Русское Воскресение | Дмитрий Львов | 31.07.2007 |
Когда мы говорим об экономической жизни нашего общества, положение здесь, как все присутствующие отлично понимают, далеко не идеальное. Как руководитель экономического отделения Академии наук я задаю себе вопрос: а велик ли грех ученых-экономистов, которые сегодня наблюдают целый ряд очень неприятных негативных последствий того, что мы называем «реформы»? Я отвечаю на этот вопрос: бесспорно, да. Но надо иметь в виду, и это очень важно, что отечественная экономическая наука всегда, к сожалению, имела два лица.
Большая часть этой науки выполняла, да и сейчас выполняет определенную технологическую функцию в системе управления, разъясняет «предначертания власти» и тому подобное. Такая наука сегодня превалирует и ждать от нее существенного улучшения нашей жизни вряд ли стоит.
Но есть и всегда была, в том числе и в застойные годы, другая часть, к сожалению, малая, которая многое предвидела, которая давно говорила о некоторых процессах, очень опасных для России с ее уникальными условиями.
Сегодня в России произошло существенное расслоение, в том числе морально-этическое, и в се обществе уже можно выделить ряд социальных страт.
Полтора процента населения владеют более чем половиной национального богатства.
На втором месте идет следующая страта — чиновничий класс, его можно объединить с социальной стратой, условно называемой «властью», которая сосредоточила в своих руках несколько меньшую часть богатства — около 20%.
Далее очень существенный слой — 65%. Это социальная прослойка (к ней относятся интеллигенция, наука, в значительной мере церковь), которая в результате реформ ничего не выиграла, а существенно проиграла. Идет разложение этого основного интеллектуального слоя России.
Наконец, в конце этой пирамиды мы видим 10−12% - криминальное дно, которое все в большей мере завязывается с первой стратой, так называемой «финансовой олигархией», получившей возможность сконцентрировать в своих руках подавляющую часть национального богатства страны. И тем самым, как мне представляется, в значительной мере отрезавшей будущее страны.
В условиях, которые сложились на седьмом году после перестройки, альтернативных путей у России очень мало. Степень свободы маленькая и различные альтернативные варианты по существу неразличимы. Любой вариант сегодня очень плохой, связан с большими социальными потерями. И я задаю себе второй вопрос: а почему так произошло? И хочу ответить на третий вопрос: что же делать, в каком направлении идти?
То, что произошло с нашей страной, это как бы злое провидение. На протяжении ограниченного исторического времени, по существу, одного столетия, даже меньше, страна дважды ввергается в безжалостный эксперимент. Это 1917 год, когда Россия от полуфеодальной страны вроде бы перешла к советскому социализму. И через 70 с небольшим лет вторая беда — отход от социализма, новые преобразования, и опять все как бы начинается сначала, опять освоение целины.
Мне кажется, что у гибели и рождения того, что мы называли социализмом, один и тот же корень, который имеет отношение к России в равной мере, как и к США, Европе, другим странам мира. Это проявление системного мирового кризиса, где Россия по особым причинам оказывается в качестве страны, берущей на себя задачу обеспечения хрупкого сбалансированного мира с огромными для себя потерями. Эта роль России еще не осознана, ее только еще предстоит раскрыть. Но если мы говорим о гибели одного строя, можно ли в этой связи сказать, о том, что это в равной мере угрожает и другим, в том числе капиталистической системе?
Недавно вышла блестящая книга Альберта Гора, вице-президента США «Земля на чаше весов», где он, непред взятый капиталист, рассматривает Америку и говорит, что она окончательно скатилась к обществу потребления, где моральные устои, тем более вера, являются третьестепенными, отодвинуты от людей, где вопросы наживы, вещизма выдвинуты на первый план. Это говорит человек, далекий от религии, официальное лицо. Он говорит «общество по требления», и он говорит: «это общество в тупике».
Почему это происходит? Мне думается, фундаментальная причина состоит в некоторых константах, которые можно четко проследить на историческом пути человечества. Когда человечество пытается нарушить эти константы, появляются конфликты, возникает и продолжается системная болезнь мира.
Фундаментальной константой является, конечно, Православная Церковь. Вы посмотрите: тысячелетняя история, изменились общественные уклады, были революции, менялись ландшафты, менялся и сам человек, а Православная Церковь, в отличие от того же католицизма и других, удивительно сохранила свой облик, почти нетронутый временем. И сохранила те истины, которые несет с собой.
Забвение этой константы случилось, когда произошло отделение Церкви от государства. По существу, произошло отлучение Церкви от человека, от его генетических кодов. В человеке всегда и всюду существует ему присущая духовность. Ее можно лишь на время притупить, что и было сделано в годы большевизма. А в последующем это должно было выплеснуться. И главный конфликт системной болезни мира, а не только России, это конфликт между идеей, истиной и системой, системой-властью.
То, что происходит сейчас в России, это не экономические явления, это лишь последствия той фундаментальной причины, которой мы постоянно пренебрегаем. Наглядный пример: приведенная мной социальная стратификация общества. Это божественно? Где здесь морально-этические начала? Невольно задумываешься, что, не устранив эту фундаментальную причину, мы, такая богатейшая страна, с таким народом, интеллектуальным потенциалом, природными ресурсами, будем прозябать и дальше. Это же недопустимо.
Облик любой страны в значительной мере определяется ее финансовой системой, системой налогов, взаимоотношениями регионов страны с центральной властью и так да лее. Все это сразу говорит о том, что это за страна, нравственная она или нет. Система, которую мы сегодня наблюдаем, конечно, безнравственна во многих отношениях. И очень важно, что мы сегодня присутствуем в этом святом месте и говорим по этому поводу. Роль Православной Церкви должна быть в этом плане существенно повышена.
Наши исследования показывают, что больше 80% всего национального богатства в России создается не трудом, не капиталом, а тем, что у России по существу от Бога, это ее природоресурсный потенциал. Так сложилось исторически. Доход, который она от этого получает — нефть, газ, плодо родные земли, воздушные пространства, вода и так далее — это же не деятельность рук человека, хотя, бесспорно, человеческий фактор играет свою роль, когда обустраиваются месторождения и так далее. Но откиньте то, что является за слугой человека, и вы увидите, что 80% не связано с трудом. Такие природные ресурсы дал стране Господь Бог.
Раз так, что принадлежит Богу, должно принадлежать всем. А мы что делаем? Мы, наоборот, создаем систему, угнетающую фактор, который у нас меньше других задействован в создании общественного богатства, — труд. Мы всю финансовую систему и систему налогов построили на самом угнетенном факторе. И это показывает реальные пути возрождения России, ее превращения в богатую страну. Но здесь мы невольно наталкиваемся на целый ряд препятствий.
И сейчас, и в прежние советские годы очень большая беда в том, что к реформированию экономики пришли люди, которые никогда, ни в одной своей работе не были известны как теоретики, люди, хотя бы элементарно знающие современную рыночную экономику. Последствия проводимых реформ можно было сразу предвидеть. И здесь долж на повысить голос общественность, сказав о том, что моральные факторы создания эффективной системы управления должны быть иными по сравнению с теми, что мы видим в настоящее время. А для этого нужно признать, что природные ресурсы, земля, воздушные пространства России являются общественным достоянием. Ведь у российского православного народа всегда историческая тяга к земле. Мы сегодня говорим: давайте, сменим форму собственности. Частная собственность, якобы, и есть альфа и омега рынка… Настоящая наука, которая идет вровень с мировой, нигде не находила ни одного подтверждения этого неверного тезиса. Наука подчеркивает другое: тем, что принадлежит всем, должно пользоваться общество.
Мы говорим о цементации многонациональной России, где масса конфессий. Но почему же мы не думаем об обруче, который мог бы стянуть это в страну? Понятно, какой это должен быть обруч: национальные богатства, общественное достояние, доход от которого идет не Березовскому, а является частью национального дивиденда каждого жителя России. Это, как мне представляется, божественный путь развития России, связанный с нравственностью. Земля и нравственность неразделимы.
Здесь невольно задумываешься и над очень важной проблемой моральных устоев нашего народа. Посмотрите: в процессе реформы пострадали наиболее важные страны, на которые нужно было делать опору. Вклад ученых и инженеров России, которые собрались сегодня вместе со священниками в этом прекрасном зале, поистине незаменим. Если мы делаем на них ставку, то надо, прежде всего, отказаться от многих неверных представлений об экономике.
Мне представляется, что в мировой экономической науке сейчас идет хорошее приращение, но совершенно не в русле будущего, прежде всего не в русле морально-этического, духовного развития. Нет таких направлений в западной экономической мысли. И это не случайно, потому что в протестантской этике четко прослеживается: каждый идет к Богу индивидуально. В отличие от Православия, которое говорит: спасутся все или никто. И дух коллективизма, но коллективизма без кавычек, который присущ России, подвергается там (и у нас сегодня) анафеме. А с этим непосредственно связаны такие вещи, как минимальная заработная плата, налоги и так далее. Я экономист, занимаюсь этими вопросами профессионально. Все это сейчас — не от Бога.
Существуют и должны существовать некоторые параметры, не связанные с экономикой, а связанные с нормальной жизнедеятельностью людей. А если наши руководители думают иначе, то они ничего не понимают в экономике. Это значит, что мы плохо живем не потому, что плохо работаем, а потому, что для нашего российского народа созданы нестерпимые условия. Мы дошли до такого маразма, что во главу угла ставим какие-то инфляции, стабилизации, дефицит бюджета, то есть какие-то инструментальные вещи. А ведь на первый план должен выйти, как сейчас говорят, «человек». Но его же нет, этого человека. И поворот в этом направлении очень важен.
Трудно сегодня сказать, как все будет складываться, но мне думается, что первое и основное — это повышение морали, если это возможно. Здесь Православная Церковь могла бы внести неоценимый вклад в дело ограждения власти от ее неумеренных аппетитов. Мы говорим о рынке, а вы посмотрите, что происходит. Власть постоянно вводит ограничения, еще больше, чем при социализме. Все контролируется, включая жизнь человека.
Важно, чтобы духовные принципы стали основой экономических знаний. К моему большому удовлетворению здесь присутствуют молодые ребята, которыми стала прирастать эта наука. За ними будущее. Дай Бог, чтобы при нашей жизни мы увидели некоторые плоды решения этих серьезных проблем экономического развития.
Выступление на Соборных слушаниях Всемирного Русского Народного Собора «Вера и знание: наука и техника на рубеже столетий», 18−20 марта 1998 года, Москва — Сергиев Посад
Дмитрий Львов, академик РАН