Русская линия
Известия05.06.2007 

Икона — не горчичник, а колбаса — всегда искушение
«Неделя» отвечает на вопросы, бурно обсуждаемые на православных сайтах

Водитель освященной машины через пару недель разбил ее и пришел в храм недовольный — не помогло. Батюшка ответил: «Сам-то ведь жив. И никто не пострадал. Мало?!» Родители заболевших детей требуют повторить крещение, мол, с первого раза не получилось… Можно ли прикладывать икону к больному месту? Собрав подобные вопросы, мы обратились за разъяснениями к авторитетным богословам и священникам Русской православной церкви.

Есть ли «фальшивого зайца» в пост?

вопрос: Всем понятно, из чего сегодня сделана неправославная колбаса и сосиски. Посоветуйте нашей семье колбасолюбов найти что-нибудь достойное человеческой формы жизни из этого великого колбасного океана. И еще: а бывает ли православная колбаса, и если да, то из чего и кто ее делает? Как относиться к постной колбасе (из гороха и сои)? К халяльной (для мусульман) или кошерной (для иудеев)?

(Раб божий Михаил)

Отвечает профессор Московской духовной академии Алексей Осипов:

Пища нас не поставит ближе к Богу: «не едим ли мы, недостатка не терпим; едим ли, ничего не пребудет» — так писал апостол Павел в Первом послании к коринфянам. Православным можно вкушать и халяльную, и кошерную колбасы — греха тут нет. А скверноядение начинается, если человек ест, веря, что в пище есть нечистый дух.

А вот употребление постной колбасы с мясными ароматизаторами я осуждаю. Это подмена. Вера подменяется формой, внешним благочестием. Если человек так слаб, что не может удержаться в пост, так честнее съесть колбасы настоящей. Кого обмануть пытаются?!

Куда приложить?

вопрос: Я прикладываю образ к колену, потому что очень болят суставы. Помогает сразу. Но не греховно ли это?

(Марина)

Отвечает профессор Московской духовной академии Алексей Осипов:

Очень опасно смешивать религию с магией. Если человек с верой обращается к Богу и молит его, обещая исправить свою жизнь, и прикладывается к иконам или мощам — это религия. Ну, а если кто-то считает, что икона сама по себе как предмет обладает чудодейственной силой, — это уже магия.

Пользоваться иконами вместо горчичников и компрессов не следует. Можно получить совсем другой результат. Апостол Павел так писал о недостойно причащающихся: «Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает».

Святыню целуют в знак благоговения, но чувствует ли его тот, кто намерен приложить ее куда угодно? Ведь болят у человека разные органы.

В «критические дни» молитесь дома?

вопрос: Дорогие сестры! Подскажите мне неразумной. Я знаю, что во время месячных в храм ходить нельзя, но ведь дома тоже всякие святыни есть: книги священные, святая вода. Что еще нельзя в такие дни, кроме как храм посещать? У священника как-то неудобно спросить

(христианка Елена).

Отвечает секретарь по межправославным связям отдела внешних церковных связей Московского патриархата, магистр литургики Николай Балашов:

Я рекомендую ознакомиться со специальной статьей сербского патриарха Павла. Я согласен с его позицией.

Справка «Недели»:

Его Святейшество пишет, что согласно Ветхому Завету женщины в таком состоянии считались молитвенно нечистыми, как и в продолжение 40 дней после рождения ребенка мужского пола и восьмидесяти дней после рождения ребенка женского пола. Однако, по словам патриарха, в Новом Завете на этот предмет смотрят по-другому: «Никакая телесная нечистота не делает нас нравственно и молитвенно нечистыми». Сотворенные Богом, говорит св. Афанасий Великий, мы «не имеем в себе ничего нечистого».

Патриарх предполагает, что запрет мог быть вызван возможностью «случайным истечением крови осквернить храм, который потребовалось бы освящать», но «современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы сделать храм нечистым, равно как могут и нейтрализовать запах», женщина с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или, если она некрещеная, креститься она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься.

Борис Клин

http://www.izvestia.ru/weekend/article3104858/


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика