Русская линия
Православие на Дальнем Востоке Людмила Камедина01.08.2007 

Юбилейные Иннокентьевские чтения в Чите: итоги десяти лет
Доклад на Юбилейной научно-практической конференции «Путь апостольского служения святителя Иннокентия (Вениаминова)» (30 мая — 1 июня 2007 г., г. Хабаровск)

1997 год ЮНЕСКО объявила годом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, апостола Сибири и Америки, которому исполнялось 200 лет. В этом же году Читинская и Забайкальская епархия в лице правящего тогда архиерея епископа Иннокентия предложила учредить научно-практическую конференцию «Иннокентьевские чтения», которая должна была собрать людей, занимающихся исследованием религиозно-православной тематики в разных областях знаний. В конференции могли бы участвовать не только ученые, но и студенты, школьники — все те, которых бы заинтересовало это направление. Конференция была учреждена на базе кафедры литературы Забайкальского государственного педагогического университета. Деятельное участие, также в качестве учредителей, в ней приняли мэрия города Читы и городская библиотека им. А.П. Чехова.

Прошло 10 лет. Все эти годы количество участников конференции возрастало, углублялась тематика докладов, расширялась география публикаций. Для сравнения, в Первых Иннокентьевских чтениях было представлено 20 докладов, а в Десятых — более 100.

Учредителями было решено каждую конференцию проводить в соответствии определенной тематикой. Первая конференция была полностью посвящена святителю Иннокентию, его миссионерской, проповеднической, педагогической и научной деятельности. Последующие конференции включали в себя разработку краеведческих исследований по православной тематике, несколько конференций было посвящено образованию и воспитанию молодежи, были конференции, непосредственно связанные с какими-то юбилейными датами, например, 100-летие А. Пушкина, 2000-летие Христианства, 350-летие освоения Забайкалья, 110-летие Читинской и Забайкальской епархии, 50-летие городской библиотеки имени А.П. Чехова, некоторым историческим датам.

За эти годы поднят огромный пласт неисследованного материала, который ранее не был в изучении или не привлекал внимания исследователей, например: описание икон и рассказы о чудотворных иконах, каких в Забайкалье было немало — иконы св. Параскевы Пятницы, св. Николая Чудотворца, икона Пресвятой Богородицы «Споручница грешных». Интерес к православному Забайкалью подвигнул исследователей к изучению дореволюционной Читы, читинских храмов, миссионерской деятельности священников и монахов, истории уничтожения церквей и репрессий священнослужителей.

В каждом сборнике материалов есть статьи студентов, которые после того, как впервые соприкоснулись с Иннокентьевскими чтениями, стали по-другому смотреть на историческое, литературное, языковое движение. Студенты-филологи за десять лет подготовили около ста статей по интерпретации духовного смысла литературных текстов, написали и защитили несколько десятков дипломных сочинений. Некоторые продолжили научные исследования в этом направлении и сумели подготовить к защите кандидатские диссертации.

Уникальность конференции состоит в том, что в ней, наравне со взрослыми, принимают участие и дети. Это будущий потенциал возрождающегося Православного Забайкалья. «Детская наука» пока еще слабая, но интерес к духовности не угасает с годами. Ежегодно на конференции работает детская секция.

Таким образом, Иннокентьевские чтения смогли объединить молодежь, прежде всего, педагогического университета. Из этой молодежи выросло православное молодежное движение, которое отличается большой, — занимались не только научными разработками, но и вели огромную миссионерскую деятельность: выезжали в воинские части с просветительскими беседами, посещали госпитали, детские больницы, приюты для несовершеннолетних, детские дома. Студентами был разработан специальный лекторий, посвященный защитникам Земли Русской, русским воинам, а также православным праздникам. Студенты стали преподавать в воскресных школах города. Доцент кафедры педагогики С.М. Авдеев разработал экскурсию по православной Чите и обучил молодежь ведению этой экскурсии. Студенты всегда принимают активное участие в организации и подготовке научно-практической конференции Иннокентьевские чтения. Также в ходе этой работы развивалось не только просветительское, но и социальное направление.

Духовное сближение молодежи во время проведения Иннокентьевских чтений ведет к росту духовного потенциала каждой личности, ее воцерковлению и утверждению в вере. Примером, подтверждающим эту мысль, всегда являлись крестные ходы. Участие студентов в епархиальных крестных ходах привело к инициативе проведения молодежных крестных ходов по установлению поклонных Крестов вокруг Читы. Было установлено 4 поклонных Креста участниками православного молодежного движения. Когда в 1999 г. в епархии зародилась мысль о восстановлении знаменитого дореволюционного крестного хода на Иргень (инициаторы — священник Андрей Федотов и А.С. Яременко), то первыми поддержали эту инициативу православные студенты. До сих пор студенты составляют основной костяк этого Крестного хода, который уже, слава Богу, в девятый раз собирается на девятую пятницу по Пасхе на святое место забайкальской земли — озеро Иргень.

Духовная инициатива забайкальской молодежи, неоднократно озвученная на Иннокентьевских чтениях, выразилась и в поддержке строительства в Чите кафедрального собора. Инициативная группа студентов, по благословению епископа Читинского и Забайкальского Евстафия, участвовала на протяжении трех лет в еженедельных молебнах на территории строящегося собора. Были даже ночные крестные ходы вокруг строительной площадки, в которых принимали участие студенты.

Епископ Читинский и Забайкальский Евстафий постоянно поддерживает интерес молодежи к объединению. Дважды студенты выезжали в Москву и принимали участие в съездах православного молодежного движения. Они привозили документы, литературу, которая потом обрабатывалась и озвучивалась на Иннокентьевских чтениях. Правящий архиерей Читинской епархии также инициирует учебу читинских педагогов на курсах, которые организует Московская Духовная Академия. Это позволяет не проявлять субъективизма и держаться в рамках тех богословских правил, которые предлагает к обучению главное духовное учреждение нашей страны.

В рамках Иннокентьевских чтений разрабатывалась и новая методика преподавания школьных предметов с учетом духовной составляющей. Школьные учителя приняли активное участие в этом научном и учебном процессе. Шел обмен опытом, показывались уроки, одновременно с этим была организована учеба самих учителей по основам православной культуры. При епархии был создан центр просветительской работы. Многие учителя получили квалифицированную помощь при подготовке уроков на разных ступенях преподавания основ русской духовности. В рамках этой учебы обсуждалась тематика будущих выступлений на Иннокентьевских чтениях. В сборниках содержатся статьи учителей, которые уже апробировали свои полученные религиозные знания на уроках.

Резолюции Иннокентьевских чтений содержат предложения по составлению авторских программ по основам православных знаний, организации семинара для учителей, создание центра, где накапливался бы и обобщался уже накопленный опыт, написание учебника или учебного пособия по «Русской православной культуре», открытия дополнительной специальности на базе педагогического университета по подготовке учителей по основам Православия и т. п. предложения. Покровительство знаменитого миссионера и великого русского святого — святителя Иннокентия (Вениаминова) — чувствовалось всегда. Почти все, предложенные к реализации и порой казавшиеся фантастическими самим участникам Иннокентьевских чтений, пункты резолюций оказались выполненными. Авторские программы были изданы, семинары для учителей на базе Читинского института повышения квалификации работников образования проходят, центр был создан, учебник «Основы православной культуры» был написан, причем его авторами стали бывшие студенты — участники молодежного движения и крестных ходов, а ныне кандидаты наук, доценты ЗабГГПУ И.И. Арсентьева, Н.Н. Полоротова, К.А. Стародубцева. На филологическом факультете ЗабГГПУ открыты курсы по подготовке дополнительной специализации «Русская православная культура», где обучаются будущие учителя — преподаватели «Основ православной культуры». Студенты этих курсов являются активными участниками Иннокентьевских чтений.

На первых Иннокентьевских чтениях прозвучало предложение — установить памятную доску, посвященную святителю Иннокентию Московскому. К юбилейным чтениям эта идея реализовалась. Памятная доска установлена в центре города, на Спасо-Преображенском храме.

Таковы лишь некоторые итоги миссионерской работы, которая была предложена и развернута епископом Иннокентием (ныне архиепископ Корсунский). Многое удалось реализовать при его непосредственном участии. Многое реализуется до сих пор. Плоды, посеянные добром и с любовью, имеют всходы. «По плодам их узнаете их» — такова установка на миссионерский подвиг была у всех православных святых. С этими словами в сердце шел в далекие сибирские земли апостол Сибири и Америки святитель Иннокентий. Плоды его великих трудов взошли. Православие сохраняется и разрастается на сибирских землях по святым покровительством великого пастыря земли Русской.



Приложение

Первые Иннокентьевские чтения: научно-практическая конференция, посвященная 200-летию Иннокентия (Вениаминова). — Чита, 1998.

Вторые Иннокентьевские чтения: Роль интеллигенции в духовном развитии общества. — Чита, 1999.

Третьи Иннокентьевские чтения: Пушкин и Православие. — Чита, 2000.

Четвертые Иннокентьевские чтения: 2000-летие христианства. — Чита, 2001.

Пятые Иннокентьевские чтения: Забайкалье и Православие. — Чита, 2002.

Шестые Иннокентьевские чтения: Православие и образование. — Чита, 2003.

Седьмые Иннокентьевские чтения: Святые — покровители Земли Сибирской. — Чита, 2004.

Восьмые Иннокентьевские чтения: Духовная книга в образовании и воспитании человека. — Чита, 2005.

Девятые Иннокентьевские чтения: Историческая связь времен: духовность, нравственность, патриотизм. — Чита, 2006.

Десятые Иннокентьевские чтения: Святитель Иннокентий (Вениаминов) — деяния, наследие, современность. — Чита, 2007.

Об авторе: Камедина Людмила Васильевна, кандидат филологических наук, профессор кафедры литературы Забайкальского Государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Чита)

http://pravostok.ru/ru/journal/culture/?id=393


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика