Русская линия
Татьянин деньАрхимандрит Эмилиан (Вафидис)22.05.2007 

Православная духовность и «революция технологий»
Из наставлений о молитве архимандрита Эмилиана (Вафидиса)

В наши дни часто говорят о технологическом перевороте с разных позиций — одни выступают в его защиту, другие произносят анафемы. Давайте разберемся, есть ли с точки зрения православного богословия существенная разница между давнишней проблемой развития технологий и действительностью, которую мы переживаем сегодня.

Оказавшись в прошлом столетии, мы точно так же, как и сейчас, могли бы обсуждать проблемы технологического переворота и его общественные, политические, этические и религиозные последствия.

Быть может, когда говорят о наступлении новой эпохи в истории человечества, о третьем технологическом перевороте, несколько преувеличивают масштабы бесспорных изменений условий нашей жизни? Быть может, более уместно признать все эти изменения закономерным развитием процесса, начавшегося задолго до промышленного переворота?

«Достижение» сегодняшних технологий есть установление такого порядка, при котором все переворачивается с ног на голову. В прежние времена человек старался обратить свои знания во благо. Теперь же он проникает в глубочайшие законы природы и вмешивается в них. Вероятно, эти опыты дадут полезные результаты, но страшно то, что человек уже не остановится ни перед чем. Куда это нас ведет? Что поможет спасти и сохранить природу — добровольное ограничение человеком своих возможностей или, наоборот, их развитие до беспредельных масштабов?

Здесь уместно процитировать слова Иова: Он жесток к детям своим, как бы не своим, и не опасается, что труд его будет напрасен (Иов. 39, 16). Наше время, жестокое и равнодушное, ведет себя со своими детьми, как с чужими. Отсутствие рассудительности и страха Божия в людях умаляет многие их начинания, тщетными делает их труды.

Цель моей беседы не в перечислении произошедших революционных изменений, но в том, чтобы показать вам, моим современникам, какова истинная цель технологий и какие существуют православные богословские и нравственные критерии, оправдывающие ту или иную технологию или отвергающие ее как недопустимую.

Давайте посмотрим, когда возникли технологии.

Антропология и технология

Адам в раю был «обнажен и вел жизнь простую и безыскусную». Господь обеспечил его всем, поэтому ни в каких искусствах он не нуждался. Его призванием и основным занятием было созерцание Бога, Древа Познания. Бог соделал человека «садовником бессмертного сада», с тем чтобы он пребывал в непрерывном с Ним общении.

Понятие о технологиях возникло уже после грехопадения.

Первый сын Адама Каин был земледельцем (см.: Быт. 4, 1−26), Авель — пастухом. И тот и другой имели связь с природой. Третий сын Адама Енох стал архитектором и строителем городов.

Их потомок Иавал сделался основателем кочевой жизни, а его брат Иувал изобрел струнную музыку, псалтирь и кифару. Фовел был кузнецом, работал с медью и железом.

Енос, сын благочестивого Сифа, верный имени Божиему, установил первое место для церковного собрания, чтобы все эти технологи, потомки Адама, могли собираться там для служения Господу и для Его созерцания.

Так развивалась технология — от земледелия до промышленного переворота. По Божию благословению за усердные труды человеку удалось сохранить, несмотря на грехопадение, свое господство над природой. Ибо технологии, которые явились следствием человеческого разума, удовлетворяли необходимым для выживания потребностям человека. Это отличало его от животных и иных природных элементов, и так достаточно приспособленных для выживания.

Нужно сказать, что в древние времена в тексте Священного Писания не существовало различия между словами «ремесло — искусство» и «технология» (в греческом языке эти два слова имеют один корень: techni — искусство, ремесло, technologia — технология. — Прим. ред.), которые, как отвечающие естественным потребностям, были синонимичны слову «благо». Ремесло предшествовало появлению механики как самой необходимой из технологий. Время шло, и повышалось мастерство. Именно оно встало на службу не нуждам человека, а производству и извлечению выгоды.

Поэтому для того, чтобы сохранить свое господство над природой в процессе развития технологий, человеку необходимо не переступить разумного логического предела. Технология не есть нечто, существующее само по себе, но замысел о приложении внутренних законов и природных элементов, земных и небесных, во благо. А «сам человек имеет (согласно Григорию Нисскому) правильное устроение, к Небесам он устремляется и на вышний мир взирает. Именно это указывает на его царское достоинство».

Контроль над технологиями

Автоматизация — достижение промышленного периода, информационная оснащенность в постпромышленную эпоху, экологический кризис — все это заставляет задуматься над вопросом: а чем служит человеку этот ненасытный идол, этот неконтролируемый механизм, имя которому современные технологии? Почему все человеческое общество сегодня подчинено им и работает на создание корма для них? Филарет, митрополит Минский, привел мне такой пример: вся продукция некоторых огромных металлургических комбинатов по переработке железа уходит на изготовление новых машин для добычи того же самого железа.

Стремительный прогресс ядерной физики и генетики открыл нам новые научные горизонты. В то же время были созданы такие проблемы и опасности для всего человеческого рода, что в этом случае, безусловно, оправдано категорическое вмешательство нравственных законов в сферу технологии.
У меня вызывает беспокойство неуместный оптимизм и беспечность многих ученых и политических деятелей. Ибо развитие технологий уже работает на решение тех проблем, которые создает оно само. Кто в силах контролировать современную идеологию, которая призывает к выведению нового человека с помощью технологий? Здесь действуют слова апостола Павла: И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро (Рим. 3, 8). (В контексте послания смысл другой, см.: Рим. 3, 6−8, это слова не ап. Павла, а тех, кто злословит христиан).

Сторонники развития технологий приводят исторические аргументы и, замечая нам, что нельзя предвидеть все последствия, к которым приведут их открытия, отрицают необходимость какого-либо этического вмешательства.

Конечно, технологии суть плоды разума человека, сотворенного по образу и подобию Бога, и сами по себе вредом не являются. Но когда они безрассудно и неудержимо направляются к некоему беспределу, то становятся бесовскими и вместо света приносят мрак.

Опасность заключается не в технологиях самих по себе, но в произвольном и спекулятивном их употреблении, имеющем цель установить удушливое и тоталитарное господство над человеческой жизнью, разрешать все проблемы с помощью технических средств, пренебрегая законами морали и метафизики.

В заключение обратимся к церковной традиции.

Отношение Церкви к проблеме технологий

Церковь Христова в чистоте сохраняет нашу православную традицию. В ней содержится подлинная и единственная сила, черпаемая из жизни Церкви и ее опыта, монашеской сокровищницы, бездонной и животворящей.

В недрах монашеской традиции можно отыскать критерии допустимого поведения члена Церкви по отношению к интересующему нас вопросу. Церковь и монашество не расположены враждебно к прогрессу и технологиям. Напротив, монахи на протяжении столетий показывали серьезные результаты научной и технической изобретательности.

На Западе в Средние века монахи восстановили культуру, разрушенную нашествиями варваров. Монастыри являлись очагами точных наук, там развивались математика, зоология, химия, медицина. Так, монахи изобрели поднятие целины в земледелии. Многие достижения монахов были положены в основу развития технологий.

Святой Афанасий Афонский установил на Святой Горе механическую тестомесилку, приводимую в движение волами, что позволило монахам не пропускать богослужений. Этот агрегат, как рассказывается в житии святого, был «прекраснейшим по искусности изобретением». Все сферы своих занятий обогатили монахи подобными выдумками.

Православный монастырь всегда жил ожиданием конца света и предвкушением Царствия Небесного, поэтому представлял собой копию общества, устроенного по евангельским законам свободы и служения ближнему.

Святые отцы прилагали к технологиям, допустимым или недопустимым в монастыре, два критерия.

Умеренность

С помощью этого критерия избираются ремесла, которые не привнесут суету в тихое и спокойное монашеское житие и таким образом избавят иноков от лишних мучительных забот. Наша цель есть «простота и скромность». «Ремесла (согласно Василию Великому) сами по себе жизненно необходимы, если они не разрушают единства братии, нерассеянного совосседания Господу».

В монастыре действует закон: «наша цель — исполнение нужд». Преподобный Петр Дамаскин прибавляет: «Все то, что превыше необходимости, то есть то, что не приносит пользы для спасения души или поддержания сил тела, служит препятствием для хотящего спастись».

Естественно, что это правило применимо не только к монастырской жизни, но является каноном для определения степени необходимости использования той или иной технологии. Ему стоит следовать в том случае, если мы не хотим быть сами уничтожены примененными нами технологиями.

Бодрствование

Самый страшный враг, порождение постпромышленной эпохи — это информационный бум, который на самом деле есть развлечение от лукавого. Человек, заваленный миллионами картинок, телевизионных передач, другой продукцией средств массовой информации, теряет покой, самообладание, способность к созерцанию, обращается к внешнему, делается чужим сам себе, одним словом, теряет рассудок. Если взрослый человек или ребенок смотрят телевизор около 35 часов в неделю, то как не уподобится их ум и сердце Сцилле и Харибде?

Более того, верующие церковные люди признаются, что им трудно сосредоточиться на молитве, отставить мирские образы, эту бурю, поглощающую душу, ради трезвения духа, внутреннего равновесия, работы, приносящей удовлетворение, мир в семье и пользу общественной жизни. Мир промышленности ведет к настоящему язычеству.

Учение отцов Церкви о трезвении ума вооружает человека, помогает ему предотвратить разрушительные последствия эпохи технологий. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь (2 Кор. 10, 4), — говорит апостол Павел. Трезвение охраняет любого человека. Оно есть «постоянное приобщение благу в веке сем и в будущем» и «путь, возводящий в Царство наших душ и будущего века».

Трезвение есть привилегия не одних подвижников, созерцателей, но и всех тех, кто имеет сознание, пользующееся миром сим, как не пользующееся (см.: 1 Кор. 7, 31).

В эпоху технологий человек становится потребителем и рабом изготовленной им продукции. Затем, сохраняя этот статус, он попадает в еще одно рабство — информации и образов, заполняющих его жизнь.

Давайте вооружимся умеренностью и трезвением, извлеченными из опыта монашеской жизни, из нашей православной традиции. Они для «всякого человека, грядущего в мир» упразднят рабство и сохранят его здравие и господство. Ибо он есть сын Божий.

Перевод А. Ю. Никифоровой. Ср. на эту тему размышления старца Паисия Святогорца в книге Старец Паисий Святогорец. Слова. Том 1. Салоники, М., 2002. Главы: О Божией премудрости и окружающей среде и о том, что эпоха многих удобств равняется эпохе множества проблем. — Прим. ред.

http://www.taday.ru/text/44 185.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика