во многом судьбоносных выборов этого и следующего годов.

Необходимо осознать, что временной лимит для возможности нереволюционной модернизации не так уж велик. Крутость мер, которые применяли реформаторы прошлого, была зачастую обусловлена ситуацией жесточайшего цейтнота, в которой оказывалась наша страна. Стремительно умножающиеся вызовы требовали мобилизации, рывка.

Сегодня благоприятная экономическая конъюнктура и взвешенная политика руководства страны дают нам шанс провести радикальную модернизацию, сохраняя при этом гражданский мир. И мы не имеем права упустить этот шанс.

Александр БАТАНОВ, генеральный директор Первого общественного православного телеканала «Спас»

http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=103&tek=7117&issue=197


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика