НГ-Религии | Павел Круг | 19.07.2007 |
Согласно последним данным, 93% населения страны называют себя православными, при этом Молдавия остается территорией «канонического конфликта» между Русской и Румынской Православными Церквами. Кишиневская митрополия, пользующаяся автономией внутри Московского Патриархата, объединяет около 1200 приходов, а Бессарабская митрополия в составе Румынской Православной Церкви (РумПЦ) — около 130 общин.
Баталии вокруг скандального законопроекта продолжаются более полугода. До нынешнего времени в Молдавии действует принятый в 1992 году Закон «О культах». Ряд его положений ранее вызывал недовольство Совета Европы. По его рекомендации в 2002 году в закон были внесены поправки. Была отменена статья 15, которая закрепляла за государством право утверждать уставы религиозных организаций. Согласно упрощенным правилам религиозная организация лишь прилагает устав к заявлению о регистрации, которое Государственная служба по делам культов обязана утвердить в течение месяца. Таким образом, полномочия этого аналога советского Совета по делам религий уже пять лет назад были существенно урезаны.
Поправки 2002 года позволили официально зарегистрироваться Бессарабской митрополии РумПЦ — несмотря на противодействие представителей Московского Патриархата. Однако в целом старый закон вполне устраивает Кишиневскую митрополию. Он предусматривает, что «государство может поддерживать отношения сотрудничества с традиционной Православной Церковью» и запрещает «чрезмерный прозелитизм». В проекте нового закона, который лег на стол Владимиру Воронину и подписать который президент отказался, этих положений уже не было. В соответствии с рекомендациями Совета Европы Государственную службу по делам культов предлагалось окончательно упразднить, а регистрацию новых религиозных организаций сделать объявительной — единственным условием ставилось наличие подписей не менее 100 человек.
В декабре прошлого года новый закон о культах был принят молдавским парламентом в первом, а в мае этого года — во втором чтении. Подобно тому, как в 2002 году в клерикальных кругах возмущались регистрацией «раскольников» из Бессарабской митрополии, на этот раз страну охватила настоящая антисектантская лихорадка. Митрополит Владимир еще в марте направил в парламент свои поправки к законопроекту. Предлагалось включить в него упоминание о православии как традиционной конфессии, а также оставить статью, запрещающую прозелитизм. Однако эти предложения не были приняты к сведению разработчиками закона. Тогда у митрополита Владимира остался один выход — обратиться напрямую к президенту Воронину. И президент не отказал в помощи. Кстати, ранее он выступал за «усовершенствование закона о культах в соответствии с рекомендациями Совета Европы». Изменение позиции президента означает, что европейские ценности, включающие свободу совести и отделение Церкви и государства, плохо приживаются на молдавской земле.
«И я, и другое руководство страны относимся терпимо ко всем проявлениям веры в республике, но, конечно, поддерживаем православие. Однако появление все более необычных культов тревожит нас, потому что своего исторического места они в стране не имеют», — заявил молдавский президент в одном из последних интервью. Особый интерес в связи с этим заявлением вызывает то, что Владимир Воронин по своей партийной принадлежности — коммунист.
Тесный союз молдавской Компартии, наследницы КПСС, с Православной Церковью — уникальное явление на территории бывшего СССР. Объясняется это не только тем, что коммунисты имеют большинство голосов в парламенте, который избирает президента, а Церковь всегда поддерживает законную власть. Партия Воронина в Молдавии стала, по сути дела, единственным реальным противовесом националистическому движению, представители которого выступают за присоединение страны к Румынии. Недавнее вступление этой страны в Евросоюз — лишний козырь для них, тем более что огромное число молдаван уже имеют румынские паспорта. Для представителей Московского Патриархата подобный вариант развития событий — катастрофа, так как он предоставляет огромные возможности Бессарабской митрополии. С другой стороны, молдавская политическая элита вовсе не хочет терять свои полномочия и вынуждена искать возможности примирения с пророссийски настроенным Приднестровьем. При этом Кишиневская митрополия РПЦ остается единственной легитимной организацией, которая связывает правый и левый берег Днестра.
Неудивительно, что наиболее резкие заявления против «антиправославного» закона о культах и свободе совести раздались именно с левого берега. «Закон не делает различий между традиционными вероисповеданиями и тоталитарными, деструктивными, коммерческими, сатанинскими и псевдорелигиозными культами», — говорилось в майском заявлении приднестровского Союза православных граждан (СПГ). Особое негодование вызвало то, что законопроект в молдавский парламент внес Владимир Кубряков, лидер Христианско-демократической народной партии и секретарь Бессарабской митрополии РумПЦ.
Церковный раскол прямо отражается на раскладе сил в молдавском парламенте: коммунистическое большинство поддерживают Кишиневскую митрополию, а демократическая и националистическая оппозиция — Бессарабскую митрополию. В этой ситуации даже вопрос о церковном календаре приобретает политический характер. Как известно, Русская Православная Церковь празднует Рождество по юлианскому, а Румынская — по григорианскому календарю. В конце июня в парламенте обсуждалось предложение депутатов Социал-либеральной партии (СЛП) объявить 25 декабря выходным днем. Лидер СЛП Олег Серебрян доказывал, что Рождество по григорианскому стилю празднуют не менее 25% (!) жителей страны. Предложение было заблокировано коммунистами, представитель которых Виктор Степанюк заявил, что «празднование Рождества по старому стилю — давняя традиция, которой не следует пренебрегать. Дни 7 и 8 января являются выходными с момента провозглашения независимости республики».
Политизация церковного раскола в Молдавии накладывается на необходимость балансировать между европейскими секулярными ценностями и мнением Православной Церкви, которое бывает весьма консервативно. Причем речь идет не только о Кишиневской митрополии, непримиримой к «сектантам» и «раскольникам». Отношения Церкви и государства полностью зависят от политической конъюнктуры. Достаточно взглянуть на соседнюю Румынию, где с этого года действует закон, признающий только те религиозные организации, которые объединяют не менее 0,1% населения страны (то есть около 23 тыс. человек). При этом «особым статусом» наделены 18 крупнейших религиозных организаций, среди которых Румынская Православная Церковь занимает почетное первое место. Некоторые ее представители и вовсе предлагали объявить православие государственной религией, что вызывало протесты правозащитников. При этом в соседней Молдавии сторонники Бессарабской митрополии РумПЦ сами вовсю защищают свободу совести!