Русская линия
Пресс-служба Псковской епархии Галина Сурусова23.05.2007 

Неизвестная Каппадокия

Название центральной части Анатолийской территории в Турции — Каппадокия — переводится по-разному, с персидского оно означает «земля красивых лошадей», и там действительно когда-то разводили лошадей.

Каппадокия — край геологических чудес расположена между городами Кайсери, Нииде и Кыршехир;. Если более точнее, Каппадокия имеет форму треугольника с вершинами в Ургюпе, Аваносе и Невшехире.

Земля Каппадокия — вулканические туфы, образовавшиеся в результате извержения двух вулканов много тысяч лет назад, которые использовались для создания жилья, церквей и целых подземных городов.

Из-за вулканической пыли земли Каппадокии отличаются необычайной плодородностью и по сей день. Каппадокия стала убежищем для первых христиан, которые создали более 3 000 церквей в скалах и украсили их многочисленными изображениями библейских событий.

В первые века христианства только Каппадокия дала Православной Церкви великих святителей и мучеников: Василия Великого, его брата Григория Нисского, Григория Богослова, великомученика Пантелеимона, великомученика Георгия Победоносца и др. Каппадокия явила и великих воинов-христиан. Каппадокийцы были лучшими солдатами Римской империи, и среди них было самое большое количество верных учению Христа воинов, замученных язычниками — императорами.

Православная вера пришла на Русь из Царьграда (Константинополя) вместе с крещеной Ольгой-псковитянкой. Вполне возможно, что эмиграция русского дворянства и воинства в Турцию, в Стамбул после 1917 года была промыслительным событием — русские возвращались в Византию, на родину своей Православной веры.

На днях в Турции, в Каппадокии состоялся турецко- российский Форум, организованный Министерством культуры и туризма Турции при участии Капподокийской Высшей школы туристического менеджмента, на котором побывала сотрудник Паломнического центра Псковской епархии «Вертоград» Галина Павловна Сурусова.

Галина Павловна, что это за Форум в Каппадокии, кого собирали и ради чего?

Министерство Турции пригласило российских специалистов для исследования Каппадокии. Министерство туризма и культуры Турции специально для нас организовало Форум, чтобы показать русским людям православные святыни Каппадокии. В делегацию из 150 человек вошли ученые, духовенство, историки, представители туриндустрии и паломнических служб России.

Нашей делегацией от РПЦ, членом которой посчастливилось быть и мне, руководил епископ Егорьевский Марк (отдел внешних сношений РПЦ). Мы посещали Анатолию, ту область в Турции, которая называлась в первые времена Христианства Каппадокией.

Мы знаем, что большинство из нас представляют Турцию только как систему пляжей и недорогого качественного отдыха?

Да, Турцию открыли лет пятнадцать назад наши «челноки», но Турция — довольно молодое государство, в прошлом это часть православной империи Византии со столицей Православия — Царьградом (Константинополем), теперь — Стамбул.

Для русских — это родная земля, к нам отсюда пришла Православная вера, правда, многие живущие в России, об этом не знают. Не знают, в частности, что такое Каппадокия.

Представители нашей туриндустрии признались, что за полтора дня в Каппадокии, сделали много открытий для себя, мы все многое узнали за эту неделю Форума в Каппадокии. И я представляю, сколько обретет там православный русский человек, если побывает в Каппадокии, в Турции. Эта земля — безсценная сокровищница Православия.

Да и вообще, эту историю, эту землю должен знать каждый образованный человек, и лучше всего ее узнавать со школьной, студенческой скамьи, потому что наш, русский путь к Православной вере, начинался и в Каппадокии тоже.

Что же такое Каппадокия?

Это высокогорная земля в центре Турции, туда трудно добраться, мы из Стамбула тоже летели самолетом, происхождение этой земли — вулканическое. Вулканические скальные образования, и сама природа здесь удивительны, в этой породе выстроены сотни церквей, монастырей, целые подземные города, тысячи часовен.

Это необыкновенное уникальное историческое наследие, наследие церковной истории, становления Православной Церкви. Выступающая с турецкой стороны на Форуме госпожа Алев Алати, удивительный человек, писательница, болеющая душой о судьбе Каппадокии, сказала, что главная проблема, которую они хотели бы обсудить вместе с нами — изучение Каппадокии, о которой не устоявшихся знаний.

Госпожа Алати выразила надежду, что православные богословы, русские специалисты — византологи, историки и археологи помогут прочесть тексты фресок в храмах, помогут систематизировать знания о Каппадокии.

В храмах Каппадокии есть богослужение?

Православные церкви в Кападокии открыты для туристов, но в них нет литургической жизни, они не действуют, христиане покинули эту местность. И более того, турки, не умея перевести византийские тексты названий храмов, фресок, не зная наших святых, называли храмы ассоциативно: церковь «С сандалиями» — они увидели на Иисусе Христе сандалии и так назвали храм.

А так как Каппадокия — родина Георгия Победоносца, как и многих других храбрых воинов-христиан, увидев фреску, на которой изображен великомученик Георгий, повергающий змия, назвали церковь «Змеиная». Рядом с одной из церквей растут яблони — храм получил название Церковь Эльмалы — «Яблоневая».

Что удивительно, ведь продолжаются Пасхальные праздничные дни до Вознесения, и мы в тех храмах, куда нам удалось зайти, пели Пасхальные гимны, возможно, впервые за несколько столетий. Это было радостное и необычное ощущение.

Каковы Ваши непосредственные впечатления от Каппадокии, Галина Павловна?

Вы знаете, когда я посещаю новые, неизвестные мне святыни, у меня всегда много вопросов. И такой вопрос возник у меня в Каппадокии: была такая сильная Православная страна, и что же должно было произойти, что она стала мусульманской?

И наша святыня — Собор Софии Премудрости Божией в Константинополе стал мечетью Айя — София, ныне это музей? Почему стоят пустыми византийские церкви и монастыри Каппадокии? Они не разрушены мусульманами, но там нет Литургии, там нет священников…Нам сказали, что в 1924 году турки резали греков, и греки покинули Каппадокию. Трудно в истории искать виноватых и обвинять, есть нам один Судья — Господь.

Да, историю судить нелепо.

Учиться у нее надо. И турки нас очень просили на этом Форуме, для чего они его и собрали, чтобы мы смогли им помочь составить хорошие тексты о Каппадокии, где была бы грамотно представлена история Каппадокии, храмов, фресок, верно переведены храмовые тексты.

С нами были и искусствоведы, знающие Византию, историки, археологи, снимали фильм о Каппадокии, и будут писать тексты о каппадокийских святынях, чтобы этими текстами могли бы пользоваться туроператоры, экскурсоводы в Турции, чтобы они были полезны тем, кто посещает не только пляжи Турции, но хочет узнать историю Православной империи Византии — второго Рима.

Интересно, турецкие экскурсоводы тоже признавались, что, благодаря нам, узнали историю Турции. Так что открытий много сделали обе стороны: и гости, и хозяева.

Каппадокия — это земля великих святых — «великих кападокийцев», а святых, названными «великими», в нашей истории Православной Церкви не так много, и большинство из них родились и стали великими на этой вулканической скале Каппадокии.

Епископ Марк сказал, что благодаря такой великой личности как святитель Василий и было так широко распространено христианство в Каппадокии.

Это еще было связано с периодом иконоборчества YII-XIX вв., когда монахи бежали из Константинополя, а их там было более тридцати тысяч. Константинополь являлся, в некотором роде, столицей монашествующих, они бежали в Каппадокию, устраивали здесь пещерные храмы и подземные монастыри, спасаясь от преследований и сохраняя чистоту веры.

Кто-то уходил из Константинополя в Крым до Бахчисарая, кто — то в южную Италию, но там пещерные монастыри не сохранились, а в Каппадокии остались. В каппадокийских храмах население спасалось от турок-сельджуков и жили в них до 50−60-х гг. XX столетия, потом началось строительство городов в Турции.

Как все меняется, Слава Богу! Турки воевали с Российской империей, а теперь зовут помогать.

Да, представители Каппадокийской Высшей школы, Министерства культуры и туризма Турции делали свои выступления на фоне изображения Святителя Василия Великого и великомученика Георгия Победоносца. Явно чувствовалось искреннее уважение турецкой стороны к наследию православной Каппадокии, к ее истории.

Они говорили, что им не столько важны проблемы гостиничного сервиса, сколько сохранение богатейшего исторического наследия Каппадокии для христианского мира.

Одно из турецких турагентств выиграло даже грант по сохранению и восстановлению церкви, 120 пещерных домов, будущих гостиниц и кафе для туристов Каппадокии.

Каппадокия — место подвига нашего святого Иоанна Русского?

Мы побывали в том месте, где находился в турецком плену святой праведный Иоанн Русский. Святой Иоанн Русский — один из самых почитаемых святых в Греции, он был в плену у турок в Каппадокии, жил на скотном дворе, над ним издевались окружающие.

Турецкий паша потребовал у него ответа, почему тот упорствует и не желает переходить в ислам, на что Иван ответил: «Я верую в Бога моего Иисуса Христа, мне не страшны пытки и мучения, от них моя вера становится еще крепче». Паша был потрясен ответом. Святой Иоанн русский скончался 27 мая 1730 года.

Местные христиане предали с почестями земле его тело, однако когда через 3,5 года могилу Ивана вскрыли, очевидцы стали свидетелями чуда — тление не тронуло тела праведника.

Когда греки бежали из Капподокии от резни, они взяли с собой нетленные мощи святого мученика Иоанна Русского, покровителя воинов, и теперь они покоятся на греческом острове Эвбея и в Пантелеимоновом русском монастыре на Афоне. В Греции особо почитают этого русского праведника. Многие считают св. Иоанна молитвенником и заступником заверу Православную.

Ваша поездка в Каппадокию была рабочей, но где же вы побывали?

Мы были в двух больших городах Каппадокии — на родине Григория Богослова — Назианзе (Нииде) и в Кайсери. Турецкая сторона нам показала не только возможности православного паломничества, но и экзотику Турции — ковровое ремесло, обработка драгоценных камней…

Нас впечатлило знакомство с Высшей Каппадокийской школой, которая была создана специально для развития этого региона Турции. Подписано соглашение между Каппадокийской Высшей школой менеджмента и Российской Академией международного туризма, чей филиал есть в Пскове.

Чтобы туристически осваивать Каппадокию?

Да. Они очень умно построили систему менеджмента: показывать то, что есть и развитию чего может помочь туризм: ремесла — виноделие, гончарное производство, ткачество и т. д.

Это основа жизни региона, а жизнь ремесел может продолжаться при востребованности их как туристического продукта, это же дает населению заработок, помогает жить. Нам показывали и шоу дервишей, и танцы, и ремесла, караван-сараи, снежные вершины гор, полеты на воздушных шарах — все в совокупности.

А условия проживания?

Мы жили в замечательных гостиницах, передвигались на комфортном транспорте — я там не видела ничего, чтобы напоминало наши старенькие «Икарусы». Прекрасные дороги — все европейского уровня.

К счастью, в Каппадокии нет огромных рекламных щитов, которые закрывают пейзаж и делают его неузнаваемым, не историческим. Каппадокия сохранила историчность, патину пейзажа, и мы видели то, что видели наши Великие Святители. Было полное ощущение, что мы находимся в мире первых христиан, в Кайсери уже были щиты, все, как везде.

Да, щиты, указатели, реклама, их размеры и агрессивность — это катастрофа.

Согласна. Если бы не было такой безграмотной рекламы, исторический пейзаж места был бы более правильным, правдивым.

Зачем же ехать в Каппадокию, Галина Павловна?

Наверное, мы в каждой поездке открываем новый мир, другой, который не знали. И открываем его через людей, которых раньше тоже не знали. Я рада и благодарна Богу, что с нами были наши специалисты-ученые, прекрасный ученый знаток Византии С.А. Беляев, искусствоведы и преподаватели московских вузов Нина Валерьевна и Елена Михайловна. Владыка Марк, священник Сергий из Московской Патриархии и священник Павел от Духовной Академии Троице-Сергиевой Лавры, высокообразованные, достойные священники. Меня на этом Форуме удивили люди: и наши, и турки.

И, конечно, храмы каппадокийские, они внешне — скалы, а внутри красота и божественная гармония, вот также в Православии, где главное все-таки «внутренний человек». Можно восхищаться Петрой в Иордании, где прекрасная форма, вообще язычество отличает великолепие форм, здесь, в Каппадокии, вулканическая порода, а внутри храмы поражают своим содержанием.

Петра ведь тоже пещерный город, но Петру посмотришь и забудешь, а здесь наполняешься, будто дотронулся до какой-то вершины и когда спустился обратно, тебя эта вершина снова зовет. Наши паломники в древности совершали длительное паломничество в Царьград, в Эфес к месту захоронения св. Иоанна Златоуста, потом шли к святителю Николаю в Миры Ликийские, и далее в Палестину, на Святую Землю.

Каппадокию обходили, оставляли в стороне, не было времени посетить и поклониться, и сейчас мы про нее мало знаем. Ее можно сравнить с Псковом, который тоже не очень хорошо знают, он остается где-то в стороне от больших и известных дорог, а величие его, как и Каппадокии, не сразу поймешь и оценишь, его можно увидеть только духовными очами, и для этого необходимо потрудиться. Епископ Марк на Форуме сказал, что мы приехали сюда для сотрудничества и соработничества, но не только для того, чтобы создать текст и фильм о Каппадокии, а чтобы приобщить наш народ к сокровищнице цивилизации и веры.

В свою очередь с турецкой стороны госпожа Алев Алати, представительница Каппадокийской Высшей школы отметила, что Турции нужна наша помощь не в строительстве гостиниц, а в изучении Каппадокии, о которой нет устоявшихся знаний, чтобы возможно было изложить их в письменном виде и понятно в историческом плане. Алев Алати сказала: «Я, как турчанка, мусульманка не хотела бы ошибаться и давать ошибочные сведения по истории Каппадокии и ее святынях.

Мы хотим иметь выверенные материалы, а это работа для энтузиастов, но полученными данные, будут переведены на популярные языки, и ими будут пользоваться туроператоры, экскурсоводы, туристы, паломники, водители».

То есть, турецкая сторона повышает, таким образом, интерес к Каппадокии: туризм развивает территорию Каппадокии экономически, а мы открываем свои Православные святыни? Это действительно взаимовыгодное сотрудничество.

Да. Сейчас Каппадокию посещают японцы, испанцы, французы, нас, русских, очень мало. И турки искренне признались, что без нас они не смогут «прочитать» Каппадокию и открыть ее миру. Каппадокию может понять человек православный, с православной душой.

http://www.pskov-eparhia.ellink.ru/browse/show_news_type.php?r_id=2936


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика