Татьянин день | Ольга Богданова | 19.07.2007 |
Что же нам известно о жизни великого мастера, творения которого (и в первую очередь «Троица») стали образцом для многих иконописцев, живших после него?
Это может показаться странным, но «Жития» Андрея Рублева не существует. Сведения о его жизни мы черпаем в основном из летописей.
Где, когда и в какой семье родился будущий иконописец, сказать нельзя. Кто-то утверждает, что он был родом из Твери, кто-то — что из села Радонеж, родины преподобного Сергия, кто-то — что был коренным москвичом. В «Сказании об иконописцах» Андрей Рублев назван Радонежским, из-за чего можно предположить, что Радонеж и был его местом рождения, но это только догадка.
Родиться он мог и в самом конце XIV века, и чуть раньше.
В это время русские войска воевали с татарами, в 1380 г. состоялось знаменитое Куликовское сражение. Был или не был Андрей Рублев его участником? Наверняка мы не можем этого сказать, но считается, что, скорее всего, нет. Предполагается, что около этого года он только родился на свет.
В 1398 г. Рублев стал послушником в Троице-Сергиевой Лавре и начал обучаться иконописи. Тогда на Руси было принято отдавать талантливых 14−15-летних отроков в послушание ради того, чтобы они освоили какую-то профессию: иконопись, каллиграфию. В условиях бедности и угрозы со стороны татар это фактически гарантировало молодым людям спокойную и, что очень важно для средневековой Руси, богоугодную жизнь, так что родители часто приветствовали такой шаг.
Был ли Рублев отдан в монастырь по желанию родителей? Это возможно. Но есть и другой вариант.
Послушника принимали в монастырь после внесения «вклада» (деньгами или землей), значит, присоединиться к братии мог только состоятельный человек. В Троице-Сергиевой Лавре такого «вклада» не требовали, поэтому вступить в нее мог и бедный мирянин. Это дает право предположить, что Андрей Рублев мог оказаться выходцем из бедной семьи, а то и вовсе сиротой.
В обучение он поступил к иконописцу Даниилу Черному, с которым вместе работал на протяжении всей своей жизни.
Обучение послушника предполагало теснейшую духовную близость с наставником, традиционную передачу секретов техники живописи, приготовления красок и т. д. Учитель передавал послушнику весь свой опыт, причем не только профессиональный, но и духовный.
В 1405 г. Андрей Рублев вместе с Прохором из Городца и Феофаном Греком расписывают Благовещенский собор Московского Кремля. Точнее, главным художником был византиец Грек, ему помогал Прохор, а Рублева летописи называют только третьим по счету. Эта работа примечательна тем, что здесь впервые был оформлен иконостас, состоящий из нескольких ярусов икон и фактически полностью покрытый образами. До этого алтарная перегородка была ниже по высоте и украшалась намного скромнее.
После росписи собора Андрей Рублев должен был вернуться в Лавру, однако этого не сделал. Видимо, из-за конфликта с игуменом.
В 1408 г. его ждет другая большая работа — фактически самостоятельно, а не под началом другого человека, расписать Успенский собор во Владимире.
Чем занимался мастер после этого, точных свидетельств нет. Известно лишь, что они с Даниилом Черным приняли священство. Жили они в это время в Андронниковом монастыре.
Приблизительно с 1425 по 1428 гг. Андрей и Даниил после переговоров с Никоном возвращаются в Лавру, чтобы расписать собор Святой Троицы. Работали они вместе с учениками, которых, вероятно, Рублев успел обучить тонкостям ремесла в предыдущие годы. Нельзя доподлинно сказать, какие из икон собора принадлежат кисти Рублева, а какие выполнены совместно с учениками или только ими. Есть мнение, согласно которому все три года, во время которых продолжалась роспись собора, Андрей Рублев посвятил созданию одного-единственного образа — знаменитой «Троицы».
Уникальность этой иконы в том, что она написана не в соответствии со сложившимися канонами. Было принято изображать «Троицу» как иллюстрацию описанного в Ветхом Завете события — явления Трех Ангелов патриарху Аврааму и его жене Сарре. Рублев же изобразил не событие, а саму Троицу, можно сказать, идею Троицы. Поэтому нередко говорят, что эта икона — иллюстрация, наглядное изображение одного из главных догматов христианства — единства Отца, Сына и Святого духа, Единосущной и Нераздельной Троицы.
Однако существует мнение, что «Троица» могла быть написана и до работы над украшением собора в Лавре, около 1411 г.
После работы в Лавре Андрей и Даниил едут в Спасо-Андронников монастырь. Там они расписывают собор. Эта, последняя работа в жизни Рублева — настоящий подвиг. В Москве в то время была страшная эпидемия язвы, постигшей народ, как верили москвичи, за грехи. Спасения люди искали у Бога, шли в церковь. У тех, кто занимался росписью собора, не было шанса избежать заражения.
Около 1430 г. умер Андрей Рублев. Вскоре после него — его учитель, друг и соратник — Даниил Черный. Предание говорит, что перед смертью он увидел видение — улыбающегося Андрея, который звал своего наставника к себе, в окружении праведников и святых.
Точных сведений о кончине Рублева, как и о его рождении, у нас нет.
На протяжении XVI—XVII вв. память преподобного Андрея была окружена почитанием. Можно найти свидетельства о духовном признании его святости в строгановском иконописном подлиннике: «Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многие святые иконы написал, все чудотворные…»
Андрей Рублев был канонизирован совсем недавно — в 1988 г. Подлинник написанной им «Троицы» хранится в Третьяковской галерее. Эта икона настолько знакома, понятна и близка, что невольно кажется, что все известно и про ее создателя. Она буквально сразу стала очень почитаема в народе, с нее сделаны многочисленные списки.
«Писать с древних образов, как писали греческие живописцы и как писал Андрей Рублев» — так постановил изображать Троицу церковный Собор, состоявшийся в Москве в 1551 г. Это было признание таланта художника на самом высоком уровне.