Русская линия
ИзвестияМитрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин)31.07.2007 

Атеизм угасающий, но еще воинственный

Епископ Саратовский и Вольский ЛонгинМы живем в свободной стране, поэтому каждый человек имеет право и возможность заявить о своих симпатиях и антипатиях на любом уровне, в том числе и обращаясь к президенту. Что и сделали авторы «письма академиков», в котором они выражают озабоченность «все возрастающей клерикализацией российского общества».

То, что нескольким представителям советской атеистической научной школы мешает Церковь сама по себе, сам факт ее существования, то, что она сумела за последние годы выйти даже не из гетто, а из концлагеря, в который была помещена в советское время, — в общем-то никакого удивления не вызывает.

Но и называть «возрастающей клерикализацией» повышение роли Церкви в современном российском обществе наивно и, как минимум, просто неграмотно. Действительно, Православная церковь, получив возможность проповедовать, завоевывает все новых и новых сторонников. Среди православных есть и ученые, и бизнесмены, есть и представители власти, и те, кого принято называть собирательным словом «народ». И чем больше людей будет воцерковляться, тем большим будет влияние Церкви в обществе. Потому что верующий человек не может разделить свою жизнь на «жизнь в Церкви» и «жизнь вне Церкви». Его профессиональная, общественная деятельность так или иначе обусловлена его убеждениями, его верой.

Противники Церкви очень часто говорят о «принципе отделения Церкви от государства». Наверное, основная наша задача сегодня — донести до общества понимание: тот смысл, который в советское время вкладывался в эти слова, совершенно не соответствует действительности. Потому что понятие «отделение Церкви от государства» означает только одно: Церковь не занимается делами государства, не участвует в управлении государством, а государство не участвует в управлении Церковью. И все! В советские годы принципом «отделения Церкви от государства» оправдывали все, включая взрывы храмов и расстрелы священников. Я думаю, что сегодня пора бы уже от этого отказаться.

Когда я прочитал опубликованное письмо, мне вспомнился такой факт: в 1920—1930-е годы, самые страшные для нашей Церкви времена, глава «Союза воинствующих безбожников», известный под псевдонимом Емельян Ярославский, издеваясь над верующими, назвал их как-то «людьми, опоздавшими на поезд современности». Было такое выражение. По иронии истории нынешние духовные наследники этого человека, продолжатели его дела, как раз и оказываются в полном смысле этого слова людьми, опоздавшими на поезд современности. Потому что только совершенно слепой человек, живущий в мире каких-то фантомов, иллюзий, не имеющий никакого соприкосновения с живой действительностью, может не замечать того, что сегодня возвращение религии в жизнь общества является общемировой тенденцией — и на Западе, и на Востоке. И в то время, когда наши общественники говорят о «ползучем клерикализме», в некоторых странах ислама мы вообще видим совершающийся переход к иерократии — не к клерикализму, а к власти духовенства.

В «письме десяти» приводится высказывание американского физика С. Вайнберга о том, что большинство ученых, которых он знает, не размышляют о религии. Действительно, есть люди, которые не размышляют не только о религии, но и о многих других вещах. Это их личное дело. И ставить их в пример так же странно, как, например, человека-дальтоника, который не различает некоторые цвета и при этом утверждает, что прекрасно себя чувствует и, вообще, в таком различении не нуждается. Вне религиозного восприятия картина мира для человека также становится неполной, бесцветной. И когда Церковь предлагает ввести в российских школах предмет «Основы православной культуры», она вовсе не стремится, как представляют это авторы письма, «подвергнуть сомнению научное знание, подменить знания верой». Вопрос совсем в другом: как иначе мы сможем дать нашим детям представление о культуре, о традициях нашего народа и нашего Отечества, без которых личность человека остается бездуховной, больной, ущербной?

Так что, по сути, в упреках, высказанных уважаемыми академиками, нет ничего нового. И, думаю, резонанс в прессе вызван только одной причиной: не наступлением клерикализма, а бессмысленными нападками угасающего, но еще воинствующего атеизма, который ведет активную борьбу прежде всего против преподавания «Основ православной культуры» в наших школах.

Епископ Саратовский и Вольский Лонгин, член Общественной палаты России

http://www.izvestia.ru/comment/article3106665/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика