Страна.Ru | Мария Свешникова | 30.07.2007 |
Проект Юрия Холдина фотохудожника получил своё развитие в последнее десятилетие, когда, с использованием особых свойств и выразительности красок современной фотографии стало возможно выявить всю красоту и уникальность созданных иконописцем фресок. В основу проекта легло свыше 300 оригинальных фотографических произведений, раскрывающих особенности архитектуры Ферапонтова монастыря, его природного и социального окружения, пространство собора Рождества Богородицы с сюжетами фресок великого русского иконописца второй половины XV века Дионисия.
Юрий Холдин в своей области оказался первопроходцем.
«Никогда ранее искусствоведы, музейные работники или реставраторы не обращались к искусству светописи, — говорит он. — В основе этого искусства лежит природа света. Искусство светописи не может ставить перед собой задачу копировать фрески Дионисия, оно имеет свой язык, свои смысловые и композиционные решения».
Выставка — это попытка заново переосмыслил роль фотографии в раскрытии духовно-пластического космоса религиозного искусства. Работая в области искусства фотографии и следуя принципу «осмысленного показа», Холдин даёт возможность увидеть трёхмерное архитектурное пространство, свет, цвет, фактуру, создаёт целостный образ как отдельной фресковой композиции, так и всего собора.
Однакое, в его работах помимо трёхмерного пространства сохранены каноничность, обратная перспектива и особая светоносность образов. Подобные работы имеют собственную изобразительную ценность, одновременно представляя на достойном уровне древнерусскую культуру для всего мира.
Выставка будет открыта 27 июля по 10 сентября с 10.00 до 18.00, кроме пятницы и последнего четверга каждого месяца
Дионисий Мудрый — русский иконописец второй половины ХV века. Иконопись Дионисия отличают лаконичные композиции, изысканная цветовая гамма, тончайшие переходы тонов и цветов, что позволяет считать его величайшим художником и колористом.
Современник Леонардо да Винчи и Микеланджело, Дионисий вместе с Феофаном Греком и преподобным Андреем Рублёвым олицетворяет Золотой век иконописи на Руси (XIV-XV веках). Самая ранняя из известных нам работ Дионисия — фрески собора Рождества Пресвятой Богородицы в Пафнутьев-Боровском монастыре (1467 и 1476 годы). Он автор фресок и иконостаса Успенского собора Московского Кремля (1481 год), трудится над росписями Спасо-Каменного, Иосифо-Волоколамского, Чигасова, Павло-Обнорского монастырей.
Уникальным считается полный цикл фресок (около 300 композиций) собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, созданных иконописцем в 1500—1502 годаъ. Эти фрески занесены в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, включены в Свод особо ценных объектов народов России.