Русская линия
РадонежПротоиерей Андрей Филипс20.07.2007 

Святой Албан — свет Альбиону

Разные люди по разному воспринимают Англию. Для кого-то Англия — страна предпринимательства, для кого-то еще — страна финансов, для кого-то еще — страна профессиональных возможностей, для кого-то еще — страна спорта, а еще для кого-нибудь — страна старосветских, устойчиво-своеобразных традиций. Увы, единственное качество, которое не приходит на ум большинства людей при упоминании Англии это — святость. А ведь Англия была и, в духовном смысле, осталась родиной трехсот святых.1 И именно в этом состоит тема нынешней нашей беседы: Святые Англии, объединяющие нас с ней, и само наше Единство.

При этом подчеркиваю, что темой моей является объединяющий нас всех подвиг святых Англии, а не английских святых. Дело в том, что если бы мы стремились ограничиться одной какой-нибудь этнической группой, то нам бы пришлось обойти молчанием некоторых из величайших святых Англии, в чем вы сами сейчас убедитесь. Святые Англии, как и святые Руси, охватывают самые разные происхождения и народности.2 К тому же следует пояснить, что я сегодня не буду перечислять всех святых Англии, ни тем более всех святых этих островов, кельтских святых Ирландии, Уэльса, Шотландии, Корнуолла. Моя тема затрагивает только некоторых из самых прославленных святых, сыгравших особо важную роль в просвещении светом Христовым земель Англии в разные времена и различными путями (Евр. 1, 1).

Кто такие святые? Как понять святость? Святой, святая это тот, кто через покаяние объединился с Богом. Единственной разницей между нами и святыми является отсутствие в нас покаяния. Душа человека уподобляется зеркалу. Душа святого это — та душа, чье зеркало сияет, не имея на себе ни одного пятнышка скверны и таким образом отражает Дух Святой. Наши же души, с другой стороны, настолько осквернены, омрачены грехом, что они отражают не Свет Божий, но собственную нашу человеческую внутреннюю темноту. Именно поэтому Святая Церковь установила празднование Всех Святых в первое воскресение после воспоминания о Сошествии Святаго Духа, ибо Святой Дух очищает и протирает души наша от всякия скверны, через наше покаяние.

Первая эпоха святости в Англии

Нередко забывается, что согласно Священному Преданию оба первоверховных апостола, Святой Апостол Петр и Святой Апостол Павел, проповедовали Евангелие в земле, ныне известной под именем Англии.3 Именно по этой причине два крупнейших и известнейших храма Лондона посвящены им: Вестминстерское Аббатство на западной стороне столицы посвящено Св. Апостолу Петру, а Св. Апостолу Павлу — Кафедральный Собор Святого Павла на восточной стороне. Оба эти апостола считаются святыми покровителями Лондона. Много ли пройдет еще лет, пока и мы, православные русские, воздвигнем им храм и тем самым отдадим должную честь похвальной местной традиции?

Священное Предание далее возвещает нам, что здесь также проповедовали еще и святой Симон Зилот и святой Аристовул4 из апостолов от семидесяти. Но я бы хотел остановить наше внимание только на одном из святых имеющих отношение к первой эпохе святости на этих островах. Имя его, означающее белый, также является тем самым именем, которым римляне нарекли всю эту страну: Альбион. Имя его — Албан.5

Святой мученик Албан жил по всей вероятности в начале четвертого века и служил воином, являясь скорее всего кельтом. В те времена было много тысяч мучеников принявших венец свой от гонений при царствовании Императора Диоклитиана. Почти в тот же год, к примеру, хоть и в противоположном конце римской империи, был умучен другой прославленный воин-христианин, Святой Великомученик Георгий Победоносец.

Поклоняюсь Истинному Богу Живому и Его превозношу, Творца всяческих. Эти слова произнес Албан, Первомученик Британский, более чем тысячу семьсот лет назад, вероятнее всего в 305-ом году, на расстоянии всего лишь нескольких миль от этого места, где я сейчас пишу, в городе чуть севернее Лондона, которое и по сей день называется Сэйнт-Олбанс, т. е. город Святого Албана. В этих словах, увенчавших Албана мученической славой, заложен целый катехизис Православия.

Слова сии означают, что Бог наш — Бог живых, Бог Жизни и Воскресения, а следовательно и Бог Истины, от Которого всякая Истина происходит. Именно этот Бог и никакой другой, никакая другая сила, сотворил все, что есть. Этот Бог — Живой Бог, Бог Авраама, Исаака и Иакова, а не бог философов или суемудрствующих интеллектуалов — и есть тот Бог, Который один достоин почитания, поклонения, ради Которого каждый из нас был бы согласен принять мученическую кончину, как и сам святой мученик Албан. Настоящая Англия, духовная Англия, та Англия, которая сияет даже в темноте душ человеческих, зиждется именно на этих словах нашего дивного Первомученика Албана. И эти слова стоит всем нам выучить наизусть: Поклоняюсь Истинному Богу Живому и Его превозношу, Творца всяческих. 'I worship and adore the Living and True God, Who created all things'.

Золотой Век Святости в Англии

Археологическими расследованиями, а также и Церковными летописями подтверждено, что еще при Римской Империи в Британии существовала развитая Церковная жизнь, подвизались епископы и принимали участие в Церковных Соборах. Однако, нам также известно, что в пятом и шестом веке нашествие из Дании и северной Германии англичан-язычников чуть ли не искоренило Церковь, существенно ограничив ее деятельность и перебив множество верующих. До событий 597-ого года, Церковная жизнь почти иссякла.

Именно в том году Свт. Григорий Двоеслов (+ 604) папа римский, известный на Западе как Святой Григорий Великий, составитель нашей православной Литургии Преждеосвященных Даров, направил сюда миссию.6 Она состояла из сорока монахов, во главе с игуменом (в последствии архиепископом) Августином, основателем той Церкви, которая впоследствии стала Церковью Англов. Основал он ее не в Лондоне, но в одном из главных населенных мест страны, в Кенте: во граде Кантербэри, ближайшем по расположению к портам пролива отделяющего острова от материка Европы и тем самым к Галлии (нынешней Франции), через которую достигла своей конечной цели его миссия.

Хотя он прожил здесь всего лишь семь лет, именно святитель Августин (+ 604), первый Архиепископ Кантербэрийский, положил начало духовному просветлению Англов — предков наших англичан. Более того, он даровал им алфавит, письменность, литературу, культуру, христианскую цивилизацию. Вместе с собой он привел и других миссионеров, а они уже в свою очередь приступили к распространению веры по всей Англии. Это были такие светила, как Свт. Лаврентий (+ 619), Свт. Меллитий (+ 624) первый епископ Лондонский, Свт. Павлиний (+ 644)7 первый епископ Йоркский. За ними последовали миссионеры, прибывающие из Франции, такие как Свт. Феликс (+ 647)8 Апостол Востока и еще Свт. Бириний (+ 650) Апостол Запада.

Несмотря на большие затруднения, особенно в начале, и на сопротивление язычников, по истечении двух поколений миссию уже можно было считать успешной. Она распространила веру Христову на всю страну, охватив все имеющееся пространство. В весьма значительной мере этот охват христианства являлся последствием жертвенности и самоотверженности ряда Королей и Королев, управляющих в то время Семью Королевствами, на которые делилась Англия. Среди них: Св. Этельберт, Король Кентский (+ 616) соответствующий святому равноапостольному великому князю Владимиру в истории русских, а также Св. Эдуин (+ 633) и Св. Освальд (+ 642) на севере Англии. При очень значительной помощи и поддержке своих Королев, благородных дщерей и сыновей, королевен и королевичей, они все сообща основали и утвердили Церковь Божию в Англии.

Миссия Свт. Августина на юге Англии благополучно процвела при помощи монахов-ирландцев, передвигающихся с севера. Их обучали в монастыре при Линдисфарне, основанном прославленным наставником-аскетом, Ионским отцом, Свт. Айденом (+ 651). Включают они двух святых братьев, Седда (+ 664) Апостола Эссексского9 и Чада (+ 672)10 — англичан, но воспитанных в вере ирландцами. Другие англичане, на которых сильно сказалось все это движение духовного прозрения, прославившиеся святостью: великий чудотворец Свт. Катберт (+ 687)11 и Свт. Уилфрид (+ 709), чьи Жития у нас сохранились. Они отличались разными, зато восполняющими друг друга подходами к вере, на подобие Святых Иосифа Волоколамского и Нила Сорского в России. Мощам Святого Катберта по сей день поклоняются верующие в городе Дюраме.

При этом были еще две великие игумении, духовные матери Англии. Это — Преп. Гильда (+ 680), подготовившая не больше не меньше чем пять епископов, в том числе Свт. Джона Бэверлейского (+ 721)12 великого угодника Йоркшира, а также и Преп. Одри (+ 679)13 чья нетленная рука по сей день хранится во граде Илай в Кембриджшайре. Были еще и даровитые игумены Преп. Венедикт (+ 689) на севере, ввезший в эту страну огромное количество святых икон и книг, а также и Свт. Альдгельм (+ 709)14 в западной части страны. Он написал дивное поучение о Целомудрии, которое по сей день можно прочесть. Но мне бы хотелось в особенности остановить наше внимание на одной из самых ярких, величайших личностей этого Золотого Века — на первом и единственном греке, ставшем Архиеписком Кантерберийским, на Свт. Феодоре (+ 690).15

Святитель Феодор родился в Тарсе, в южной части Малой Азии, недалеко от Кипра, родины Апостола Павла. Прибыв в Англию на седьмом десятке жизни, в 668-ом году, он был назначен Архиепископом Кантерберийским. Назначили именно его потому, что считалось, что хотя он, как и все здесь в те времена, в своей просветительской деятельности подвизался на латинском языке, но тем не менее, являясь сам греком, сумел бы сохранить непредвзятость и даже нейтралитет в этнических противостояниях возникших между некими представителями Англов и Кельтов. Именно он и окончательно, прочно утвердил на островах сих Церковь Христову, привнося восточные богослужебные элементы и понятия в противовес римскому формализму и легализму, буквоедству. Ибо эти суровые тенденции уже начинали просачиваться в Патриархии Рима, а четыре века спустя они и вовсе привели к его отпадению от Вселенской Православной Церкви. Свт. Феодор сыграл здесь объединяющую, собирательную роль, вдохнув в саму структуру и порядок жизни Церкви новую жизнь, созидая новые епархии, вернув мир и братолюбие двум этнически разным народностям соединившим свои судьбы в пределах Англии, проповедуя, наставляя, и неуклонно направляя Церковь на путь прочного, надежного Православия, ставшего ее путем на целый ряд веков после его кончины.

После Святителя Феодора, я должен также упомянуть о двух выдающихся деятелях восьмого века, олицетворяющих английское православие того времени. С одной стороны, перед нами облик отшельника-аскета и чудотворца Преп. Гутлака Кроулэндского (+ 714), чье Житие, сохранившееся у нас, читается на подобие английской версии Жития Преп. Антония Великого. С другой стороны, перед нами Достопочтенный Бид (+ 735), глубоко почитаемый, составитель множества книг и сборников трудов святых отцов, переведший также и на английский язык, доступный его современникам, часть Евангелия. Почти все его труды сохранились в подлинном его изложении до наших дней.

Наконец, расстанемся с кратким обзором этой эпохи расцвета Православия на наших островах упомянув лишь английских святых миссионеров, таких как Свт. Климент (+ 739), подвизавшийся на севере Голландии просвещая народы Фризии, или Свт. Вонифатий (+ 754)16 Апостол германских земель.

Серебряный век святости в Англии

Перед концом восьмого века, в 793-ем году, Англия подверглась нападениям со стороны язычников. Именно точно также, как и произошло на Руси, когда на нее после просвещения Православием и утверждения Церкви ринулись полчища монгольских ханов, также и в Англии, процветающие монастыри и церкви подверглись жестоким нашествиям язычников. Языческие набеги исходили из Дании, состояли в основном из датчан, которых принято называть викингами, или по-русски варягами. Началась таким образом эпоха мученичества и разорения, продолжавшаяся фактически уже до падения в одинадцатом веке православной Англии. Потому, что когда речь идет о том, как Англию завоевали Норманцы в 1066-ом году, следует не упускать из виду, что эти норманцы были по сути дела северянами, т. е. North-men — варягами, заселившими север Франции и принявшими поверхностно христианство, но не ставшими до конца православными ни по быту, ни по мировоззрению.

Из этой эпохи мучеников невозможно не упомянуть святого мученика Эдмунда17. Он был Королем Восточной Англии, сопротивлявшимся нашествиям викингов до 869-го года, когда они его взяли в плен. Он отказался отречься от Веры, вслед за чем его привязали к дереву и расстреляли стрелами, а затем обезглавили. Король-Мученик Эмунд умер, прославляя Христа. Некоторые сравнивают его судьбу с судьбой российского Царя-Мученика. И действительно, не прошло и тридцати лет после его мученической кончины, как те же датчане-переселенцы, чьи отцы казнили его и вместе с ним сотни других православных, уже принимали святое крещение, почитали его, как святого и чеканили монеты с его святым ликом. В результате, святой мученик Эдмунд стал первым общепризнанным Святым Покровителем Англии и почитание его в этом сане продолжалось до пятнадцатого века, когда на его место Покровителя Англии был возведен образ Святого Георгия Победоносца. Существует предание, что настанет время, когда мощи святого мученика Эдмунда вернут в город, названный в его честь, Бэри-Сэйнт-Эдмундс, и что тогда уже наступит конец света.

Из этой же эпохи времен девятого века необходимо также упомянуть Преп. Свитина Чудотворца (+ 862)18, угодника Винчестерского, бывшего в те времена столицей Англии, т.к. Лондон был еще всего лишь местом торгового значения, а не влияния. В результате усилий Короля Альфреда Великого19 царствующего под конец девятого века и потрудившегося ради восстановления и укрепления Церкви, в десятом веке явилось много великих святых. Из них особо достойны почитания Три Святителя Английских: Святые Этельвольд Винчестерский (+ 984), Данстан Кантерберийский (+ 988), Освальд Йоркский (+ 992).20 Мученичество возобновилось убиением Короля Англии Святого Эдуарда в 979-ом г., в междоусобной войне различных силовых группировок21 а также в лице Свт. Альфеджа, мученически убиенного варягами в 1012-ом г. Архиепископа Кантерберийского.22

Также следует упомянуть здесь последнего английского миссионера, на этот раз в Скандинавию, мученически убиенного Апостола Швеции, Свт. Сигфрида (+ 1045). Именно он в Швеции крестил Святую Анну Новгородскую (+ 1050).23 Святая Анна вышла замуж за Ярослава Новгородского и один из сыновей их, Святой Владимир Новгородский (+ 1052), 24 также прославлен во святых. Учитывая все эти переплетения судеб, уже не удивит никого узнать, что английский Святой Ботольф (+ 680)25 почитался в Киеве в середине одиннадцатого века, или что Гита, дочка последнего английского короля Гарольда, убитого норманцами в знаменитой Битве под Гейстингсом в 1066-ом году, нашла себе убежище именно на Руси.23

Эта же самая Гита, или Гита Гарольдовна, как обычно ее величают русские источники, вышла замуж за Владимира Мономаха, а один из их сыновей тоже прославлен во святых: Святой Князь Мстислав (+ 1132), во святом крещении Феодор. Другой же сын, Юрий (Георгий) Долгорукий основал Москву.23 В этом году, 28-ого мая, мы отметили 850 лет со дня его кончины. Я думаю, что немногие знают, что великий князь основатель Москвы — наполовину англичанин. Но вероятно небезизвестно, что все машины милиции в Москве обозначены на дверцах образом Святого Великомученика Георгия, небесного покровителя г. Москвы. Великомученик и победоносец Георгий является также Ангелом основателя Москвы, англо-русского великого князя Георгия, т. е. Юрия, Владимировича Долгорукого. Поэтому, когда мне попадается на глаз милицейский автомобиль в Москве, я вспоминаю его и его праведную мать и обращаюсь молитвенно к его брату, Святому Мстиславу.

Двадцатый век

Обратим же теперь свое внимание на двадцатый век. Недавно мне привелось остановиться в Марфо-Мариинской Обители Милосердия на Большой Ордынке, в Москве. Это — та обитель, которую основала в 1909-ом г. Великая Княгиня Елисавета Феодоровна, ставшая первой ее игуменией26 — сестра Царицы-Мученицы Александры Феодоровны и также внучка-любимица английской Королевы Виктории. Обитель эта являлась приютом для сирот и немощных. Игуменья Елисавета свободно владела английским языком, и писала и беседовала на нем, а в детстве, как известно, много провела времени в Англии, в особенности в Виндзоре. Как вам известно, сама игуменья Елисавета удостоилась мученического венца в 1918-ом г. и особенно глубоко почитается преданными ее памяти православными, трепетно ее любящими за подвиги и чудеса, посылаемые по молитвам к ней.

В настоящее время, Марфо-Мариинская Обитель оживает. Собор ей вернули только в ноябре прошлого 2006-го года. Она испытывает крайнюю нужду в средствах для реставрационных работ. Всего лишь немного дней назад я посетил эту Обитель, посидел у рояля, поразительным образом сохранившемся не взирая ни на революцию, ни на гражданскую войну, ни на лихолетие гонений и разорения. На рояле этом играли в свое время и сама Преподобномученица Елисавета Феодоровна, и даже сам Царь-Мученик. Нынешняя начальница Обители, Наталия Анатолиевна, нуждается в нашей помощи. Лично моей мечтой мне представляется сия Обитель, Патриаршее Подворье, со временем может и в своем роде Английским Подворьем в Москве, где могли бы особо почитаться все эти святые, объединяющие нас. Я не могу взять на себя смелость сказать как нам, пребывающим здесь, следует подойти к этому вопросу в Москве, тем более когда нам нужно обязательно открыть больше приходов в самом Лондоне и других местах, когда нам необходимо духовенство обеспечить материально жалованием, чтобы оно смогло посвятить себя всецело служению Церкви. Но тем не менее и вопреки всем трудностям, я лично уверен, что наше почитание Преподобномученицы Елисаветы Феодоровны само по себе удостоит нас ее чудодейственного заступничества и дарует необходимую нам помощь.

И здесь же я обязан упомянуть еще одного Новомученика, Святого мученика Николая (Джонсон).27 В 1918-ом г. он принял мученическую смерть вместе с Великим Князем Михаилом Александровичем, у которого служил личным секретарем. Существует и почитается его икона. Ни тем паче могу я обойти без упоминания еще более нового англо-русского подвижника, Блаженного Сампсона (Сиверса).28 Он — сын матери-англичанки и русского отца, принял в молодости православие и почил в Москве в 1979-ом г. Жизнеописание его хорошо известно в России. Многие признают его святость. О нем можно узнать более подробно на нашем интернет-сайте, где также опубликован составленный им Покаянный Канон, в моем переводе.

Заключение

И наконец, мне хотелось бы поделиться с вами несколькими мыслями об одном событии, которое имело место две недели тому назад, 16-го мая. Прибыв в Москву на великое, историческое торжество, которое нас всех там так порадовало, я был в обществе о. Александра Шаргунова — батюшки, который я надеюсь не откажет мне в чести назвать себя его другом. Некоторым возможно он известен своими многочисленными трудами. В то утро, Отдания Святой Пасхи, в канун Вознесения и накануне торжеств 17-го мая в Кафедральном Соборе Храма Христа Спасителя, о. Александр обратился ко мне с приглашением сослужить ему. Естественно, я согласился. И мы оба, обратившись к большой иконе Святителя Иоанна Шанхайского, которая у него в алтаре, испросили у Святителя Иоанна благословения, а затем сослужили, на сутки предвосхищая сослужение остальных двух частей Русской Церкви.

Именно этот Святитель Иоанн и есть тот новейший из наших прославленных святых, о котором мне хотелось побеседовать побольше, ибо он — святой объединяющий наш маленький приход в провинциальном городе Филиксстоу, посвященный ему, со всеми вами. И действительно, Святитель Иоанн не только объединяет Зарубежную Русскую Православную Церковь с Патриархией Московской — и наоборот. Ведь Его Святейшество Патриарх Алексий Второй освятил престол Святителю Иоанну в новом храме Святым Новомученикам, в г. Бутово. Однако Святитель Иоанн не только объединяет английские православные святыни и паству с русскими, но также и все Вселенское Православие, все наше ойкумэнэ, ибо он — вселенский святой, почитаемый на всех континентах и на многих разных языках. Святитель Иоанн служил в сане архиепископа в Лондоне, приняв на себя ответственность за духовное попечение Англии, а также и остальных стран Западной Европы и двенадцать лет пребывая на этом месте. О его служении здесь сохранилось много воспоминаний.

Примечательно то, что когда в 1962-ом г. его назначили Архиепископом Сан-Францисским, прощаясь с верными православными чадами Зарубежной Церкви, он сказал, что поручает нас нашему Первомученику, Святому Албану. И именно на этом моменте, вернувшись на исходную точку нашего маленького обзора, и я попрощаюсь с вами сегодня, этими же словами:

Святый Первомучениче Албане и Вси Святии Островов, молите Бога о нас! 29

Священник Андрей Филлипс

Собор Успения и Всех Святых

Эннисмор Гарденс

Лондон

Примечания:

(Данные примечания содержат названия книг и статей, описывающих жизнь святых с точки зрения Православной церкви, а также ссылки для более детального ознакомления с информацией)

1) Для полного списка и описания жизни святых см. «The Hallowing of England», изд. Anglo-Saxon Books, 1994, 1995 и 1997. Для общего ознакомления с житием западно-европейских святых на русском языке см. подраздел «Saints of Europe» в разделе «Orthodox Holiness» на Интернет-сайте: www.orthodoxengland.org.uk

2) См. «The Saints of Russia and the Universality of Orthodoxy» в книге «Orthodox Christianity and the English Tradition», изд. Anglo-Saxon Books and the English Orthodox Trust, 1995 и 1997.

3) Апостол Пётр, см. «Жития Святых» Св. Дмитрия Ростовского, 29 июня, стр. 649−650, Москва 1908. Апостол Павел, см. «St Paul in Britain», W. Morgan, 1984, (репринт 1860), изд. Artisan Sales, Калифорния. См. Также «The Holy Apostles in Britain» в книге «Orthodox England», том 8, книга 2, стр. 4−7.

4) Св. Симон Зилот, см. «Жития Святых» Св. Дмитрия Ростовского, 10 Мая, стр. 299, и Св. Аристовул, см. Св. Дмитрия Ростовского, 16 марта, стр. 321−2.

5) Жизнеописания Св. Албана и многих других святых см. «A History of the English Church and People» Преподобного Беде (несколько изданий). См. также статью «St Alban, Protomartyr of Britain» в нашем журнале «Orthodox Christianity and the English Tradition», стр. 467−8.

6) См. книгу «Orthodox Christianity and the Old English Church», изд. The English Orthodox Trust, 1996 и 1998, в настоящий момент доступна в электронном виде now на Интернет-сайте: www.orthodoxengland.org.uk.

7) См. «St Paulinus of York» в книге «Orthodox Christianity and the English Tradition», стр. 380−83.

8) См. «The Story of St Felix, Apostle of East Anglia», изд. The English Orthodox Trust, 2000.

9) См. «St Cedd, Apostle of Essex» в книге «Orthodox Christianity and the English Tradition», стр. 408−411.

10) См. «St Chad, Bishop of Lichfield» в книге «Orthodox Christianity and the English Tradition», стр. 436−8.

11) См. «St Cuthbert of Lindisfarne: the English St Seraphim of Sarov» в книге «The Lighted Way», стр. 24−30, изд. The English Orthodox Trust, 1999.

12) См. «St John of Beverley» в книге «Orthodox Christianity and the English Tradition», стр. 387−90.

13) См. «St Audrey of Ely, Mother of East Anglia» в книгах «The Lighted Way», стр. 15−23 и «Orthodox England», том 2, книга 4, стр. 2−6.

14) См. «The World of St Aldhelm» в книге «Orthodox England», том 3, книга 4, стр. 2−9.

15) См. «St Theodore of Tarsus, Maker of England» в книге «Orthodox Christianity and the English Tradition», стр. 305−316. Также «St Theodore, Archpastor and Kingdom-Maker» в книге «Orthodox England», том 5, книга 1, стр. 12−17.

16) См. «The 1250th Anniversary: St Boniface of Crediton, Apostle of the German Lands» в книге «Orthodox England», том 7, книга 4, стр. 2−7 и том 8, книга 1, стр. 5−11.

17) См. «The Light from the East: St Edmund, England’s Lost Patron Saint» в книге «Orthodox England», том 1, книги 1−4, перепечатано в книге «The Lighted Way», стр. 33−78.

18) См. «St Swithin of Winchester» в книге «Orthodox Christianity and the English Tradition», стр. 400−407.

19) См. раздел «The Call from Athelney» на Интернет-сайте: www.orthodoxengland.org.uk.

20) См. «England's Three Holy Hierarchs» в книге «Orthodox Christianity and the English Tradition», стр. 362−371.

21) См. «St Edward the Martyr and the Destiny of England» в книге «Orthodox Christianity and the English Tradition», стр. 226−236.

22) См. Св. Альфедж Кантерберийский, статья «Martyr and Patriot» в книге «Orthodox Christianity and the English Tradition», стр. 375−379.

23) См. Св. Дмитрий Ростовский, 10 февраля, Аппендикс, стр. 244−255. См. также статью в нашем журнале «Orthodox Christianity and the Old English Church» от 1988, имеется русский перевод в Журнале Московской Патриархии, N1 от 1990, стр. 59−60. См. также И. Автамонов «Владимир Мономах и Гита Гарольдовна», Лос-Анджелес: 1988, и Dinah Dean «Daughter of the Sunset Isles», изд. Barrie and Jenkins, Лондон: 1991, имеется краткий обзор в книге «Orthodox England», том 10, книга 3, стр. 21−22.

24) См. Св. Дмитрий Ростовский, 4 октября, Аппендикс, стр. 197−99.

25) См. «From Suffolk to Kiev: St Botolph of Iken» в книге «Orthodox England», том 5, книга 4, стр. 6−11.

26) Существует несколько книг-жизнеописаний Св. Елисаветы на английском и русском языках, биография по Л. Миллер и недавно изданная биография «Ella». См. также в разделе «Orthodox Holiness» на нашем Интернет-сайте: www.orthodoxengland.org.uk.

27) См. «Two English Orthodox New Martyrs» в книге «Orthodox Christianity and the English Tradition», pp. 173−75.

28) См. в разделе «Orthodox Holiness» на Интернет-сайте www.orthodoxengland.org.uk

29) Для текстов богослужений Всем Святым Островов см. раздел «Hisperica Liturgica» на Интернет-сайте: www.orthodoxengland.org.uk

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2360


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика