Время новостей | Михаил Мошкин | 31.05.2007 |
«Паломники и туристы должны уважать дух монастыря и его внутренние установления», — поделился с «Временем новостей» своим мнением зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Как подчеркнул о. Всеволод, монастырь продолжает оставаться открытым миру, но и гости острова должны считаться с правом монахов на уединение, которого они зачастую бывали лишены. «Я с тяжелым чувством вспоминаю годы, когда в Троице-Сергиевой лавре с утра до вечера ходили толпы небрежно одетых туристов, руководимых полуграмотными экскурсоводами. При этом монахи практически не могли выйти из своих келий», — привел пример замглавы ОВЦС. Закрытие острова на зиму, по мнению о. Всеволода, не скажется на посещаемости Валаамской обители — зимой на острове и так бывает крайне мало туристов. «Я не понимаю людей, которые нарочито, с вызовом требуют, чтобы монастырь был не местом духовного подвига, а чисто туристическим объектом, который призван развлекать праздную публику», — подчеркнул протоиерей.
Примечательно, что паломниками, то есть приезжими, для которых монастырь будет открыт всегда, судя по всему, будут считать только тех, кто приедет на Валаам при посредничестве соответствующих структур при РПЦ. С 1 июня паломнический центр Московского патриархата и паломническая служба Спасо-Преображенского Валаамского монастыря будут включены в официальный реестр российских туроператоров. К слову, паломнический сезон в этом году открылся несколько ранее — 22 мая, в день перенесения мощей Николая Чудотворца. В монастыре в этом сезоне ожидают серьезного притока посетителей с большой земли — 10−15 тыс. паломников и не менее 100 тыс. светских посетителей.
Вопрос ограничений в доступе на Валаам, однако, касается и все еще живущих на острове светских семей. Не имеющие отношения к монастырю островитяне получили здесь жилье задолго до того, как Валаам был возвращен Русской православной церкви. Напомним, что, начиная с 1991 года, Спасо-Преображенскому монастырю было передано 90% ранее принадлежавшей ему недвижимости — храмов и хозяйственных построек. «Всего сейчас на Валааме проживает около четырехсот светских жителей, если считать вместе с детьми. Имеющих права голоса — 390 человек», — сообщила «Времени новостей» петербургский адвокат Татьяна Иванцова, не понаслышке знакомая с ситуацией на Валааме. Г-жа Иванцова защищала одну из семей, которую фактически вынуждают переселиться на «материк» — недавно по решению Петрозаводского горсуда ее подзащитных обязали освободить помещение на острове. Островитяне довольно болезненно реагируют на любые решения настоятеля монастыря, в том числе и об отказе принимать туристов зимой, поскольку полагают, что тем самым церковь подчеркивает птичьи права оставшихся на Валааме мирян.
Впрочем, быть отрезанными от Большой земли островитянам не грозит — как пояснили «Времени новостей» в администрации Сортавальского муниципального района, с Валаамом существует регулярное водное сообщение, не зависящее от туристической конъюнктуры. Летом ежедневно отходят теплоходы; между Валаамом, Сортавалой и Приозерском курсируют катера, а зимой можно добраться по ладожскому льду на судне на воздушной подушке.
Однако до Сортавалы нужно еще добраться, а органа светской власти на острове, по сути, нет. 15 июня прошлого года законодательное собрание Карелии не стало рассматривать вопрос о выделении острова в самостоятельное сельское поселение. «Государство не ставит своей целью полностью передать остров церкви и выселить его жителей. Везде говорится о добровольном переселении, — рассказывает г-жа Иванцова. — Но на деле выходит, что федеральные органы самоустранились от решения данной проблемы. В 2000 году Карелия зарегистрировала право собственности на последний объект — на Зимнюю гостиницу, и по умолчанию эта собственность была республиканскими властями передана монастырю. Земля передана в бессрочное пользование церкви».
Иск инициативной группы граждан о признании закона Карелии о передаче зданий монастырю недействительным дошел до Верховного суда России и был отклонен. При этом суд так и не определил, имеют ли граждане право жить в зданиях, которые теперь должны передаваться под церковное начало. «Если бы государство заявило — да, мы все передаем церкви, а граждан переселяем, — было бы понятно. Но де-юре людей не выселяют (юридически их не лишают права на жилье, выселили через суд лишь одну семью Мускевичей, сообщив, что их помещение непригодно для проживания)», — поясняет суть беспокойства мирян Валаама г-жа Иванцова. По ее словам, налицо юридическая коллизия — у людей на руках ордера на жилье, а им говорят: это нежилые помещения. «Закрываются глаза и на то, что изначально зданиям был присвоен милицейский адрес и что еще до 1991 года у жителей была прописка», — утверждает адвокат.
По мнению другой стороны конфликта — Московского патриархата, проблемы во многом надуманные. Юристы монастыря утверждают, что инициативная группа пытается организовать на Валааме самостоятельную коммерческую деятельность, противоречащую интересам обители, и отказываются идти на диалог с монастырем. «Эти люди не имеют никакого юридического права наживаться на монастыре», — замечает о. Всеволод Чаплин. «Поселения, о которых идет речь, появились на Валааме в результате деятельности советской власти, когда монастырь был закрыт большевиками, — подчеркивает о. Всеволод. — Нынешняя власть при содействии монастыря предоставляет людям, живущим на острове, жилье на материке». Переселение немонашеского населения острова на побережье ведется уже шесть лет. Еще 21 сентября 2001 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил 60-квартирный жилой дом в Сортавале, предназначенный для мирян Валаама. Тогда же игумен Панкратий сообщил, что по плану, разработанному Институтом урбанистики Республики Карелия, «для обеспечения жизнедеятельности острова» на Валааме необходимо оставить 300 человек.