Русская линия
Пресс-служба Псковской епархииПротоиерей Виталий Герусов21.07.2007

Греция: объять необъятное

Недавно из паломнической поездки, организованной московской паломнической службой «Радонеж», вернулся ректор Псковского Духовного училища протоиерей Виталий Герусов. Информационная служба Псковской епархии попросила отца Виталия поделиться впечатлениями о паломничестве. Вот, что он рассказал:

«Все в этой жизни чудесно, и у меня паломничество получилось неожиданно: собирался ехать совсем в другую сторону, а предложили, и бесплатно, что для меня немаловажно, в Грецию. Все удивительно, тем более, что известие об этом пришло 17 июня, в день рождения Великой Княжны — мученицы Анастасии. Я очень почитаю Царственных мучеников и праздную все даты, связанные с ними, а не только день их страшной гибели. Такой царский подарок получил в тот день 17 июня. Владыка благословил меня, почти не успевал оформить документы, но все окончилось благополучно, и я успел. Началось наше паломничество в Грецию 24 июня, а именно в этот день празднуется афонский образ Божией Матери «Достойно есть» (Милующая), что имеет ко мне прямое отношение: я был пять лет настоятелем храма во имя образа Божией Матери «Достойно есть» на Алтае.

Приехали в Грецию в самую жару, нашим гидом был русский студент богословского университета в Салониках Георгий Шилин. Повезли сразу в Каламбаку, приграничный городок полуострова Афон, разместили в гостинице, был праздничный ужин, я, конечно, не мог вытерпеть и искупался в ночном море, это было просто замечательно. Рано утром пошел в храм свв. Константина и Елены, и сразу скажу свои ощущения от греческого храма: в храме греки не ставят свечи, в притворе есть специальное место с песком, куда ставят свечи и о здравии, и о упокоении, и Господу, и святым. В храме стоят стулья, можно сидеть, много русских икон, видимо, влияние русского Афона. После завтрака мы сели на экскурсионный теплоход и пошли вдоль Афона, посмотрели с моря восемь монастырей, издали видели, в том числе, и наш Пантелеимонов монастырь, на расстоянии кланялись святыням и молились. Ощущение было потрясающим от самой картины горных монастырей и благодати, которая ощущалась явно. Нас сопровождали дельфины и чайки, птицы клевали хлеб с рук, но уже ближе к Афону, нас оставили и чайки, и дельфины. На Афоне видны были башенные краны, машины, дух цивилизации проникает и туда. Но, Слава Богу, за все.

После Афона поехали в Салоники, это второй город после Афин, больше миллиона население. Приехали в храм св. Димитрия Солунского, нас провели в его подвальную часть, где были бани, в каменном бассейне и убивали великомученика, сами бани были удобным местом для тюремного заточения первых христиан. Сюда и стекало миро от мощей, находящихся в храме, в специальное отверстие, наполняя бассейн. В храме св. Димитрия Солунского приложились к мощам великомученика, у меня было множество записочек, всех помянул в молитве, но были и такие духовные моменты, когда молился за весь мир. Хочу отметить, что в самом начале паломничества мир так силен, что не дает поначалу группе сплотиться, мешает молиться. Было суетно и сухо. Наш маршрут, Слава Богу, построен так, что у нас не было ни минуты для праздного времяпровождения. Времени было мало — неделя, а нужно было объять необъятное. За эту неделю мы проехали больше тысячи километров и морем, и по суше. После Салоник отправились в горы, знаменитые Метеоры, они потрясают. Потрясает сама мысль: как возможно было на голой скале построить монастырь. Мы посмотрели в Метеорах несколько монастырей, которые раньше были недоступны для посещения, святителя Николая, Варваринский, когда-то там было двадцать действующих монастырей, сейчас осталось шесть. Чтобы построить такой монастырь на скале двадцать лет готовились к его строительству. До сих пор не очень понятно, как по скале поднимался первый монах, чтобы начать строительство обители. Это немыслимо тяжело. В Варваринском монастыре покоится глава священномученика Харлампия, мы все получили от нее великую благодать. Первую, реальную благодать от мощей я почувствовал, прикладываясь к его главе, поговорил с ним, помолился, и появился мир на душе. Настолько я «заматоревши» в этой суете, что только святой Харлампий растопил мое сердце. Там нам дали маслице, хотя у греков не принято помазываться маслом от лампад у святых мощей.

В портовом городе Игуменице мы снова поплавали в море, отдохнули немного, а рано утром нас повезли на пароме на остров Корфу, в западную часть греческого архипелага. На острове около 130 тысяч населения, крупный остров, но главное — там находится великая христианская святыня — мощи святителя Спиридона Тримифунтского, великого чудотворца. Но сначала мы зашли в храм, где покоятся мощи блаженной царицы Феодоры, которая восстановила иконопочитание, помолились и приложились к ее мощам, я же снова поминал всех по своим записочкам. Анализируя свои ощущения от посещения святых мощей, должен признаться, что это очень разное общение, очень личное. В храме св. Спиридона было много паломников, я облачился в епитрахиль и поручи, мы начали молебен, с нами ехали монахини из Красноярска, и мы служили молебен по полному чину с акафистом святителю Спиридону. Нам разрешили подойти к гробнице, я встал у ног святителя, они были открыты, приложился к стопочкам и поблагодарил его. Не сомневаюсь, что в моей судьбе Святитель играет особенную роль — мой прапрадед диакон Спиридон, и св. Спиридон участвует в моей жизни. Стопочки Святителя обуты в расшитые шелковые сапожки, их меняют раз в полгода, разрезают и раздают верующим как святыньки, и нам дали тоже. Интересно, одевают новые, а когда снимают — подошвы стоптанные. Святой угодник Божий Спиридон не оставляет христиан, когда обращаешься к нему за молитвенной поддержкой. При жизни он был величайший чудотворец, змею превратил в золото, воскрешал умерших, таким чудотворцем и остался по своей кончине, хотя был женат, имел детей, простой пастух, а величайший святой. Дух в храме, где покоятся его мощи — особый. Осталось сильное желание еще раз посетить Корфу.

Знаю по опыту, что во второй раз посещения святыни, совсем другое ощущение, более внимательное, пристальное, благодатное. Мы поехали в Бари, а я посещал два года назад Бари, поэтому впечатления были более упорядоченные. Пока готовились к поездке в Бари, в четверг на Литургию, вечером, в среду, исповедовал наших паломников, ночью по морю переместились на круизном лайнере в Бари, проснулись — у Николая Угодника. Немного проехали по городу, потом сразу на Литургию в Базилику, где по четвергам совершается православная Литургия. В храме было много паломников, меня попросили поисповедовать, все причастились. Очень явно чувствовал присутствие Святителя Николая, опять помянул всех, появились первые слезы. Побывали в сокровищнице, где покоятся десница святаго мученика сотника Лонгина, шип от тернового венца Господа, лампада, пожертвованная святыми царем Николаем и царицей Александрой, при их посещении гробницы Святителя Николая в Бари. На Русском подворье РПЦ мы побеседовали с настоятелем отцом Владимиром, который рассказал о жизни Православной миссии в Бари, о том, что в прошлом году вычерпали литр святого мира, и оно хранится подворье с частицами от мощей Святителя. Мы запаслись маслом от мощей, водичкой с миром, приложили иконы к престолу Базилики, под которым покоятся мощи св. Николая Мирликийского. Промыслительно получилось, мы не смогли совершить молебен у мощей Святителя, срочно пришлось ехать в Бриндизи, и по дороге мы пропели величание Святителю, тропарь, а потом я читал акафист Святителю, и люди мне признавались, что такого восприятия акафиста никогда не переживали. Конечно, это не моя заслуга, но все переживали сильнейшее духовное волнение.

От Бриндизи на теплоходе мы двинулись в портовый город Патры. Ночь, Адриатика, свежий морской ветер, с одной стороны светится Италия, с другой мелкие огонечки-Албания, райское ощущение. Патры — юг Пелопонесского полуострова, юг Греции, большой город, где почивают мощи апостола Андрея Первозванного в огромном соборе его имени, в котором могут поместиться одновременно семь тысяч человек. Это самый большой собор на Балканах. Приложились к честной главе апостола Андрея, и там же его крест, возле гробницы, я встал возле креста, стал общаться с апостолом Андреем, и такая сила Божия снизошла: ком — к горлу, слезы градом потекли, такая благодать коснулась моей души. В этот момент хотелось одного: как хочу умереть на этом кресте, как будто это крест мой, и такая любовь ко всем. Всех вспоминал, и молитва шла сразу в Небо. Никуда не хотелось, хотелось просто остаться на этом месте. Такая великая святыня воздействует необычайно сильно. Вот так святыня за святыней пробивается к душе, к самому сердцу. Паломничество, конечно, духовный подвиг. Тому, кто его проходит с верой, с терпением, потому что искушения есть, не без этого, но если с благодарностью в сердце, тогда Господь посылает благодать. Святые же находятся в Любви, как они могут быть безучастными к тем, кто к ним стучится? Маслице нам дали, водички святой, рядом источник апостольский. Состояние было удивительным: спать не хочется, есть не хочется, как вспомнишь, где только что стоял — слезы текут, всех любишь, врагов нет. Обревелся возле святынь.

Посетили в местечке Калаврита монастырь, в храме которого находится образ Божией Матери «Великопещерная», по преданию, один из семидесяти, написанный евангелистом Лукой с помощью воска и мастики. В пещере жил дракон, и когда пришли туда монахи с образом Божией Матери, молния от иконы ударила в дракона и поразила его. Кости дракона хранились в монастыре до недавнего времени, сгорели в 1938 году при пожаре.

Природа Греции и ее красота — удивительны, горы, долины, перевалы, пропасти, море все время сопровождает нас…Каждый пейзаж неповторим, он особый. В Греции я себя чувствовал, как дома, за все это время, пусть недолгое, не почувствовал тоски по родине. Я — дома, возможно, потому, что моя фамилия имеет греческие корни, и моими предками были греки. Ходил по греческой земле в подряснике, и не почувствовал ни разу косого взгляда — вокруг все православные. Люди приветливые, духа нашего, православного. В Греции есть все, но нет гречки и черного хлеба. Кстати, греки сами пекут хлеб, у них нет понятия — купить хлеб. Очень вкусное оливковое масло, можно макать хлеб и есть — ничего больше не надо. Пища здоровая, вино прекрасное, греки жизнерадостные. Но это, между прочим.

Далее мы поехали в Афины, в пятницу вечером, афиняне выехали за город, было свободно. Утром нас повезли в Акрополь туда, где проповедовал апостол Павел. Поднимались на эту священную гору, на горе один раз в году в руинах храма совершается Литургия в день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. Тут, конечно, история Эллады ощутима материально, а огромные Афины с Акрополя видны, как на ладони. Греция — страна туристическая, ее посещают в год до десяти миллионов человек, например, население Афин — 6 миллионов, то есть в страну приезжают столько же туристов, сколько в ней населения. Один наш паломник сказал, я несколько лет отдыхал в Турции, если бы я знал, что есть такая Греция, я бы отдыхал здесь. И для паломничества, и для отдыха православная Греция очень комфортная страна.

После Афин отправились на остров Эвбея, где почивают мощи святого праведного Иоанна Русского, которого греки почитают как одного из величайших святых. Известно, что он попал в турецкий плен во время Прутского похода Петра Великого в 1711 году, над ним издевались, требовали отречения от веры, но Иоанн сказал, что он — подданный царя земного и подданный Царя Небесного, и если не может сейчас служить царю земному, буду служить вам, но веру свою не отдам. Он сохранил свою национальную самобытность, русскость, остался русским и по духу, и по плоти. Жил в конюшне, рядом с конями, и кони очень его любили. Его простота, его незлобие, его любовь и смирение вызывали восхищение и уважение гонителей. Когда его хозяин ушел в Мекку, жена собрала гостей в его отсутствие, сделала плов и с сожалением сказала, как бы был рад хозяин плову. Иоанн предложил: «давай отнесу ему сейчас», все посмеялись, а она дала ему плов, он ушел и вскоре вернулся со словами: отнес. Каково было удивление, когда хозяин вернулся из Мекки с этим блюдом и сказал, что он после намаза увидел на столе блюдо с фамильной чеканкой с горячим пловом. После этого чуда турки почитали Иоанна. Он преставился молодым в 1730 году. И когда мы стали читать акафист нараспев возле мощей, а монахини пели, я прикладывался к его мощам, молился святому, такая благодать коснулась моего сердца, такая любовь в ответ, что слезы хлынули, я в этот миг все вспомнил, и о своем недостоинстве. Просил Иоанна Русского, чтобы он умолил Бога простить наши грехи. Благодать была такой силы, что я в первый раз в жизни не смог читать акафист, пытаюсь читать, а не могу — слезы льются. Монахиня попыталась мне помочь, но две строчки прочитала, и тоже возрыдала, рыдали наши паломники, рыдали греки, бывшие в храме. Особенную благодать я ощутил, когда попросил у Иоанна Русского прощения за все те оскорбления невольные, которые я позволял когда-то по школьной юности в адрес Помазанников Божиих, в адрес той же бедной Анны Иоанновны. Иоанн Русский верно служил своему земному Помазаннику Божьему и сохранил веру православную. На мощах святого постоянно совершаются чудотворения.

Побывали в монастыре под Салониками, где в храме св. Параскевы Пятницы покоятся ее мощи. Есть интересная греческая иконочка святой, на которой она изображена с глазами на блюде: св. Параскева понравилась язычнику, а особенно ее глаза, тогда она их выколола и подала ему: нравятся — на. Святой молятся об исцелении от глазных болезней. В Иоаннобогословском женском монастыре поклонились мощам преподобного Арсения, духовного отца известного православному миру старца Паисия, там же могила старца Паисия, на которой мы отслужили литию.

Перед отлетом заехали в Салоники, посетили монастырь святой великомученицы Анастасии Узорешительницы, который построен на месте ее деятельности, поклонились ее мощам — честной главе и стопочке. Там же покоятся мощи св. Феоны, бывшего в 16 столетии игуменом монастыря святой великомученицы, он привел в порядок монастырь, который находился в запустении. В монастыре в это время были крестины, у греков крещение настоящее семейное торжество, собираются все родственники, радуются, чин очень интересный, ребенка маслом обильно помазывают: и спину мажут крестами, и ножки почти купают в масле, изображая кресты. Дух в храме был особый, чувствуется намоленное место. В храме святителя Григория Паламы помолились перед его ракой. Таких благоговейных ощущений, как от мощей св. Иоанна Русского, уже не было, но поблагодарил святого за возможность, которую он дает: понимать, что такое Божественный Свет. Когда мы сели в автобус и гид раздавал маленькие иконочки св. Григория Паламы, я приложил ее ко лбу, и меня пробило — слезы потекли.

Перед отъездом из Греции ливанул дождь: Греция горела в эти дни нашего путешествия, было очень жарко и никакого дождя не предполагалось, и мы приняли это за знамение. Есть надежда вернуться в Грецию снова.

На обратной дороге начались искушения, Слава Богу, небольшие, но домой летел как на крыльях, и даже написал такие строчки своей матушке: «Везу тебе святыни мира, везу тебе ту благодать, которая меня хранила и не давала унывать!»

В паломничестве по Греции мы совершенно не уставали, хотя спали мало, все время на ногах или в движении. Успели заметить: русских в Греции очень много. Попросили гида показать работающих греков, мы не видели, как работают греки, но все живут хорошо. Оказывается, греки работают с 7 утра до 12 часов, сиеста до пяти, когда все отдыхают, магазины закрыты, тихо, а потом начинается вечерняя и ночная жизнь.

Всем православным, как пастырь, могу сказать, что посещение Греции душеспасительно, особенно, в паломнической поездке по святыням. Паломническая служба «Радонеж» организовала нашу поездку на хорошем уровне. Замечу, что очень важно паломничать со священником: меня благодарили люди, а группа была большая, более сорока человек, и далеко не все церковные люди, наши монахини в группе помогали нам всем своей молитвой. Осталось желание еще раз побывать в Греции, посетить наши православные святыни. Моя матушка мне прислала в Грецию sms-ку: «Мы благодарим Бога за все, что он для тебя делает, целуем. Твоя веселая семейка».

Отец Виталий поблагодарил Паломнический центр Псковской епархии «Вертоград» за отличную поездку к святыням Греции.

Заметим, что у отца протоиерея восемь детей. 20 июля отцу Виталию Герусову исполняется 33 года. Поздравляем Вас, отец Виталий, пусть Господь будет к Вам милостив, а Ваша молитва и работа на благо Церкви и молодого поколения — спасительной.