Русская линия
Пресс-служба Псковской епархии01.08.2007 

1 августа празднование обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца

У преподобного старца Серафима по Промыслу Божьему оказались в одной дате — 19 июля (1 августа нового стиля) — день рождения, день обретения мощей и прославления в 1903 году, и день второго прославления после второго обретения мощей в 1991 году.

Святые мощи преподобного Серафима обретались дважды: в 1903 году и в 1991 году в Казанском соборе, тогда — музее религии и атеизма Петербурга. 1 августа 1991 года состоялось второе всенародное прославление преподобного Серафима, которое стало переломным моментом, ознаменовавшим начало возрождения Церкви в России.

Не грозным огненным серафимом, но кротким старцем, с надеждой и утешением приходит к нам, недостойным, теплый заступник наш, батюшка Серафим, победивший незлобием своим духа злобы. Православный народ верит, что по его святым молитвам земное отечество наше навсегда останется православным, и исполнится его пророчество о спасении России: «Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе».

Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор, родился 19 июля 1759 года (по другим источникам — в 1754 г.) в городе Курске в благочестивой купеческой семье. Вся его жизнь отмечена знамениями милости Божией.

Когда в детстве мать взяла его с собой на строительство храма, и он упал с колокольни, Господь сохранил его невредимым. Во время болезни отрока Божия Матерь в сонном видении обещала матери исцелить его.

Вскоре вблизи их дома с крестным ходом несли Курскую Коренную икону «Знамения» Пресвятой Богородицы, мать вынесла больного, он приложился к иконе и после этого быстро поправился. В семнадцать лет юноша уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни.

18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим («пламенный») и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. Уже в то время молодой подвижник удостоился при богослужениях лицезреть святых Ангелов и Самого Господа нашего Иисуса Христа, грядущего по воздуху в окружении Небесных Сил.

В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келье, на берегу реки Саровки.

Диавол усугубил брань против подвижника, и преподобный возложил на себя подвиг столпничества. Тысячу дней и ночей он с воздетыми руками молился на камне: «Боже, милостив буди мне, грешному». Бессильный духовно низложить подвижника, диавол наслал на преподобного разбойников, нанесших ему смертельные раны, но явилась Матерь Божия и в третий раз исцелила его.

По выздоровлении преподобный Серафим три года подвизался подвигом безмолвия, а в 1810 году, после 15-летнего пребывания в пустыни, затворился в монастырской келье.

За любовь к Богу, смирение и подвиги преподобный Серафим сподобился духовных даров прозорливости и чудотворения. 25 ноября 1825 года Матерь Божия со святителями Климентом Римским и Петром Александрийским явилась подвижнику и разрешила окончить затвор.

Преподобный старец стал принимать приходящих к нему за благословением, советом и духовным утешением, с любовью называя всех: «Радость моя, сокровище мое».

Всех обращающихся к нему преподобный убеждал стоять за непоколебимость веры, объяснял, в чем состоит чистота Православия. Многих раскольников он убедил оставить заблуждения и присоединиться к Церкви. Учительное слово преподобный обильно подкреплял пророчествами, исцелениями и чудотворениями.

Многие воины, получившие благословение от преподобного Серафима, засвидетельствовали, что по его молитвам остались невредимы на поле боя. Преподобный Серафим опекал и руководил сестер Дивеевской обители и, по указанию Матери Божией, основал для девиц отдельную Серафимо-Дивеевскую мельничную общину.

Царица Небесная заранее возвестила подвижнику о его кончине, и 2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу, во время коленопреклоненной молитвы пред иконой Богоматери.

Впервые преподобный Серафим Саровский был прославлен Русской Православной Церковью в лике святых летом 1903 года при деятельном участии и даже по настоянию царя Николая II. После блаженной кончины старца в 1833 году память о нем бережно сохранялась в верующем народе.

Безыскусные рассказы и предания о его жизни и духовных подвигах сохранили для нас сестры Дивеевской обители, «сироты батюшки Серафима», а также пламенный его почитатель — «служка Божией Матери и Серафимов» Н.А. Мотовилов, записавший беседу с великим старцем о стяжании Святого Духа как главной цели христианской жизни.

Прославлению батюшки Серафима послужил и архимандрит, впоследствии митрополит, Серафим (Чичагов), в конце XIX столетия еще блестящий гвардейский полковник Леонид Чичагов, который составил знаменитую «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», преподнесенную им Государю Николаю Александровичу.

В годину страшных испытаний, предсказанную святым старцем, митрополит Серафим принял мученическую кончину от рук богоборцев, и сам был прославлен Русской Церковью в лике святых.

На докладе Святейшего Синода с решением о прославлении Государь Император начертал: «Прочел с чувством истинной радости и глубокого умиления». Весь русский народ во главе с Государем желал и ждал прославления святого угодника Божия, и 19 июля 1903 года оно состоялось — в присутствии Царской Семьи, при огромном стечении народа.

На торжества в Саров со всей России съехались около трехсот тысяч человек. Сопровождалось оно неисчислимыми чудесами и исцелениями. Государь и Великие Князья вместе с архиереями несли раку со святыми мощами, и весь народ среди лета пел Пасху.

В беседе с Мотовиловым старец Серафим учил, что цель христианской жизни состоит в стяжании (обретении) Духа Святого, объяснял условия этого стяжания — трезвение души и духа, чистота плоти, и его средства — пост, молитва, добрые дела.

Он говорил о том, что Бог близок каждому, и лишь по всеобщей хладности к вере, люди утеряли способность видеть Бога и распознавать истинные явления Святого Духа. Он показал Мотовилову, что значит пребывать в полноте Духа. Кульминационный пункт беседы наступил тогда, когда по молитве старца Н. Мотовилов телесными глазами узрел происходящее с ним самим и Серафимом чудо преображения — оба они оказались в сиянии Фаворского света.

Тысячи шли к нему с душевною нуждою, с тяжким вопросом совести, за советом по важным делам, личным и семейным. А теперь не тысячи, а миллионы верующих устремляют к нему свои молитвенные воззвания, и каждый — со своей особенной нуждою, каждый — со своей болезнью сердца, все — с живым упованием услышания и помощи.

Память преподобного Серафима, Саровского чудотворца отмечается 2/15 января и 19 июля/1 августа.

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=3090


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика