Русская линия
БлагословениеПротоиерей Олег Николаев22.05.2007 

Наше будущее строится на фундаменте веры
Интервью с протоиереем Олегом Николаевым, секретарем Бердянской епархии

Протоиерей Олег Николаев
Протоиерей Олег Николаев
Все больше людей наполняет православные храмы. Практически во всех крупных городах церкви не вмещают всех желающих, особенно по праздникам. Строятся новые соборы, их наполняют новые люди. Рождаются и новые епархии.

29 марта 2007 Священный Синод Украинской Православной Церкви Московского Патриархата принял решение об образовании новой епархии — Бердянской. Секретарем епархии был назначен протоиерей Олег Николаев, человек деятельный и многосторонний.

Отец Олег — настоятель храма в селе Осипенко под Бердянском, и возглавляет православный благотворительный фонд «Благовест». Главная задача которого — строительство храма во имя Святой Троицы в центре Бердянска. А еще отец Олег курирует и сам преподает в местных школах «Основы Православной культуры». Кстати, Бердянск — единственный город на юге Украины, где ОПК преподают практически во всех школах. А в прошлом, до принятия священства, отец Олег был врачом.

— Отец Олег, Ваша деятельность настолько обширна, что мне непросто начать разговор. Спросить Вас хочется сразу обо всем. Давайте начнем с самого, так сказать, заметного. В центре небольшого курортного городка Вы возводите грандиозный храм. Причем, насколько я знаю, не восстанавливаете разрушенный в советские годы — а именно новый. Это настолько неожиданно…

— Да, правда, в центре Бердянска не было Троицкого храма. Но был другой, весьма примечательный. На том месте, где сейчас идет строительство, стоял Вознесенский собор. Его закрыли в 1928 году, а через год взорвали. Сейчас о нем уже мало кто помнит. А ведь храм этот был не только красив, с точки зрения архитектуры и прочих искусств. В двадцатые годы, страшные для всей нашей страны и для нашего города (за несколько лет в Бердянске были закрыты, ликвидированы все церкви, кроме одной!) в нем служили двое из троих новомучеников Бердянских — настоятель протоиерей Виктор Киранов и протоиерей Михаил Богословский.

Возрождение веры в провинции идет не такими ударными темпами, а потихоньку, с охами и ахами на каждом повороте. Но постепенно и мы движемся. И вот, два года назад стало очевидным, что заброшенный и грязный фонтан на этом месте — вопиющ! Все же, храм должен стоять! С посвящением престола вышла заминка: ведь в Бердянске уже есть Вознесенский храм. И решили посвятить храм Святой Троице.

Храм мы задумали действительно грандиозный. Поэтому, решили организовать все силы, собрать вместе всех, кому небезразличен облик нашего города. Так возник Православный благотворительный фонд «Благовест». Нас поддержали городские власти, и дело пошло. 6 ноября 2005 года свершилась закладка первого камня.

Рабочий проект храма (он спроектирован в романском стиле) был заказан главному архитектору «ЯлтаНИИреставрация» Александре Петровой, выпускнице Московского Архитектурного Института, на счету которой 15 уже построенных храмов.

Сначала мы предполагали пойти по проторенному пути и заложить пенобетонные стены, облицевать их снаружи камнем, а внутри оштукатурить — и хватит. Но потом решили оправдать стиль проекта: выложить стены блоками натурального камня, и построить храм, подобный храмам древней Византии, Греции и Палестины! Камень, уникальный по своим характеристикам и внешнему виду (плотность, как у промышленно-изготовленного кирпича, а цвет теплый, светло-желтый с черным крапом), завезли из крымского карьера в селе Янтарное. Крышу мы покроем натуральной черепицей, купола и апсиды — медью. Иконостас у нас тоже будет «родом из Византии» — каменный, резной. Его мы заказали известному украинскому скульптору и художнику Олегу Радзевичу. Он уже пять таких сотворил!

Ну и в довершение хвастовства скажу, что все наши задумки были одобрены деканом факультета церковных художеств Свято-Тихоновского православного богословского гуманитарного университета протоиереем Александром Салтыковым, к которому мы постоянно обращаемся за консультациями и помощью.

Кроме церковного здания, предполагается построить воскресную школу, хоровую студию, студию изобразительного искусства, конференц-зал, трапезную, просфорню, крестильню и т. д.

— Да, размах впечатляет. А скажите несколько слов об упомянутых Вами новомучениках

— Это люди удивительной судьбы и блистающей святости! Они вместе служили, они оказались в одном бараке в лагере, они вместе предстоят пред Божиим престолом в мученических венцах — и вместе помогают нам, продолжая окормлять бердянских прихожан, утешая, вразумляя, светя своим примером. Очень сложно рассказать о них в двух словах…

Отец Виктор — духовно красивый и сильный человек — происходил из древнего болгарского священнического рода, история которого прослеживается документально с начала 18 века. Один из предков о. Виктора, священник Стефан, написал удивительную книгу «Рассказ бессарабского священника о страданиях под турецким игом православных болгар, бежавших из Турции в Россию в 1830 году и поселившихся в Бессарабии». А сам священномученик Виктор книг не писал, но остались удивительно проникновенные и полные духовной мудрости письма, которые писал он из лагеря своим родным.

Отец Михаил отличался настоящим смирением и кротостью, так, что даже его земной начальник — настоятель протоиерей Виктор называл его нередко «преподобным Михаилом». Он имел удивительный проповеднический дар: говорил ясно, доступно каждому даже простому и малообразованному человеку. Но в то же время в его словах была сокрыта несомненная духовная мудрость, способная удовлетворить и напитать образованных и взыскательных прихожан.

Впрочем, дерзну обратить ваше внимание на то, что подробное жизнеописание наших святых земляков, написанное известным церковным историком протоиереем Николаем Доненко (кстати, родом он тоже из Бердянска), вышло в издательстве Московского Подворья Троице-Сергиевой лавры в 2001 году. Книга читается на одном дыхании, в ней много иллюстраций, почти целиком опубликованы письма священномученика Виктора…

— Да, батюшка, но услышать живое слово всегда легче, чем прочесть книгу. Тем более такую — полную тягот и страданий…

-…полную света и любви! Полную молитвы и истинно христианского подвига! Вы знаете, ведь к великому сожалению, подвиг новомучеников недооценивается нами. Да, мы все признаем этот подвиг. Но большинство из нас вполне удовлетворены почитанием Царственных Страстотерпцев и двух-трех самых известных архиереев и пастырей. А тысячи святых — преданы забвению!!! А ведь таким образом мы проходим мимо несметных сокровищ!

Часто, знакомясь с житиями древних святых, христиане скорбят: ах, как это далеко от нас! Тогда была другая жизнь, другие люди! Как нам это применить, в нашей жизни???

И так причитая, мы лениво проходим мимо тех, кто был совсем таким же! Кто жил в этой же стране и в обстоятельствах более близких к нашим, чем подвижники первых веков.

Сложно «примерить» на себя и «равняться» на преподобного Антония Великого или великомученицу Екатерину — знойная пустыня и тонкие монашеские искушения или зверские телесные мучения премудрой аристократки. Куда понятней нам, сегодняшним святые, как и мы жившие в многолюдных городах, ходившие на работу и в магазин, воспитывавшие детей в детских садах и школах — и сохранивших веру!

— Чтобы было, что хранить, нужно это сначала обрести. Расскажите, отец Олег, как Вы пришли к вере?

— Конечно же, чудом! Господь привел. Как и всех нас — ничего особенного.

Рос я в самой обычной советской семье, не агрессивно-атеистической, но и от религии далекой. Помню, как бабушка учила меня в детстве молитвам. Первые «религиозные» опыты — помню, как где-то дошколёнком или в начальных классах школы, я пылко, по-детски, просил Бога о помощи, и Он мне никогда не отказывал. Это удивляло и радовало! Как я сейчас понимаю — всегда ощущалось Божие присутствие.

Сознательный выбор я сделал намного позже, уже взрослым человеком. Помню свое невероятное удивление, когда я, студент Крымского Медицинского института, узнал, что прославленный профессор Войно-Ясенецкий, по книгам которого нам преподавали — он на самом деле был епископ! И читал лекции в рясе и с панагией на груди! И это в суровое время гонений на Церковь!

Потом, уже в Бердянске пошел «по стандартной схеме» — стал ходить в храм, помогать на клиросе… потихоньку читал святоотеческие книги. Первыми, как сейчас помню, были прочитаны Оптинские старцы — преподобные Амвросий и Варсонофий.

До определенного момента шла, так сказать, стадия накопления. А потом — меня как обухом ударило: ну, научился читать по-церковнославянски, поклоны класть, к иконам прикладываться, свечи «правильно» ставить, выучил весь православный «лексикон» с бесконечными «простите» и «спаси вас, Господи» к месту, а чаще не к месту, службу более-менее знаю, как «опытная» старушка уже могу и «подсказывать» и «поучать"… Но это все внешнее, спектакль какой-то, обрядоверие… А дальше, что?!. Истина где-то рядом, но не в том, чему я так радостно учился до сих пор! И произошел перелом, открылся горизонт, передо мной предстало Православие, которого раньше не знал, во всей своей красе — полное, свободное, дышащее, прекрасное! Тогда и началась настоящая жизнь.

— А как вы стали священником?

— Была у меня такая юношеская мечта, наивная, конечно. Стать выдающимся врачом, сделать какое-нибудь важное открытие, получить Нобелевскую премию по медицине, и только для того, чтобы потом сказать с трибуны: Люди, не занимайтесь глупостями! Нам кажется, что мы уже все знаем о человеке, о его организме, о болезнях, и о том, как их лечить, но это все иллюзия! Это не долгожданная цель, не финиш. А мое открытие — это всего лишь очередной поворот, а может быть, и тупик! Получив ответ на один какой-то вопрос, мы неизбежно столкнемся с множеством новых, и так будет бесконечно! Да, человечество как будто способно победить многие болезни, но на смену им приходят новые и новые, а «старые» умело приспосабливаются к лекарствам, которые мы годами изобретаем. И это потому, что смерть победить невозможно никакими лекарствами! Они могут ее лишь «отложить», на время. До срока… Есть только одно, ради чего стоит жить — любите Бога, и будете счастливы! Такой идеализм…

Но прошло время, и в один прекрасный день я сказал себе: есть главное, найдена та жемчужина, ради которой можно пренебречь всем остальным. Поговорил со своим духовным отцом, он меня поддержал. И запорожский владыка Василий тоже. Перед рукоположением была генеральная исповедь, как у всех, кто собирается принять священный сан. И я всю свою жизнь перебирал…

Вспомнил, что когда-то очень сожалел, и сокрушался: почему мне почти не удалось поработать по специальности, зря, выходит, учился? После учебы в институте меня свалила какая-то странная болезнь, диагноза мне тогда так и не поставили. Просто не было сил жить: страшная слабость, головокружение и небольшая температура. И это продолжалось ни день, ни месяц, а долгих три года! Подозревали и рак, но, к счастью, это не подтвердилось. Работать, конечно, я не мог. Прошло все неожиданно. Просто в один прекрасный день я сказал родным: Я оставляю медицину, мне кажется это не мое. Моя жена, будущая матушка, единственная, кто тогда меня поддержала. Она сказала: «Делай, как знаешь». В это трудно поверить, но через несколько дней болезнь отступила. Так же неожиданно, как и пришла. Я понял, почему все это со мной случилось только тогда, когда готовился к этой исповеди… Слава Богу, что мне не пришлось за это время сделать ни одного аборта! Не думаю, что это моя заслуга. Просто через болезнь Бог уберег от чужой, невинной крови. Наверное, ради теперешнего моего священства.

— В последнее время в Церкви все чаще говорят о том, что демографическая проблема — важнейшая для нашего общества. Ваша первая специальность — врач-гинеколог, Вы специалист в области женского здоровья. Скажите, в чем Вы, как врач, видите пути решения демографического кризиса?

— Я не могу ответить на Ваш вопрос только как бывший врач, потому, что решение демографических проблем, на мой взгляд, лежит в нескольких плоскостях. Конечно, есть проблемы сугубо медицинского характера. Прежде всего, это массированная реклама различных противозачаточных средств, а, следовательно, и их широкое применение. Особенно это относится к гормональным средствам. Производители утверждают, что такие препараты не только защитят женщину от нежелательной беременности, но и помогут предотвратить некоторые заболевания, в частности, онкологические. Женщина годами смело глотает эти «чудо-пилюли», а когда она, все-таки, решается родить, то, к сожалению, беременность — уже желанная — почему-то не наступает. Она идет к доктору, начинает обследоваться, и обнаруживается, что те самые таблетки привели к весьма неприятным последствиям.

Попытаюсь объяснить, не вдаваясь в медицинские подробности. Многолетний прием подобных препаратов приводит к разбалансированию и нарушениям гормональной системы. Организм женщины как бы «разучивается» беременеть. Мало того, длительный прием таких контрацептивов способен привести к развитию, того, что называют предраковыми заболеваниями. Как говорится: «За что боролись….»!

И теперь женщине придется долгие годы лечиться от бесплодия, пытаясь вернуть себе то, с чем она с такой легкостью рассталась — возможность материнства. К сожалению, мне, уже как священнику, неоднократно приходилось сталкиваться с подобными ситуациями.

К тому же большинство контрацептивов являются абортивными. Их действие заключается не в том, что беременность не наступает! Уже оплодотворенная яйцеклетка не может прикрепиться к стенке матки, умирает и изгоняется организмом — под видом обычного женского ежемесячного очищения! Выходит, женщине кажется, что все как всегда, не было никакой беременности — вот и явные признаки того, что она не беременна. Да, уже не беременна. А, возможно, была! Говоря попросту это тот же аборт, то же убийство! А это уже не только медицинская проблема.

— Но разве можно винить женщин в том, что они пользуются такими таблетками, если ничего кроме рекламы — о пользе и удобстве — они не слышат и не знают!

— Конечно, нужно честно сказать о сегодняшнем плачевном нравственно-этическом уровне врачей-гинекологов. О том, чтобы врачи разъясняли пациенткам способы действия различных препаратов — чтобы женщины хотя бы сознательно делали свой выбор — можно только мечтать! Все наоборот, гинекологи не только пропагандируют контрацептивы, не только рассказывают о пользе «ответственного планирования семьи"… Многие женщины признаются, что в течение беременности они хотя бы один раз получали предложение сделать аборт. Любая инфекция, иногда даже легкий насморк являются подчас чуть ли не абсолютным показанием для его совершения. Конечно, это вещи вопиющие и недопустимые.

Но самый главный аспект демографического кризиса — мировоззренческий. До тех пор, пока в нашем обществе на многодетную мать будут смотреть, как на нечто ненормальное и патологическое, никакие демографические проблемы мы не решим. И начинать нужно с воспитания детей, прививая им традиционные христианские ценности, среди которых, конечно, и большая, многодетная семья. Это длительный процесс, но это главное. Без этого ничего не получится. Хорошо, если девочка будет мечтать о своей семье, хорошо, если ее идеалом станет любящая и ласковая мама, а не куколка Барби, с ее непомерно длинными ногами, которая, учитывая такие нереальные пропорции, не способна выжить, не то, что родить. А идеалом мальчика должен быть заботливый и трудолюбивый отец — глава семьи, а не вальяжный «мачо» с телеэкрана, лениво потягивающий пивко в промежутках между футболом и бесконечными «тусовками».

— Ну, эти идеалы будут формироваться столетиями. А пока мы видим, как в храмах местные «ревнительницы благочестия» набрасываются на девушку, оттого, что она вошла без косынки. А бывает, что стращают: мол, если будешь носить брюки, не миновать женских болезней, а если твоя юбка выше колена, то роды наверняка пройдут тяжело. Это мифология, или медицина действительно знает подобные случаи?

— Конечно, это из области приходских сплетен, «бабьи басни», как говорил апостол Павел. Даже диву даешься, с какой быстротой и регулярной периодичностью они распространяются! Причина их происхождения — невежество. Ни ношение брюк, ни длина юбки, конечно, напрямую не влияют на здоровье женщины и на ее репродуктивную функцию.

Но все-таки, несколько слов об одежде сказать нужно. Что касается храма, то все просто: лучше ходить в него в неброской одежде. С одной стороны, проявляя уважение к церковной традиции, и с другой, не привлекая внимание приходских «ревнителей» благочестия и не провоцируя их на «подвиги».

А кроме храма — стоит руководствоваться элементарным здравым смыслом. Ведь часто люди носят не ту одежду, которая удобна и комфортна, а ту, которая модна. А мода — это выдумка, мираж, она существует сама по себе, и сама для себя, и потому бывает несуразна, нерациональна, кичлива. Модная одежда не всегда заботится о здоровье того, кто будет ее носить, ведь ее задача — произвести впечатление, привлечь внимание, шокировать. Поэтому модницам и модникам во все времена приходится терпеть разные неудобства.

Если говорить конкретно о женщине, точнее о беременной женщине, о том, способна ли какая-то одежда навредить ее здоровью, то тут можно сказать вполне определенно: неполезно ходить на высоких каблуках. Из-за них центр тяжести тела смещается, а это грозит осложнениями со стороны опорно-двигательной системы, что может отразиться на течении родов. Не стоит носить тесную или слишком открытую одежду. Тесная — нарушает кровообращение, отсюда застойные явления, отеки, губительные для ребенка. Слишком открытая одежда не защищает от прямых солнечных лучей, которые в период беременности крайне вредны.

— Но если женщине бежать от всего модного, если стремиться прикрыть все, что можно прикрыть, то что ж это получится?! Привидение какое-то… Или средневековый исламский мир…

— В одежде, как и во всем, важно держаться золотой середины. Вовсе не нужно кутаться с ног до головы, во что-нибудь старенькое и уныленькое. Женщине, готовящейся к материнству, свойственно стремление укрыться от постороннего взгляда, сокрыть того, кого она носит. Поэтому нелепо в это время выглядит голый, выставленный напоказ живот и поясница. Кроме того, во время беременности внутренние органы, особенно, почки, и так испытывают колоссальную нагрузку, работая за двоих! Любое переохлаждение, а оно может случиться не только зимой, обыкновенный сквозняк могут спровоцировать воспалительный процесс и привести к тяжелейшим осложнениям. Благополучный же исход родов зависит от физиологии и анатомии женщины, состояния ее здоровья, размеров плода, а самое главное — от Бога!

— Наше время часто называют эпохой «вторичного язычества», большинство тех, кто называет себя верующими, зачастую не представляют себе даже элементарных основ православия, смысла праздников, не понимают слов, которые звучат во время богослужения. Да и в храм заходят только на Пасху — чтобы освятить куличи. Но ведь многое зависит и от самих священников — вот Вы, например, часто выходите с проповедью за пределы «церковной ограды»?

— Стараюсь. Знаю, что многие священники предпочитают редко выходить «в свет» — ходить на рынок, за продуктами, по магазинам, не любят появляться в людных местах. Не скажу, что мне это доставляет удовольствие. Ведь, если раньше, лет десять назад на мужчину с длинными волосами, с бородой, тем более в рясе, смотрели просто с любопытством, то теперь часто священник воспринимается людьми, ну, что ли… не совсем адекватно, порой, даже недружелюбно. Особенно в провинции. Наверное, во многом виноваты мы сами. Но, все-таки, главная задача священника — проповедь: горе нам, если не благовествуем. А любой выход в мир, в свет, в народ — это уже потенциальная возможность проповеди.

А потом, я заметил, что люди, приходя в церковь, почему-то редко обращаются к священнику. Они скорее предпочтут подойти со своими вопросами к бабушкам-свечницам, или в церковную лавку. Наверное, это происходит оттого, что человек, впервые пришедший в храм, чувствует себя «не в своей тарелке», находится на незнакомой ему территории и похож на ребенка, которому все непонятное поначалу враждебно. Священник же воспринимается им, как «главный» на этой враждебной территории, а «главного», «начальника» лучше не трогать, мало ли что… С бабушкой иметь дело все же безопасней.

А за пределами церковной ограды человек раскрепощается, ведь тут священник ему равный — он такой же покупатель, такой же прохожий. С ним можно заговорить. Люди охотно идут на контакт, общение происходит легче. Поэтому стараюсь что-то рассказать, если могу что-то объясняю. Знаете, иногда человеку необходимо просто пообщаться, выговориться. Вижу, насколько людям в наше время этого не хватает. Мы все разобщены, каждый сам по себе. Вроде бы вокруг масса народу, а человек страшно одинок…

— Все больше молодежи приходит сегодня в Церковь. На каком языке Вы говорите с ними о вере?

— К сожалению, на сегодняшний день в провинции в Церковь приходит не так много молодежи. Наверное, это происходит в силу атеистической инерции. В то время как в больших городах какие-то изменения уже прочно вошли в жизнь людей, то на окраинах о них еще и не слыхивали. Поэтому, с молодежью мне больше приходится общаться в стенах учебных заведений. Отсюда и несколько иная манера этого общения, несколько иной язык, чем в стенах храма. Конечно, особо современным молодежным сленгом я не обременяюсь, но стараюсь не употреблять штампованных, мертвых, пусть даже и красивых фраз. Студентам светских учебных заведений мне приходится освещать серьезные богословские вопросы, входящие в курс «Основы христианской традиции», который я преподаю. Например, христианскую антропологию и сотериологию. И тут приходится искать обыкновенные житейские примеры, чтобы объяснить простым языком довольно сложные христианские понятия.

— Бердянск — один из немногих городов Украины, где практически во всех школах преподают предмет «Основы православной культуры». Чему, по-Вашему, должны научиться дети на этих уроках?

— Мне думается, что главная задача преподавания «Основ православной культуры» нашим детям — это возможность иного, альтернативного взгляда на человека, на все мироздание. Противники преподавания этого предмета утверждают, что ребенок должен вырасти до того возраста, когда он сам сможет принимать решение, нужны ли ему знания о христианстве. За этими словами скрывается большая неправда. Потому, что уже с начальных классов, наши дети начинают получать в школах атеистическое образование. Все основные школьные предметы основаны именно на материалистическом взгляде на мир, на его законы, на человека. И когда дети вырастают, то оказывается, что их мировоззрение, их души уже сформировались именно в этом направлении. Так что и выбора-то, по большому счету, у наших детей нет! Хорошо, если кто-то из них оглянется назад и засомневается…

Курс ОПК вводит наших детей в мир богатейшей православной литературы, живописи, поэзии, зодчества. Это воспитывает в них хороший вкус, прививает любовь к непреходящим ценностям, в целом, помогая их духовному становлению. Главное, дети учатся различать добро и зло, любовь и ненависть, смирение и гордыню, учатся быть благодарными.

Сейчас в нашем обществе, к сожалению, почти нивелированы такие понятия, как совесть, честь, ответственность, патриотизм. А человек без них не может полноценно развиваться, он не может строить добрые, честные отношения с другими людьми, а, значит, не может быть и крепкого, справедливого государства.

Беседовал Сергей Канев

http://blagoslovenie.su/publisher/index.php?option=com_content&task=view&id=1361&Itemid=47


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика